Новость о возобновлении переговоров по возможному сотрудничеству между министерством энергетики Грузии и российской газовой монополией «Газпромом» встревожила не только местные грузинские оппозиционные партии, но и азербайджанские СМИ, в которых заговорили о замене азербайджанского поставщика газа — компании «SOCAR» российским «Газпромом», а также о возможной «войне» между этими компаниями. На данный момент на «SOCAR» приходится до 90% поставок природного газа в Грузию, поэтому в компании считают, что правительство Грузии решило поставить точку на монополии азербайджанского газа в Грузии.
Азербайджанская сторона начала обсуждения на эту тему после того, как вице-премьер и министр энергетики и природных ресурсов Грузии Каха Каладзе заявил, что не будет лишним, если грузинская сторона получит от России больше имеющегося газового ресурса и у частных компаний «появится больше выбора». В свою очередь азербайджанские СМИ пишут, что азербайджанский газ обходится Грузии дешевле, чем российский газ Армении. Некоторые также напоминают про связь между «Газпромом» и экс-премьером Грузии Бидзиной Иванишвили, который владеет 1% акций этой компании.
В сентябре министр энергетики Грузии Каха Каладзе и директор «Газпрома» Алексей Миллер встретились в Брюсселе и обсудили вопросы текущего сотрудничества между странами в газовой сфере. Беседа коснулась также возможности повышения количества поступающего через Грузию российского газа в Армению для коммерческих операторов и частных компаний.
Как поясняет Каха Каладзе, рынок газа в Грузии свободен и любая компания может осуществлять поставки газа в Турцию, Иран, Россию, Армению по выгодному для себя тарифу.
Тему переговоров с «Газпромом» не оставил без внимания и президент Грузии Георгий Маргвелашвили, который посоветовал правительству страны провести внеочередную сессию в связи с вопросом об энергобезопасности страны. В ответ на это обращение, министр энергетики заявил, что не видит необходимости в обсуждении данного вопроса на заседании кабинета министров, так как у Грузии нет проблем с энергобозопасностью и если президент лично заинтересован этим вопросом, то министр готов предоставить детальную информацию о положении дел на сегодня. Министр экономики Грузии Дмитрий Кумсишвили исключил фактор воздействия Бидзины Иванишвили в вопросе переговоров между «Газпромом» и грузинской стороной. По его словам, для Грузии всегда важна диверсификация, как в экспорте, так и в импорте.
Ничего опасного в переговорах с «Газпромом» также не видит и член парламентского большинства, председатель парламентского комитета по отраслевой экономике и экономической политике Зураб Ткемаладзе. По его мнению, нет ничего плохого в том, чтобы Грузия не зависела только от одного поставщика. В этом случае у коммерческих компаний будет возможность по желанию выплачивать соответствующие суммы за определенное количество газа. Депутат не исключает и того, что некоторые частные компании могут оформить контракты напрямую с «Газпромом».
По словам Тгемаладзе, «Газпром» и сегодня поставляет газ в Грузию. Через Грузию проходит транзитный газ в Армению и за это от него остается в стране определенный процент. «На данном этапе в грузинский газовый рынок не входит новый игрок, речь идет о том, чтобы повысить транзитные поставки и получить от этого большую прибыль», – заявляет депутат.
Согласно распространенной информации, «Газпром» регулярно проводит переговоры с грузинской стороной и уже запланирована очередная встреча, но какие вопросы будут обсуждаться, «Газпром» пока не конкретизирует и заинтересованной прессе советует воздержаться от выводов и дождаться официальных результатов.
Эксперт и бывший советник премьер-министра Грузии Георгий Хухашвили относится к теме с осторожностью и говорит о политических рисках от возможных условий «Газпрома». Хухашвили считает, что т.к. для России вопрос газа носит политико-экономический характер, Грузии лучше иметь диверсифицированные возможности. «Правительство существует для того, чтобы создавать для страны лучшие условия», – заявляет эксперт.
Переговоры сами по себе не приносят вред или пользу, важен результат, поэтому Хухашвили пока не торопится с оценкой и «установлением диагноза». Так или иначе, министерство энергетики обязано поэтапно информировать общественность о процессе переговоров, чтобы не застать его врасплох, заключенным тайно договором.
«Почему Запад должен остро отреагировать на это? Они ведь сами покупают газ у «Газпрома». С Азербайджаном нас связывают долгосрочные контракты. Условия приближены к идеальным. Посмотрим, что предложит нам «Газпром» – экономические у него интересы или политические. Отказываться от диалога никогда не стоит», -заявил Хуханашвили.
По его мнению, Запад смотрит на Грузию, как на важного «проводника» энергоресурсов и если она лишится этой функции, никакая экономическая выгода не восполнит этот пробел и «мир потеряет интерес к Грузии». Заплатить такую цену не готово ни одно правительство страны. Об этом прекрасно понимают в правящей коалиции «Грузинская мечта» и однопроцентная доля от «Газпрома» Бидзины Иванишвили не играет роли, так как Грузия не нуждается в масштабных закупках газа.
Грузинские эксперты признают, что, несмотря на существующие сегодня проблемы, «Газпром» все еще остается крупной компанией и поэтому страны, подобные Грузии, своими мизерными закупками не меняют общей картины. По их словам, тут речь идет о розыгрыше рынка и об интересах грузинских групп, имеющих серьезную поддержку внутри страны.
До проведения встречи Каладзе и Миллера, чтобы немного остудить ажиотаж в азербайджанских и грузинских СМИ, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили неожиданно посетил Баку и встретился с президентом страны Ильхамом Алиевым. Параллельно, в «SOCAR» заявили, что ведется подготовка к оказанию конкуренции «Газпрому» на грузинском рынке.