Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в последние дни своего пребывания на посту главы правительства (о чем он, возможно, тогда и не подозревал) подписал со своим коллегой из Армении «Декларацию об установлении стратегического партнерства между Арменией и Грузией». Содержание документа не известно не только широкой общественности, но и экспертным кругам. Текст декларации ни один официальный источник не опубликовал, и судить о ее содержании можно лишь по заявлениям, которые два премьера сделали на совместной пресс-конференции в Тбилиси. Декларация была подписана «на полях» 13-го заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Армения и Грузией, которое проходило в конце января в Тбилиси.
Как заявил на брифинге 26 января тогдашний премьер Грузии Ираклий Гарибашвили, Грузия и Армения исторически были сильными союзниками, друзьями и не только соседями, и де-факто являлись стратегическими друзьями и стратегическими партнерами.
«А сегодня можно сказать, что эта реальность оформлена официально, и сегодня мы подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве», — подчеркнул Гарибашвили.
По его словам, интенсивно развиваются торговые отношения между двумя странами, и Армения стала для Грузии шестым по объему внешнеторгового оборота торговым партнером, и торговый оборот с ней превысил 1 млрд долларов США, а по экспорту из Грузии вышла на второе место. Отметил он и развитие сотрудничества в сфере туризма. По информации тогдашнего грузинского премьера, в прошлом году Грузию посетил почти миллион туристов из Армении. Не обошел Гарибашвили стороной и тему мирного договора между Ереваном и Баку и подчеркнул, что Грузия всегда была сторонником установления долгосрочного мира и стабильности в регионе.
«Мы всегда были готовы и сегодня готовы внести наш вклад, нашу контрибуцию в дело установления долгосрочного мира в регионе», — заявил Гарибашвили и выразил надежду, что Армения и Азербайджан в скором времени подпишут мирный договор.
Не менее важным назвал он и получение Грузией статуса кандидата в члены Евросоюза, что, по его оценке, должно принести пользу и блага всему региону.
«Это, конечно, очень важно не только для нашей страны и нашего народа, но и для региона. И хочу отметить, что сейчас обязательно будет продолжена работа над новыми проектами регионального значения. Господин Пашинян подтвердил интерес к региональным проектам, таким, как прокладка кабеля по дну Черного моря, и другим проектам, над которыми мы сейчас работаем», — заявил Гарибашвили.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в ответ напомнил о своей инициативе – проекте «Перекресток мира» и пояснил, что этот проект направлен на рост сотрудничества в регионе, но отметил, что в этом процессе очень важен вопрос защиты суверенитета государств региона.
«Наш регион может стать очень важным региональным путем между Югом и Севером, Западом и Востоком. Во всем этом большое значение придается инклюзивности. Всем государствам будет предоставлена возможность участия в экономических проектах», — сообщил Пашинян.
Перейдя к подписанной в этот день декларации, армянский премьер заявил, что это результат совместных усилий и выражение совместной целеустремленности. По словам Никола Пашиняна, он обсудил с премьером Грузии и тему доведения до конца процесса делимитации границы, и с этой целью соответствующим ведомствам обеих стран будут даны соответствующие поручения.
Уже по возвращении в Ереван, выступая на правительственном часе в Национальном собрании, Никол Пашинян сообщил, что в подписанном в Тбилиси документе «запланированы фактически все направления», что в декларации «отражается воля правительств обеих стран двигаться вперед по всей этой повестке дня». Однако и эти пояснения особого света на содержание подписанного 26 января документа не пролили.
Грузия и Армения после обретения национальной независимости и выхода из состава СССР поддерживали добрососедские отношения, которые, однако, до последних лет ни та, ни другая сторона, стратегическими не называли. Армения в условиях многолетнего конфликта с Азербайджаном и блокады со стороны Баку и Анкары до недавнего времени поддерживала тесные отношения с Россией и во многом зависела от нее, а Грузия с ее коридорами и портами была для Еревана своего рода спасительным связующим звеном, через которое Армения получала энергоносители из России и осуществляла с ней торговый оборот.
Так, все эти годы Грузия развивалась, ориентируясь на Запад и отдаляясь от России. Армения же была тесно связана с Москвой. Но с приходом к власти Никола Пашиняна эта связь начала постепенно ослабевать, а после невыгодного для Армении исхода второй карабахской войны и отсутствия той степени поддержки, которую она ожидала от партнеров по ОДКБ, особенно заметным стал крен Еревана на Запад.
Параллельно, Евросоюз и Вашингтон активизировались в процессе переговоров по мирному договору с Азербайджаном, и в Армении недвусмысленно намекнули, что московская площадка для этих переговоров им уже неактуальна и неинтересна. В этих условиях усиление партнерства с носящей имидж «прозападной страны» Грузией, к тому же заслужившей статус кандидата в члены ЕС, оказалось привлекательным для Еревана.
По оценке эксперта по вопросам Грузии Джонни Меликяна, подписание «Декларации об установлении стратегического партнерства между Арменией и Грузией» имеет историческое значение, так как этот шаг уравновешивает отношения Тбилиси с соседями.
«Стратегические отношения с Азербайджаном и Турцией у Грузии установлены с середины 2000-х годов. Армения неоднократно заявляла о необходимости придания отношениям стратегического характера, но Грузия до 2022 года активности в этом направлении не проявляла», — заявил Меликян.
По его словам, на фоне происходящих в регионе геополитических перемен, а также после агрессии Баку против Еревана, Грузия пересмотрела как собственную роль в регионе, так и значение протекающих процессов для своей страны.
На вопрос, изменятся ли планы правительства Грузии относительно стратегического партнерства с Арменией после смены премьера, эксперт ответил, что внешняя политика, которую проводил Ираклий Гарибашвили, полностью вписывалась во внешнюю политику правящей партии «Грузинская мечта», и эта декларация, вероятно, была согласована с учредителем и остальными лидерами правящей партии. Поэтому смена премьер-министра негативного влияния на уже подписанный документ не окажет.
«Сам факт подписания данной декларации совсем недавно, уже после возвращения в политику Бидзины Иванишвили, означает, что данный документ, конечно, был согласован на уровне лидеров партии. Так что никаких весомых изменений в этом направлении не ожидается. И армяно-грузинские отношения, которым на основе декларации был придан стратегический характер, получат новое наполнение в виде различных проектов», — заявил Меликян.
Грузинский эксперт Хатуна Лагазидзе, которой содержание декларации также неизвестно, считает, что стратегическое партнерство для Грузии и Армении будет взаимовыгодным и полезным.
«Сегодня, когда в самой Армении происходят эпохальные перемены, а об этом свидетельствует и недавнее заявление Пашиняна о заморозке членства в ОДКБ, когда Ереван освобождается от пагубного влияния России, — использование Грузии, уже имеющей статус кандидата в члены ЕС, как моста, ведущего к Европе, входит в интересы Армении. Тем более, что в процессе переговоров между Арменией и Азербайджаном лидеры Евросоюза проявляли повышенную активность и стремились перенести переговоры на европейскую площадку, и США были активны в этом процессе», — пояснила Хатуна Лагазидзе.
По ее словам, в новой реальности властям Армении очень важно предложить своему народу «солидную и ценную компенсацию понесенных потерь». И такой компенсацией, по словам эксперта, может стать стремление к Западу, за которым должны последовать встречные шаги. И здесь поддержка Грузии имеет для Еревана большое значение. Второй момент, на который обратила внимание Хатуна Лагазидзе, это новая инфраструктурная роль, которую откроет для Армении восстановление дипломатических отношений и возобновление сообщения с Азербайджаном и Турцией.
«В Грузии многие тревожились, что с открытием всех путей сообщения через Армению логистическая и инфраструктурная роль самой Грузии в регионе будет существенно ограничена. Поэтому для Грузии очень важно, чтобы инфраструктурные проекты, которые осуществляются и будут осуществляться в Армении, охватывали и Грузию», — заявила Лагазидзе.
Она считает, что обе страны – Грузия и Армения – нужны друг другу, и начало стратегических отношений между ними вполне логично.
В смелости правительства Армении и самого Никола Пашиняна она не сомневается, но подчеркивает, что немаловажно и то, насколько смелым будет правительство Грузии, чтобы «в условиях давления со стороны России выступить посредником между Арменией и Западом, потому что, по ее словам, самый близкий путь к Западу для Армении проходит через Грузию».
Ирина Хачидзе