За возвращением учредителя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили в политику последовали изменения в правящей команде. Так, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили покинул пост и переместился на должность председателя партии. Тогда как действующий председатель «Мечты» Ираклий Кобахидзе был представлен Бидзиной Иванишвили на пост премьера. Первого февраля на внеочередном съезде «Грузинской мечты» кандидатура Гарибашвили была утверждена единогласно и Ираклий Гарибашвили сменил Ираклия Кобазидзе, а тот его на посту главы правительства.
В день съезда лидеры партии ответили на вопросы СМИ, но сам Бидзина Иванишвили, который является почетным председателем партии, ни на съезде не выступал, ни с журналистами не общался. Лидеры «Мечты» связывают эти изменения с парламентскими выборами 2024 года и заявляют, что претендуют на получение конституционного большинства.
Ираклий Гарибашвили – единственный премьер «Грузинской мечты», который дольше других оставался на этом посту. Правда, он вернулся на должность премьера повторно, но факт, что продолжил проекты, начатые во время первого срока своего пребывания на посту премьера и во взрывоопасной обстановке в регионе, сумел осуществить важные для страны экономические и инфраструктурные проекты. Именно в период его правления был подписан договор о стратегическом партнерстве с Китаем. Знаменательно и то, что 2024 год начался визитом представительной делегации Грузии в Китай и этой делегацией руководил именно Ираклий Кобахидзе. Гарибашвили в тот период еще был премьером. Как видно, перемены в правящей команде Иванишвили наметил заранее.
Об отставке с поста премьера Ираклий Гарибашвили заявил на специальном брифинге в администрации правительства. Это решение объяснил внутрипартийной демократией «Мечты», тем, что и другим якобы нужно дать возможность. На этом же брифинге Гарибашвили поблагодарил Бидзину Иванишвили, руководителей партии и парламента, членов кабинета министров и сотрудников администрации правительства за огромную поддержку в период его работы премьер-министром.
В день съезда также стали известны дополнительные подробности. Как отметил сам Гарибашвили, его отставка с поста премьер-министра была неизбежна, просто он мог принять это решение через несколько месяцев и оставаться на своем посту до лета. Он выбрал немедленную отставку. В конце концов, его не отпустили домой, как это случилось в первый раз, а избрали председателем правящей партии.
Ираклий Гарибашвили считает, что он верно служил стране, бескомпромиссно отстаивал интересы Грузии и народа и гордится результатами, достигнутыми за этот период. Он говорит, что работать на должности главы правительства начал в самый сложный период, в условиях внутреннего и международного политического, экономического, социального кризисов. Ираклий Гарибашвили пообещал братскую поддержку новому премьер-министру «Мечты».
«Основатель партии представил премьер-министра, что в этом нового? Главное событие — выборы. Нас ждут очень сложные выборы. Наша цель — прийти с конституционным большинством. Теперь я буду уделять больше времени партийной деятельности. В нашей команде царит внутренняя демократия. Я был премьер-министром дольше всех, в течение 5 лет. Важно, чтобы и другие проявили свои способности», — заявил Ираклий Гарибашвили журналистам после съезда.
Основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили 30 декабря во время своего выступления на съезде партии заявил, что возвращается в политику в качестве почетного председателя партии. На том же съезде он заявил, что причиной его возвращения в политику является «защита правительства от человеческих соблазнов». Однако он также заявил, что премьер-министр страны меняться не будет и изменений не планируется ни в правительстве, ни в правящей партии. Как мы видим, после декабря события развивались по сценарию, противоположному тому, о чем говорил Иванишвили.
Следует отметить, что согласно поправкам, к Уставу «Грузинской мечты», после возвращения Бидзины Иванишвили в политику выдвижение следующего премьер-министра является его прерогативой как почетного председателя.
По мнению аналитика Гии Хухашвили, Ираклий Гарибашвили не делал ничего, кроме проблем, все делал Бидзина Иванишвили. Сейчас ему это надоело, и «занял свое место».
«Почему он убрал Гарибашвили? Потому что был сыт по горло тем фактом, что все делает Бидзина. Эти маленькие ребята «разгулялись». Если в этой стране что-нибудь случалось, все происходило по поручению премьер-министра, то есть сделанное Бидзиной Иванишвили сваливали на Гарибашвили. Между тем счета Бидзины заморозили, и он сошел с ума. Он встал, указал ему на свое место и сказал, что тот ему не нужен, а он понял, что ему нужно делать, и якобы ушел по собственному желанию», — сказал Хухашвили.
По его словам, у Ираклия Гарибашвили своей команды нет, и это подтверждает тот факт, что с его отставкой в правительстве ничего особенно не изменилось, правящая команда осталась на своем месте, за небольшими изменениями. Эти изменения коснулись министра обороны Джуаншера Бурчуладзе, которого сменит мажоритарий от Зугдиди, вице-спикер парламента Ираклий Чиковани.
По словам Гии Хухашвили, нынешний кабинет министров был кабинетом министров Бидзины Иванишвили, что и подтвердили последние события.
«Этот кабинет министров был кабинетом Гарибашвили? Это был кабинет министров Бидзины Иванишвили. Мы постоянно говорим о теневом правлении, и сами не хотим до конца в это верить. У нас была иллюзия, что несколько министров были назначены Гарибашвили, и если у Гарибашвили возникли проблемы, то значит, что и у других министров возникнут проблемы? В этом же нет логики», — заявил Хухашвили.
После отставки Ираклия Гарибашвили в Кабинете министров чувствовались разные ожидания. Скорее всего, министры ожидали перемен. Возьмем, хотя бы, настроение министра юстиции Рати Брегадзе в те минуты, когда Гарибашвили подал в отставку и Брегадзе автоматически стал исполняющим обязанности министра.
Рати Брегадзе опубликовал в соцсетях статус, где говорил о лидерских качествах Ираклия Гарибашвили. По его оценке, лидерские качества Ираклия Гарибашвили – это сплочение команды, объединение вокруг общей цели и такая мотивация, которая может генерировать неограниченную энергию. Почерк Ираклия Гарибашвили – беспрецедентно сильная поддержка всех хороших дел.
«Все большие дела, которые были начаты в Министерстве юстиции, завершены и продолжаются, в буквальном смысле этого слова, являются результатом 24-часового участия Ираклия и его поддержки. Я никогда публично не говорил о человеческих качествах Ираклия. К ним относятся достоинство, верность, доблесть, самоотдача и восприятие чужих невзгод как своих собственных. Я был свидетелем многих случаев, когда он совершенно молча помогал людям, и никто никогда об этом не слышал и никогда этого не поймет. Жизненный девиз этого человека — скрывать доброту», — написал Рати Брегадзе.
По словам журналиста и политического обозревателя Бондо Мдзинарашвили, смена правительства «Грузинской мечты» была ожидаемой, логичной, своевременной и необходимой. С другой стороны, Ираклий Кобахидзе приобрел настолько большое влияние в партии и парламенте, что необходимо было заменить его в исполнительной власти, чтобы тот попробовать свои силы.
По словам Мдзинарашвили, в конце года, после возвращения Бидзины Иванишвили в публичную политику и принятия поправок к Уставу «Грузинской мечты» стало ясно, что перед выборами, и не непосредственно перед началом активной избирательной кампании, а гораздо раньше мы увидим какие-то перемещения. Более того, по мнению Мдзинарашвили, мы увидим еще больше кадровых перестановок.
«Те, кто наблюдает за системным мышлением Бидзины Иванишвили, видят, что он не доводит персонал, ресурсы которого ему понадобятся в будущем, до крайнего износа. Однако сейчас определенно не время отдыхать. Ираклий Гарибашвили возглавлял правительство в самое сложное время. Особенно последние два года. Для того, чтобы справиться с внутренними и внешними вызовами, его настрой сыграл важнейшую роль. И сейчас начинается новый этап, который требует других подходов. Вот почему председатели партии и правительства поменялись местами», — сказал Мдзинарашвили.
По его словам, интеллект и образованность Кобахидзе признаются даже его политическими противниками, поэтому он считает, что, как и Гарибашвили, Кобахидзе будет успешным премьер-министром.
«Ираклий Гарибашвили обладает серьезным авторитетом среди сторонников «Грузинской мечты» и в самой партии, и с позиции председателя партии он сможет лучше консолидировать электоральные ресурсы. Баланс между правящей партией, парламентским большинством и правительством имеет решающее значение. Каждая структура начинает привыкать к повседневной рутине, что затем приводит к негативным последствиям, а с этим решением начинается новый этап», — сказал Бондо Мдзинарашвили.
По его словам, в данной ситуации нейтрализована и угроза образования отдельных группировок в правящей партии. Эта угроза является слабым местом всех серьезных партий, что в конечном итоге приводит к ее дезорганизации. Вернувшись и взяв в свои руки бразды правления, Бидзина Иванишвили сохранил единство правящей партии, что является необходимым условием для предвыборной кампании и победы на выборах.
Кандидат в премьер-министры Ираклий Кобахидзе уже представил парламенту состав правительства. Парламент утвердит состав правительства накануне, 8 февраля. Посмотрим, что изменится от перестановки двух Ираклиев.
Шорена Папашвили