«Главный» медиа-менеджер радикальной оппозиции Грузии и заключённого экс-президента Михаила Саакашвили, учредитель телекомпании «Мтавари архи» Ника Гварамия на свободе. Все это произошло благодаря подписи нынешнего президента страны Саломе Зурабишвили, которая помиловала его 22 июня. Глава государства объявила о своём решении в ходе специального брифинге во дворце Орбелиани. Однако, реакция на ее решение была резко отрицательной как в среде избирателей, так и ряда политических сил, которые выговорились до идеи импичмента президента. Лидеры партии «Единое национальное движение» (Националов), которые до сих пор не воздерживались от оскорблений в адрес президента-женщины, моментально сформировали отряд ее защитников, обещая ей защиту от импичмента. По их мнению, следующим «правильным шагом» президента должно быть помилование самого Саакашвили.
Другая же часть избирателей действующего президента считает, что президент – единственный «настоящий политик» в правительстве страны, который всегда принимает правильные решения. Граждане вспомнили не одно оскорбительное высказывание, сделанное самим Никой Гварамия в адрес Саломе Зурабишвили в прямом эфире, и даже опубликовали на странице президента в Facebook видео, где Гварамия отзывается в таком тоне о первом лице страны. Как видно, Зурабишвили поставила «национальное будущее страны» выше собственной личной обиды, избавив от грузинского правосудия того, кто публично оскорблял ее.
Как пояснила сама Саломе Зурабишвили на чрезвычайном брифинге, решение о помиловании Гварамии она приняла после того, как 19 июня «истекли все правовые основания», когда Верховный суд не принял к рассмотрению кассационную жалобу по делу Гварамия. Президент подчеркнула, что не собирается делиться с грузинским обществом какими-либо объяснениями своего решения, так как это ее дискреционное право.
«Сегодня хочу сообщить только то, что сказала в Европарламенте, в Брюсселе: такое решение, дискреционное право президента, не должно подвергаться насилию, советам, рекомендациям или иным угрозам с чьей-либо стороны, что «если мы этого не сделаем, то случится то-то и то-то». Это решение президента», — заявила Саломе Зурабишвили.
Напомним, что Тбилисский городской суд 16 мая 2022 года вынес Нике Гварамия приговор по делу о злоупотреблении полномочиями в период руководства телекомпанией «Рустави 2» и осудил его на 3 года и 6 месяцев лишения свободы. 2 ноября того же года Апелляционный суд Тбилиси не изменил решения суда в части срока заключения, а адвокаты обжаловали решение в Верховном суде страны.
Генпрокурор правительства Саакашвили Ника Гварамия – не единственный бывший высокопоставленный чиновник, кого Саломе Зурабишвили помиловала в период своего президентства. До этого были экс-министр обороны Ираклий Окруашвили и бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава. В общем, «Грузинская мечта» сажает, а президент «с европейским подходом» освобождает.
Для политолога Арчила Сихарулидзе важнее помилования Гварамии то обстоятельство, пожертвовала ли Саломе Зурабишвили своей карьерой для того, чтобы сделать приятное европейцам. По его оценке, серию помилований чиновников правительства Саакашвили пытаются представить так, что она сделала этим очень хорошее дело для Грузии и ее перспектив в Евросоюзе, но это, по словам эксперта, неправда.
«Меня интересовало, окончательно захоронит Саломе Зурабишвили свою карьеру в Грузии или нет. Оказалось, что европейское будущее для нее важнее, чем мнение большинства населения Грузии и справедливость. Высокопоставленные чиновники, которых она помиловала, в Страсбургский суд не обращаются или подобно Михаилу Саакашвили проигрывают, что подтверждает объективность грузинского суда», — заявил Dalma News Арчил Сихарулидзе.
По его мнению, Ника Гварамия – один из первых, кто вносит в общество презрение и ненависть, ругается в прямом эфире, угрожает, и это его стиль.
«В странах Евросоюза подобного Гварамии преступника не помиловали бы», — заявляет Сихарулидзе.
С другой стороны, возникает вопрос, не оказывает ли президент своими помилованиями своеобразную медвежью услугу правящей «Грузинской мечте» перед Евросоюзом, в то время как Грузия ожидает статуса кандидата в ЕС, а нахождение Гварамии в заключении оценено как отрицательный факт в рекомендациях Еврокомиссии.
По мнению Арчила Сихарулидзе, от Запада слышится немало критики в адрес «Грузинской мечты», и за этой критикой якобы стоит медиаплюрализм, демократия, но в действительности все это пропаганда.
«Освобождением Ники Гварамия «Грузинская мечта» никаких очков перед Евросоюзом не наберет, но потеряет многих своих избирателей. Никакой принципиальности у этой политической силы нет, она по всем вопросам торгуется. Ника Гварамия был освобожден по причине поддержки медиаплюрализма. Но за период своей деятельности в СМИ Гварамия запомнился зрителям своими радикальными и насильственными заявлениями. Если после этого он включится в политику, непонятно, как собирается завоевать сердца избирателей», — заявляет Арчил Сихарулидзе.
Согласно ему, даже в оппозиции поняли, что Ника Гварамия, Саакашвили и ЕНД – это прошлое. Поэтому от них дистанцировались мелкие партии.
По мнению части сторонников «Грузинской мечты», освобождение Ники Гварамия из заключения – результат западной директивы, чтобы вдохнуть капли жизни в умирающую, находящуюся в коме оппозицию. А другая часть думает, что Саломе Зурабишвили служит не интересам населения Грузии, а будущему своих детей.
По мнению члена движения «Сила народа» Тамты Мегрелишвили, президент помиловала Нику Гварамия по поручению других, что моментально сказалось на продвижении ее детей по службе. В частности, сын Саломе Зурабишвили, который был рядовым сотрудником офиса ООН, попал прямо в Елисейский дворец. А ее дочь, которая была спортивным репортером американского телеканала, сегодня руководит группой зарубежной прессы в Белом доме.
«Это фактическое доказательство того, что, когда президент начала свои антиправительственные заявления, ей это оценили по достоинству», — заявляет Тамта Мегрелишвили.
По ее оценке, ложь, что президент ожидала завершения правовых процедур и непринятия жалобы Верховным судом, потому что европарламентарий Виола фон Крамон заявила, что знала о решении президента еще 31 мая.
«Понятно, что президент Грузии желала помиловать Нику Гварамия, но она также выполняла чье-то поручение и ожидала для этого подходящего времени. Это время наступило 22 июня. Саломе Зурабишвили отложила в сторону любовь народа и грузинское правосудие и заменила их интересами собственных детей. Антиправительственные выступления президента оценили те люди, которые являются нашими «неусыпными друзьями» и которые, к сожалению, освобождение Ники Гварамия оценили как одно из средств сокращения поляризации и шаг вперёд, сделанный Грузией в этом направлении», — заявила член «Силы народа» Тамта Мегрелишвили.
Эксперт Амиран Салуквадзе вообще не видит в помиловании Гварамии проблемы для страны и общества. Этот шаг – проблема президента и самого Гварамии. Проблема для президента потому, что она переступила через три судебные инстанции, дождалась Верховного суда, но не дождалась Страсбурга. По его словам, если бы Страсбург оправдал Гварамию, Гварамия был бы чист, несмотря на вопросы в связи с 7-8 миллионами, но к президенту претензий не было бы.
«Помиловать надо тогда, когда убедишься в несправедливости наказания, в положительных результатах этого помилования. Какие положительные результаты принесет это обществу? Нуль. Национальное движение вместо того, чтобы успокоиться, делает более ужасные заявления. То есть, поляризацию, неприемлемость друг для друга это не уменьшает», — заявляет Амиран Салуквадзе.
На вопрос, наносят ли подобные решения президента ущерб прозападным настроениям в Грузии, Амиран Салуквадзе отвечает:
«Если нам дадут статус кандидата, кто-то скажет, перевесило моё решение. Когда на одной стороне бывший прокурор, который арестовывал школьников за кражу мяча, который погром в телекомпании «Имеди» оправдал тем, что она была ангажированной, как будто его телекомпании сегодня – эталон объективности, а на другой стороне кто-то смеет выложить статус кандидата, именно такие подходы и пробуждают антизападные настроения».
По мнению эксперта, кого бы ни помиловала президент Зурабишвили, это ее конституционное право. Что же касается Ники Гварамия, его нахождение на свободе, так же как и в камере, политической оппозиции это ничего не добавит. Сам Гварамия, уже будучи на свободе, продолжить ругаться и тиражировать ненависть в прямом эфире. Президенту Зурабишвили, которую ее избиратели самоотверженно защищали от нападок националов, сегодня обещают защиту как действующие, так и бывшие националы.
Шорена Папашвили