Масштабная акция под лозунгом «Грузия прежде всего», которая прошла 30 апреля, оказалась впечатляющей для грузинского политического спектра. «Красные линии», которые вместе с населением Тбилиси провели приехавшие в столицу жители регионов, были громким посланием с точки зрения как внутренних, так и внешних политических приоритетов. Та часть подготовленного организаторами акции текста обращения, где говорилось о запрете пропаганды ЛГБТ и прекращении идеологической обработки молодежи в учебных заведениях, получила поддержку со стороны участников многолюдной акции.
После акции 30 апреля отдельные политики перешли к действиям, приступив к исполнению «заказа народа». Так, например, оппозиционный депутат парламента от партии «Европейских социалистов» Фридон Инджия анонсировал подготовку «нового законопроекта, который запретит пропаганду ЛГБТ». О том, что конкретно будет запрещено этим законом, Инджия пояснил:
«Пропаганда, когда выходишь с флагами и бегаешь. На это смотрят дети, подростки, население. Это неприемлемо для грузинского народа».
На вопрос, будет ли у государства право на разгон акций, организуемых общиной ЛГБТ, Инджия ответил, что и это будет регулироваться законом. По его словам, большая работа над законом не нужна, так как он почти готов и будет представлен законодательному органу в течение 10 дней.
Из сказанного Инджией можно заключить, что речь идет о 8 законопроектах, соответствующих тем 8 требованиям, которые были озвучены в ходе акции 30 апреля. Среди них: тяжелое демографическое положение, низкие зарплаты, ограничение пропаганды ЛГБТ, которая, по его словам, разрушает Грузию, грузинскую семью, государство, влияет на демографическую ситуацию.
«Каждому человеку решать, какой он будет ориентации, но для грузинского государства пропаганда всего этого неприемлема. Я сам был на акции, куда пришли воодушевленные люди, любящие Грузию и желающие спасти страну. Я записал те требования и направления, которые там озвучили. Таких требований к властям было примерно восемь, и исходя из этих требований мы подготовим законопроекты», — заявил Инджия.
Как выяснилось и как отметил сам Инджия, никакой коммуникации с правящим большинством по этому вопросу у него не было. Соответственно, ему неизвестно, что думают об этом вопросе лидеры «Грузинской мечты».
По словам председателя фракции «Грузинская мечта» Мамуки Мдинарадзе, в правящей партии не рассматривается вопрос принятия подобных законопроектов по трем причинам: первая (и главная) – с правовой точки зрения, вторая – прагматичный аргумент, что это могут использовать пропагандисты ЛГБТ и радикальные силы, которые затем весь свой нарратив построят на данной теме; третья – большинство «Мечты» считает, что нездоровой пропаганде нужно противопоставить «здоровую пропаганду», чтобы принятие подобных законопроектов «невольно не подливало воды на мельницу радикалов».
Позже, 4 мая, выступая с речью на открытии Конференции консервативных политических действий (CPAC) в Венгрии, премьер-министр Ираклий Гарибашвили заговорил о т.н. «здоровой пропаганде». По его словам, вместе с большинством грузинских родителей он желает того, чтобы его дети воспитывались на христианских ценностях. Согласно Гарибашвили, власти Грузии не допустят ни насилия над меньшинством, ни насилия меньшинства над большинством, для того, чтобы «агрессивной пропагандой заменялись те ценности, на которых основана вся история Грузии».
По его словам, эти ценности – Бог, родина, человек, которые собраны в Евангелии («Новый завет»).
«2000 лет историю и культуру Грузии определяют эти ценности, они лежали в основе грузинской идентичности, объединяли наш народ. Их заслуга то, что в сложных геополитических ситуациях, будучи в эпицентре столкновений империй и цивилизаций, Грузия как маленькая страна спаслась от тех перипетий истории, которые уничтожили множество сильных империй», — заявил Ираклий Гарибашвили в ходе визита в Венгрию.
Согласно премьер-министру Грузии, преданность традициям не означает отказа от обновления, «но не все новшества приносят блага». В подтверждение сказанного он привел слова Католикос-Патриарха всея Грузии Илии Второго и отметил, что «порой за свободу борются от имени ложной свободы». В частности, определенные силы пытаются достичь своих целей именно разрушением традиционных, семейных ценностей и навязыванием ложной свободы – пропаганды ЛГБТ, попыткой узаконивания смены пола у несовершеннолетних детей.
«Такими так называемыми новшествами людей отрывают от своих корней, семьи, истории, управлять такими людьми легко, поэтому в такое сложное время наше оружие и сегодня – это традиционные, христианские, консервативные ценности. Зло часто приходит именно под именем обновления. Так было в случае с фашизмом и неоднократно во всей истории», — заявил Гарибашвили.
Премьер-министр Грузии также отметил, что в эпоху глобализации людям больше всего нужны моральные ориентиры и ничьи интересы не должны ограничиваться из-за интересов других людей.
Как поясняет Ираклий Гарибашвили, в 2014 году Грузия именно с этой целью в соответствии с требованиями плана действий визовой либерализации с ЕС приняла антидискриминационный закон, который, по его словам, должен был защищать права каждого гражданина Грузии.
Принятие в 2014 году так называемого «антидискриминационного закона» вызвало протест у большинства населения Грузии. Против решения парламентского большинства открыто выступила церковь. По оценке противников данного закона, этим законом уравняли различные традиционные меньшинства (религиозные, этнические и другие) с сексуальными меньшинствами.
«Разврат уравняли с верой и национальностью. На основании антидискриминационного закона садомиты имеют право направлять воспитателей и педагогов в детские сады и школы для воспитания наших детей. Этот закон открыл путь беспрепятственному внесению в школы тематики мужеложества (теории пола, нового предмета «Я и общество» или обновленного предмета «Наша Грузия» и других)», — заявляют противники этого закона.
На этом фоне «Грузинская мечта» была вынуждена заглушить возникшие в обществе волнения и в 2014 году внесла в Конституцию страны определение семьи как «единства женщины и мужчины». Этим Западу указали на то, что большинство населения Грузии выступает против узаконивания однополых браков.
Аналитик Заал Анджапаридзе заяшил в беседе с Dalma News, что каждый понимает антидискриминационный закон по-своему, но несмотря на то, что в законе четко не определено, что в Грузии должны быть узаконены однополые браки, это все же вступает в противоречие с Конституцией.
«В Конституции записано, что семья – это союз женщины и мужчины. Возникают определенные правовые коллизии. Кто-то может прочитать, что антидискриминационный закон защищает права сексуальных меньшинств, в то время как этот закон защищает права всех меньшинств – религиозных, этнических и других и запрещает любую дискриминацию. С другой стороны, наше общество – православное общество. А в православии то, что записано в «антидискриминационном законе» считается грехом», — заявляет Заал Анджапаридзе.
По его словам, это один из факторов, препятствующих сближению Грузии с Евросоюзом, так как там к этому вопросу подходят иначе.
«Хотя и на Западе есть консервативные круги, достаточно влиятельные, которые разделяют традиционные подходы, и если какой-либо европейских политик либерального направления сделал какое-то заявление о нашем премьере, это, исходя из их ценностей, обычное событие. Это столкновение ценностей не только в Грузии, но и во всем мире», — заявил Заал Анджапаридзе.
Внешняя политика «Грузинской мечты» оказывается в неудобном противостоянии с ее же внутренней политикой, в которой пытаются считаться с собственными избирателями. А стабильные избиратели этой партии – традиционно и консервативно настроенная часть населения страны.
Политолог Арчил Сихарулидзе считает, что грузинский политический истеблишмент живет по правилу максимального удовлетворения требований Запада, цель которого — «стать частью западного мира».
«Но, как выяснилось, этого недостаточно, так как в Грузии существует такое явление, как избиратель, вкусы и интересы которого зачастую не совпадают с вкусами Брюсселя или посла США Келли Дегнан», — отметил он.
По мнению Сихарулидзе, «Грузинская мечта» осознала, что, если в Грузии что-то произойдет, ответственными будут они, а не Келли Дегнан или западные политики. С одной стороны, Западу говорят, что привержены их ценностям, с другой стороны, знают, что их избиратели и большая часть общества – консервативно-либеральные.
Отвечая на вопрос о том, какую сторону власти Грузии обманывают своей двойной игрой, Арчил Сихарулидзе отметил, что «Мечта» не может обмануть ни Запад, ни грузинский народ. Согласно ему, на Западе понимают, что в Грузии есть население, которое не будет слепо следовать тому, что скажут на Западе.
«Проблема в том, что мы не должны впадать в радикализм. Все в жизни – пропаганда, мы должны понять, что такое пропаганда ЛГБТ и где «красные линии» в этой пропаганде. Мы не должны впадать в религиозный фанатизм. Нам нужна осторожность», — заявил Dalma News Арчил Сихарулидзе.
Шорена Папашвили