Начало марта выдалось для Тбилиси напряженным и насыщенным акциями протеста месяцем. После того, как 9 марта протест молодежи против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» был объявлен завершенным, 11 марта оппозиционная парламентская партия «Гирчи — болжше свободы» собрала молодежь у здания парламента для того, чтобы выразить протест против проекта нового «Кодекса обороны». Так, оппозиционная партия выступила против обязательного призыва молодежи в армию, требуя, чтобы армия была укомплектована только по контактому принципу.
По их оценке, государство обрекает молодежь на «рабский труд в публичном учреждении» за 125 лари – чтобы те «нажимали пальцами на кнопки и поднимали-опускали шлагбаумы», а вместо подготовки молодых солдат используют их как дешевый обслуживающий персонал.
«Рабство никогда не будет хорошим, как бы идеологически его ни маскировали. В 1991 году мы обрели независимость, но защищать свободу до сих пор хотим за счет рабской системы», — такова позиция лидеров «Гирчи».
По их мнению, «одна из форм рабства – когда человек вынужден против собственной воли с оружием в руках защищать других людей».
Отметим, что согласно подготовленному министерством обороны страны проекту нового «Оборонного кодекса», обязательная военная служба будет называться следуюшим образом — «Национальная военная служба призывников».
В законодательном пакете немало новшеств, в том числе то, что представители духовенства не смогут воспользоваться правом отсрочки призыва на военную службу. Священнослужители будут призываться на невоенную альтернативную трудовую службу. Причиной отсрочки все еше остается статус студента. Так, студенты будут служить только по желанию и только в системе министерства обороны. Они смогут добровольно выбрать приемлемые для них условия одного их трех вариантов:
- ежегодная военная подготовка летом (1 полный месяц в году, в течение 4 лет);
- 2-летняя программа подготовки младших офицеров (параллельно базовым учениям);
- прием в «платный территориальный резерв» (ежегодно на 45 дней, 4-летняя программа);
Возраст призыва на национальную военную службу в Грузии составляет 18-27 лет. Сокращение срока – вместо 12-месячной службы предложено:
- для службы в боевых подразделениях – 6 месяцев;
- для службы в подразделениях охраны и обеспечения – 8 месяцев;
- для службы на должностях младшего командного состава и заранее определенных специальностях – 11 месяцев.
Пройти военную службу призывники смогут только лишь в оборонном ведомстве. В документе также сказано, что «призыв будет осуществляться с учетом приоритетов министерства обороны».
Предусмотрено такве увеличение сбора за отсрочку военной службы – вместо 2000 лари (отсрочка на 18 месяцев) будет 10 000 лари (отсрочка на один год).
С 1 января 2024 года военный учёт граждан и призыв призывников на национальную военную службу или на резервную военную службу будет прерогативой министерства обороны. Ранее эту функцию выполняло министерство инфраструктуры.
Согласно инициированному правительством законодательному пакету, у религиозной организации «Гирчи» («Грузинская христианская, евангелистская, протестантская церковь – библейская свобода») не будет возможности освобождения молодежи от военной службы, что она делала на протяжении многих лет.
Комментарий в связи с обязательной военной службой сделал премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили. До занятия поста премьера он был министром обороны. Как говорит Гарибашвили, работа над новым кодексом началась в тот период, когда он был министром, и главная задача правительства – создание сильного резерва.
«Мы страна с богатыми военными традициями. Не хочется, чтобы в стране распространилась вредная политика, которую вели «Гирчи». Одной из главных мотиваций было преодоление вызовов от «Гирчи». Это не грузинское явление, когда молодому человеку говоришь, что он не должен служить государству. Десятки тысяч человек введены в заблуждение. Армия сегодня – самый рейтинговый институт вместе с церковью», — заявил Ираклий Гарибашвили в телевизионном интервью в эфире телекомпании «Имеди».
По его словам, до сих пор призванных военную службу молодых людей использовали для охраны тюрем и различных объектов, что необходимо изменить.
«Мы хотим подготовить здоровых патриотов, предложить им современную военную подготовку, как минимум 6-месячную. Такую, где у них будут хорошие условия и хорошее обучение, откуда они выйдут сформировавшимися, подготовленными молодыми людьми», — заявил премьер-министр.
Противники позиции «Гирчи» есть и на оппозиционном фланге. Как заявляет председатель парламентской политической группы «Граждане» Алеко Элисашвили, для такой маленькой страны, как Грузия, находящейся в таком тяжелейшем регионе, обязательно вместе с контрактной армией иметь и многочисленный подготовленный резерв, а это возможно только путем восстановления обязательного призыва.
«Если мы хотим иметь безопасную страну, нужно вернуть систему призыва, но этот призыв должен быть справедливым, правильным и для всех», — заявляет Алеко Элисашвили.
Бригадный генерал (в отствке) Амиран Салуквадзе положительно оценивает восстановление обязательной военной службы, особенно на фоне украинской войны. По его словам, готовность человеческих ресурсов подразумевает готовность к войне. Самый быстрый метод создания качественного резерва – это именно обязательная военная служба.
«Та модель, которая предложена, служит именно тому, чтобы призывать молодежь на 6 месяцев, обучать по 9-недельной американской программе, а в течение остального периода продолжатся учения в составе взводов и рот. Резервисты зачисляются уже в свои подразделения, где проходят обязательную службу. Это одна из хороших моделей», — заявил Dalma News Амиран Салуквадзе.
По его словам, на фоне российско-украинского военного противостояния даже Германия решила вернуть обязательную форму военной службы, хотя восстановление ранее уничтоженной и расстроенной инфраструктуры будет длительным процессом. Германия уже назвала одной из проблем воссоздание аннулированной инфраструктуры.
По мнению Амирана Салуквадзе, в Грузии должна быть как обязательная, так и контрактная система. Другой вопрос – прохождение призывниками военной службы в пенитенциарной системе. По его мнению, молодые люди 18-20 лет на обязательной службе не должны соприкасаться с заключенными.
«Эта проблема существовала при всех властях. А в условиях «Грузинской мечты» определенные вопросы были решены, осталась охранная полиция, но и там с 2025 года призывники служить не будут. Караул уязвимым не является. Военную технику, которая имеется у армии в мирный период, с которой она должна воевать, другие службы не защитят, ее должна защитить сама армия. Должно быть гарантировано, что боевая техника находится в исправном состоянии и в случае боеготовности не откажет», — заявляет Амиран Салуквадзе.
По его словам, защита боевой техники в мирный период, по законодательству, — это выполнение боевой задачи, поэтому ответственность высока.
«И в окопах не постоянно стреляют, там тоже дежурят, чтобы кто-то в окопе постоянно бодрствовал. Есть еще объекты тыла, которые обеспечивают снабжение бойцов на передовой линии. Это склады горючего, боеприпасов и пункты управления. Охранять все это военнослужащий учится в мирный период. Призыв на фронт неподготовленных солдат означает, что отправляешь молодых людей на смерть. А подготовленный боец воюет», — заявляет генерал Салуквадзе.
По его оценке, 6-месячного срока достаточно для подготовки резерва.
Что касается условий, существующих в армии, как заявил Амиран Салуквадзе Dalma News, проблема условий практически решена.
«Что касается питания, везде, где я побывал, своими глазами увидел, что этот вопрос решен. И пайки не ограничены. Остается вопрос учений. Последние 3 года министерство обороны перешло на новую модель. Находящиеся на обязательной службе проходят обучение по той же программе, что и военнослужащие, состоящие на контрактной службе», — отметил он.
Интерес к службе в грузинской армии в последнее время проявляют и женщины, но в Грузии это законом не определено.
«Не думаю, что мы, подобно Израилю, должны включить весь народ в обязательную военную службу. Мы мужчин не можем охватить, настолько много противоречий. Девушки же давно проявляют интерес, и служат к тому же», — говорит Салуквадзе.
Следует отметить, что Ираклий Гарибашвили в бытность министром обороны провел в этом ведомстве не одну значительную реформу: был разработан 10-летний план построения сил обороны; особое внимание уделено модернизации вооружения и снаряжения; развиты возможности противовоздушной обороны; устаревшая техника заменена новейшими брендами; отремонтированы и реабилитированы до 250 военных объектов; улучшена экипировка военнослужащих, силы обороны в соответствии со стандартами НАТО получили высококачественную военную форму и обувь; улучшены рацион питания и условия охраны здоровья.
Правозащитник Дмитрий Лордкипанидзе заявляет, что обороноспособность страны строится на трех основах – это регулярная армия, активный резерв и гражданская оборона. Хотя после августовской войны 2008 года Грузия сократила регулярную армию на одну треть, в стране отсутствует активный резерв, гражданская оборона в результате приватизации ее объектов полностью расстроена и уничтожена, только в Тбилиси в 2003-2011 годы проведена приватизация 447 объектов гражданской обороны – подземных убежищ. Выполнение задач гражданской обороны возложено на Службу по управлению чрезвычайными ситуациями. Разрушена инфраструктура стратегических запасов, в министерстве экономики аннулировано соответствующее звено (реформа Бендукидзе).
«Сегодня, на фоне кризиса на Украине, перед Грузией стоят особенные вызовы. С каждым днем растет число тех посланий от западных партнеров, которые по форме и содержанию однозначно требуют превращения Грузии в их опорную военную платформу при наличии политической воли и твердого согласия властей – принести страну в жертву их глобальным геополитическим амбициям», — заявляет Дмитрий Лордкипанидзе.
По его словам, повышение обороноспособности страны сегодня – главнейший приоритет!
Ш. Карчава