Третий президент Грузии, гражданин Украины Михаил Саакашвили уже более года находится в заключении, хотя основное время проводит в медицинских учреждениях. Девятый месяц он лечится в терапевтическом отделении клиники «Вивамеди». Бывший верховный главнокомандующий Грузии фактически отбывает заключение в гражданской клинике, а не в учреждении по исполнению наказаний.
Объявленный в розыск в Грузии Саакашвили на протяжении нескольких лет ютился в правительстве Украины. За это время его заочно осудили по нескольким делам и вынесли приговор. Он признан виновным приговорами судов трех инстанций – по уголовному делу об избиении Валерия Гелашвили и по уголовному делу Сандро Гиргвлиани. Ему было присуждено 6 лет лишения свободы. Кроме того, Саакашвили обвиняется в разгоне акций протеста 7 ноября 2007 года, погроме в телекомпании «Имеди» и незаконном завладении имуществом семьи Бадри Патаркацишвили, а также в растрате средств Специальной службы государственной охраны в размере до 9 млн лари (более $3,5 млн).
Буквально за пару дней до выборов в органы местного самоуправления, бывший президент Грузии тайно прокрался в страну в контейнере со сметаной. Его задержали за незаконное пересечение государственной границы и предъявили обвинение по соответствующей статье Уголовного кодекса. Уголовные дела третьего президента Грузии рассматривает Тбилисский городской суд.
Адвокаты экс-президента и члены партии «Единое национальное движение» требуют отсрочки наказания для Саакашвили и отправки его на лечение за границу. Семья Саакашвили даже наняла на Западе влиятельные пиар-компании, чтобы обратить грузинский суд под внешнеполитический прессинг и с помощью своих лоббистов спасти осужденного Саакашвили от грузинского правосудия.
На нескольких процессах в Тбилисском городском суде показания в статусе свидетелей дали и иностранные специалисты. Один из них – американский травматолог-ортопед, хирург Джеймс Коби. Коби находился в Грузии, посетил осужденного Саакашвили в клинике «Вивамеди», но свое медицинское заключение объявил только после отъезда из Тбилиси, во время дистанционного опроса в суде.
Как говорит Коби, Саакашвили требуется несколько операций, в противном случае он практически не сможет передвигаться. Его диагноз для Саакашвили таков: артрит левого плечевого сустава и задняя дислокация, артрит левого тазобедренного сустава, поврежденный (разорванный) межпозвоночный диск в шейной области и радикулопатия, спинальный стеноз, на основании которого происходит давление на нервы спинного мозга. Из перечисленных диагнозов, по оценке Коби, самыми серьезными и болезненными являются проблемы шейного и левого плечевого суставов.
До заключения американского хирурга мать Саакашвили, Гиули Аласания распространила информацию о том, что бывшего президента отравили в клинике. Слова Аласании не были подкреплены конкретными доказательствами, а в отравлении заключенного они обвинили Россию.
Сторона защиты разработала новую стратегию – начала составлять грузинский аналог «списка Магнитского». По разъяснению лидеров «Единого национального движения», в список войдут все те люди, которые участвовали в пытках и нечеловеческом обращении с экс-президентом. В список войдут фамилии примерно 20 человек. В том числе, министр юстиции Рати Брегадзе и сотрудники пенитенциарной службы, а также судьи, некоторые врачи и даже медсестра. В списке будут и прокуроры.
Помощь из-за рубежа в составлении «нового списка Магнитского» потребовал сам заключенный Михаил Саакашвили. Он обратился к автору «списка Магнитского», британскому финансисту Биллу Броудеру с открытым письмом и попросил помощь местной грузинской группе в составлении «нового списка Магнитского», пока для него не наступил летальный исход.
Броудер ответил на письмо Саакашвили и попросил экс-президента, чтобы его команда подготовила документы о тех, кто препятствует медицинскому лечению и кто несет ответственность за отравление и пытки. Броудер пообещал Саакашвили, что сделает все, чтобы правительства западных стран ввели санкции против этих лиц.
Идее «списка Магнитского» предшествовали распространенные пенитенциарной службой кадры, которые сняла установленная в палате Саакашвили камера видеонаблюдения. В кадрах четко видно, как бывший президент наносит оскорбления медперсоналу, как пытается свалиться с кровати на пол, как тюремные стражники берут его на руки и опять укладывают на кровать.
Саакашвили и его окружение обвиняют этих 20 человек в нечеловеческом обращении с заключенным и угрожают им санкциями со стороны Запада.
Эксперт Ника Читадзе уверен, что «новый список Магнитского» будет для Саакашвили еще одним рычагом воздействия на грузинское правосудие вместе с другими рычагами. Под другими рычагами он подразумевает заявления и резолюции западных партнеров националов.
По мнению Читадзе, версия «списка Магнитского» для Саакашвили обязательно должна быть составлена, и в нее должны войти более 20 фамилий. Список должен быть гораздо шире, а к ответственности следует привлечь намного больше человек, то есть всех, что пытается «сплетнями дискредитировать Саакашвили и его окружение».
«Общество должно еще раз убедиться в том, кто участвует в насилии и на кого налагается уголовная и моральная ответственность. В списки должны войти и авторы тех сплетен, которые плетут вокруг окружения Саакашвили, о том, что Саакашвили и его жена якобы торговали органами, что из одного литра бензина 1 лари шел в карман Саакашвили, что Рафалянц убили, что якобы Давид-Гареджи продали и так далее. Этому списку надо дать широкий разбег. Проблема связана не только с нарушением прав Саакашвили сегодня. Оскорбительные и унижающие достоинство заявления делались на протяжении многих лет. Его напрасно обвиняли», — заявил Dalma News Ника Читадзе.
По его словам, сегодня внимание всего мира сконцентрировано на Украине, и если война закончится, то внимание международного сообщества к Саакашвили удвоится. На вопрос Dalma News о том, кто будет гарантом жизни Саакашвили, если правительство Грузии согласится отпустить его на лечение за границу, Ника Читадзе заявил, что на территории Грузии ответственность за его жизнь лежит на правительстве Грузии, а за рубежом ответственность должно взять правительство той страны, в клинику которой его доставят.
Правозащитник Нана Какабадзе считает, что никакое внешнеполитическое давление на лиц, внесенных в составленный Саакашвили список, оказываться не будет, потому что нет доказательств, что «Саакашвили – жертва пыток и бесчеловечного обращения». Саакашвили сам бесчеловечно и унизительно относится к сотрудникам госпиталя «Вивамеди», в котором он находится. И общество уже увидело небольшой эпизод, где ясно видно отношение Саакашвили к медперсоналу. По мнению Какабадзе, вопрос будет поставлен иным образом. Прокуратура может использовать эти кадры и как доказательство против Саакашвили.
«Этот список – приманка, которую ЕНД подбросило своим сторонникам. Деменция случится с ним или амнезия, Саакашвили прекрасно знает, что у этого списка никакой перспективы не будет. Этот список – часть его политической пиар-кампании», — заявляет Нана Какабадзе.
На вопрос Dalma News, могут ли внесенные в «новый список Магнитского» фамилии граждан Грузии попасть в западную прессу, правозащитник заявила, что это будет грубое нарушение прав этих людей, что является преступлением.
«Если этот список не будет общепризнанным и общепринятым, и если эти люди не будут подвергнуты санкциям, то разглашение их фамилий – нарушение прав человека», — поясняет Нана Какабадзе.
По ее словам, более реальны, чем «список Саакашвили», и заслуживают внимание те угрозы, которые раздаются со стороны лидеров «Единого национального движения».
«В том случае, если правительство страны допустит ошибку и поддастся на угрозы, которые лоббистские группы Саакашвили используют против Грузии, если на то же требование открытия второго фронта правительство Грузии не сможет сохранить правильную политику, не выдержит давления, то очень реально, что это станет причиной ухода «Грузинской мечты» из власти. Поэтому правительству, с одной стороны, требуется рассудительность, а с другой стороны, оно не должно быть импульсивным и не должно поддаваться буллингу извне», — говорит правозащитник Нана Какабадзе.
По ее оценке, никакого объективного подобия между состоянием Саакашвили и Магнитского нет. Нет и доказательств того, что третий президент страны подвергается пыткам и бесчеловечному обращению.
Ш. Карчава