Грузинское общество давно стоит в позиции Понтия Пилата. Наше общество начинает интересоваться проблемами подростков только тогда, когда случается какая-нибудь трагедия, в результате которой, к сожалению, гибнет подросток.
Поколение темных 90-х годов худо-бедно, но еще помнит, что государство участвовало в воспитании подростков, формировании их ценностей. Снимали фильмы на подростковые темы, ставили спектакли, и очень часто показывали записи этих спектаклей в телеэфире.
У меня, как представителя того поколения, никогда не было ощущения, что я как подросток, как школьница, изгнана из остального общества. Я не пытаюсь идеализировать прошлое и не стремлюсь облагородить советскую пропагандистскую машину, но мы должны признать, что сегодня проблематике подростков должного внимания не уделяется, и, если в этом направлении осуществляется какой-нибудь проект, мы необдуманно следуем чужим рекомендациям и пренебрегаем собственными национальными интересами.
Насколько сегодня уделяется внимание духовному воспитанию подростков? Ориентировано ли государство на съемки интересных для подростков фильмов, постановку для них спектаклей?
Мы, прошедшие через советскую эпоху, хорошо знаем, как использовало государство фильмы для внедрения в население собственной идеологии, но в то же время помним равноценные героизму усилия грузинских режиссеров и сценаристов, фильмы которых, вопреки идеологическому давлению, были пронизаны национальным духом. Сегодня мы по справедливости гордимся такими шедеврами.
Как заявил в беседе с Dalma News психолог Рамаз Сакварелидзе, жизненная практика показала, что советская идеология детей не затронула.
«Дети сумели взять то, что нужно было человеку, а лишний идеологический мусор отбрасывали. Этому способствовал и фильтр, созданный воспитанием в семье. Семья — нечто очень важное. Если фактор семьи не работает, это уже плохо. У системы образования и в наше время было много недочетов, но их исправляли полученные в семье личностные ценности. Сегодня создается впечатление, что детям очень недостает заботы со стороны семьи», — говорит Рамаз Сакварелидзе.
Если мы говорим, что в эпоху советской пропаганды детей от ложной государственной идеологии защищали родители, а семья была щитом, сегодня же духовное воспитание и развитие подростков целиком доверено государству, а также проектам и планам отдельных неправительственных организаций.
Сегодня кинематография уже является частным сектором в государстве, но это не запрещает государству финансировать съемки фильмов и постановки спектаклей, необходимых для правильного воспитания подростков.
В Грузии уже 8 лет осуществляется проект «Кино в школе», который является проектом Национального киноцентра. Он проводится с 2014 года, при поддержке тогда еще объединенного Министерства образования и культуры. В проект включены все районы Грузии, в том числе высокогорные села. В 900 школах прошло более 12000 кинопоказов-дискуссий.
«Кино в школе» присоединяется к проекту «История-кино-история», финансируемому программой ЕС «Креативная Европа». Это кинопросветительская платформа, цель которой – повысить интерес молодежи к европейскому кино и кинематографическому наследию и использовать на практике в различных направлениях, в том числе для осмысления исторических фактов и проблем 20 века.
Проект был создан в партнерстве Национального центра кинематографии Грузии, фонда Синетика Милана (Италия), Творческого учебного центра (Великобритания) и Сербского национальногокиноархива (Сербия).
«Все четыре страны-участницы проекта объединяют европейские ценности и история», — заявляют организаторы проекта.
По их разъяснениям, цель использования кинопроветительского ресурса в школах – формирование у подростков самостоятельного мышления, адекватного осмысления проблем и принятия решений. Кроме того, у них есть амбиция, что созданный ими просветительский ресурс будет интересным для учителей, интересующихся историей и искусством учеников и родителей.
На первый взгляд, безобидный и очень интересный проект порождает вопросы: по каким критериям отобраны все те фильмы, которые показывают детям в школах? Насколько правильно учтен возрастной ценз? На формирование каких навыков, устремлений или настроений подростков они нацелены? Прошли ли миссионеры «кино в школе» консультации у психологов и так далее.
База проекта «кино в школе» объединяет до 50 зарубежных и 27 грузинских фильмов, в том числе много неподходящих для зрителей школьного возраста фильмов. Репертуар богат творчеством Хичкока: «Птицы», «Психо», «Окно во двор». В него входит и фильм Казана «Трамвай Желаний», о котором говорили, что у актрисы Вивьен Ли, которая сыграла Бланш, подобно персонажу этого фильма, случилось нервное расстройство.
Фильм «Психо», построенный на истории реального человека, рассчитан на зрителей с устойчивой психикой. Главный герой фильма Норман — владелец и менеджер мотеля. Он жестокий убийца. Труп убитой матери хранит в подвале. Перед убийством Норман надевает парик матери и так расправляется со своими жертвами.
После просмотра фильма школьники должны ответить на заранее составленные организаторами проекта вопросы и таким образом выразить свои впечатления. Для примера приведем несколько вопросов: Перед убийством Норман надевает парик матери и так расправляется со своими жертвами. В чем причина этого? Каково его отношение к матери и почему он хранит ее труп в подвале?
Честно говоря, если бы я не посмотрела фильм, будучи взрослой, ужаснулась бы только от этих вопросов.
В репертуаре проекта также мультфильм «Труп невесты», фильм «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (не буду докучать вам рассмотрением сюжета этого фильма, многие смотрели его). И в части грузинских фильмов «Кино в школе» не особенно побеспокоилась отбором подходящего для подростков репертуара. В перечне есть фильм «Большая зеленая долина», «Уличные дни», «Длинные светлые дни», но нет фильмов: «Майя из Цхнети», «Баши-Ачуки», «Давид Гурамишвили», «Мамлюк», «Человек ли он» и других.
Как отмечают организаторы, фильм Мераба Кокочашвили «Большая зеленая долина» был выбран потому, что его в свое время заблокировала советская цензура. Если руководствоваться этой логикой, то в базе обязательно должны быть «Цискара» («Волшебная свирель»), «Хевисбери Гоча», «Палиастоми».
Как объяснила нам руководитель проекта «Кино в школе» Тамта Каджая, старые фильмы (вероятно, под ними подразумеваются старые грузинские фильмы, потому что зарубежный кинематограф из-за старости они не забраковали, и в базе есть даже фильмы Чарли Чаплина) очень тяжело смотреть, так как сейчас XXI век.
«Откровенно говоря, исходя из практики, той базы фильмов, которая у нас есть, вполне достаточно. С другой стороны, старые фильмы тяжело смотреть. За окном XXI век, сегодня другие дети, и мы максимально пытаемся показать им те фильмы, которые повысят их интерес и не будут скучны для них. «Майи из Цхнети», «Мамлюка» и подобных им у нас нет потому, что, наверное, не сочли нужным», — заявила Dalma News Тамта Каджая.
Тамта Каджая участвует в проекте с самого первого дня. Как она пояснила, в школах они показывают фильмы по возрастной категории, от первого класса до четвертого и от 7-го класса и выше. Для детей младшего возраста привозят анимацию и понятные для них фильмы.
«Фильм «Большая зеленая долина» показываем по желанию», — говорит она.
Говоря о впечатлениях, вспоминает детей из села Хурвалети, которые смотрели фильм Хичкока «Птицы».
«Когда в первый приезд в Хурвалети мы показали детям «Птиц» Хичкока, на следующий год эти дети у нас уже обсуждали трилогии Хичкока», — говорит Каджая.
Непонятно, какова цель проекта «Кино в школе». Воспитание детей или расшатывание их здоровой психики? Это не популяризация европейской культуры, и таким образом заинтересовать детей кинематографией невозможно. Думаю, настало время, чтобы подобными проектами глубже заинтересовались соответствующие службы, а правительство вышло из позы Понтия Пилата.
Шорена Папашвили