Тарифный Совет Азербайджана повысил цены на бензин и дизельное топливо. Так бензин марки АИ-92 был повышен на 10 гяпик, и стал, стоить 1 манат (0,59 центов) за литр, а дизельное топливо стало 80 гяпик (повышение на 34%) за литр.
Чем обусловлено это решение Тарифного совета, и как это скажется на экономике страны и так страдающей от пандемии? Об этом Dalma News поговорил с азербайджанским экономистом Натигом Джафарли.
Как вы оцениваете решение Тарифного Совета по повышению цен на бензин и дизтопливо? Чем оно обусловлено? Мог бы Тарифный Совет не поднимать цены?
Честно говоря, это было ожидаемым решением. Правительство с прошлого года намекало на это, в частности тем, что собирается уменьшить дотации госкомпаниям. Уменьшение дотаций госкомпаниям всегда приводит к росту цен. Это закономерность, и она пока не нарушалась. SOCAR является одним из главных налогоплательщиков в стране, но парадокс в том, что он получает субсидии и дотации разного рода, а они уменьшаются.
Именно поэтому в прошлом году был создан государственный инвестиционный холдинг, в который вошли все госкорпорации. Одним из главных приоритетов этого холдинга должно быть то, что госкомпании должны прекратить получать дотации от государства и выйти на прибыль. После этих решений можно было прогнозировать повышение цен, которое регулирует государство. Поэтому «большим сюрпризом» повышение цен на топливо назвать невозможно.
Единственное, что является сюрпризом – это то, что цены на дизельное топливо увеличились почти на 34%. Это ощутимо скажется во многих сферах экономики. Вот это было неожиданностью.
Как это скажется на экономике страны и так страдающей от пандемии?
Естественно, это подтолкнет инфляционные процессы. Цены начнут «ползти» вверх, потому что дизельное топливо, логистика, всегда влияют на всю экономическую цепочку, причем во всех сферах экономики. Скорее всего, самый ощутимый рост цен мы увидим в аграрном сегменте. Потому что, начиная от полей и заканчивая уже продукцией на лавке, 30% себестоимости продукции занимает именно дизельное топливо.
Повышение цен на дизельное топливо на 34% естественно окажет существенное влияние на цены. Правда, правительство уже объявило о том, что будет компенсировать определенную часть стоимости в связи с повышением цен на дизельное топливо. Но в любом случае это не покроет все расходы. А во-вторых, это компенсация никак не отражается на логистике. То есть логистика никакой компенсации не получает, а в сельскохозяйственной продукции логистика имеет важное значение. Поэтому цены в аграрном секторе ощутимо вырастут в ближайшее время. Это подтолкнет инфляцию, и экономическая активность, которая долгие месяцы страдает от пандемии, сильно снизится.
К тому же, упали доходы населения, и повышение цен на продукцию скажется на покупательной способности населения.
Как повлияет рост цен на топливо на инфляцию? Насколько резким будет рост цен на продукты и услуги?
Насчет инфляции у нас есть вопросы к тем цифрам, которые нам предоставляет Госстат. В этом году прогноз правительства на инфляцию составляет 4-4,5%. Но это было до повышения цен на дизтопливо и бензин. Естественно, удержать рост цен и инфляцию после повышения стоимости топлива будет невозможно. Официальные цифры Госкомстата всегда отличаются от реальности. Я думаю, что в этом году мы это тоже увидим. Возможно, правительство объявит 5-5,5% инфляцию, но реальный рост цен будет намного выше.
Можно ли ожидать в 2021-м снижения цен на топливо? Или может быть новое подорожание?
У нас нет такой практики, к сожалению. То, что повышалось, то уже не понижалось. Пока такого прецендента, как снижение цен, ещё не было. Я думаю, что через пару месяцев нас ожидает повышение цен на электроэнергию, газ, воду и прочие коммунальные услуги. Эту мысль подсказывает то, что правительство готовит большую приватизацию. Перед приватизацией в любой стране цены на услуги повышаются, чтобы повысить привлекательность этих сфер, чтобы иностранные или местные инвесторы участвовали в этом процессе. Я думаю, что уже весной, перед летним сезоном, когда начинает уменьшаться потребление газа и электроэнергии, до «сезона кондиционеров», нас может ожидать повышение цен на электроэнергию и природный газ.
Анар Гусейнов