В Грузии подвели итоги второго тура выборов в парламент, который проигнорировала оппозиция. Она же и стала заложником собственных решений, так как по сей день лидеры преодолевших 1% барьер 7 партий раздумывают, войти ли им в парламент нового созыва. Европарламентарии своими заявлениями помогают им в принятии решения, убеждая в необходимости достижения компромисса с властями страны. По их оценкам, парламентские выборы 31 октября прошли по улучшенной избирательной системе, что открыло путь более плюралистичному парламенту.
«Еще раз поздравляем Грузию как важнейшего союзника Евросоюза, который сумел организовать эти выборы на фоне полной вызовов эпидемиологической ситуации в стране. Выражаем сожаление, что кандидаты от оппозиции не боролись за места во втором туре. Мы просим устранить оставшиеся недочеты путем новой избирательной реформы. Это произойдет при активном участии всех представленных в парламенте политических партий», — говорилось в заявлении европарламентариев.
После того, как объединившиеся с «националами» (партией Михаила Саакашвили «Единое национальное двжение» — ред.) партии объявили выборы 31 октября сфальсифицированными и потребовали их повторного проведения (несмотря на протест, «Альянс патриотов» не собирается находиться с «националами» в одном объединении), они объявили бойкот второму туру выборов, который должен был состояться 21 ноября. Собственных избирателей призвали не идти на выборы, а сторонникам «Грузинской мечты» грозились устроить у избирательных участков так называемые «коридоры позора». Не пожалели и оскорбительных эпитетов для этой части населения.
21 ноября в Грузии прошел второй тур выборов. Население страны повторно зафиксировало свой выбор в 17 мажоритарных округах страны, 8 из которых находились в столице — Тбилиси. Корреспондент Dalma News, будучи наблюдателем в столичном округе Глдани, на месте наблюдала за избирательным процессом в день голосования. Первый тур выборов в этом мажоритарном округе Тбилиси проходил на фоне противостояния на избирательных участках, но оппозиционные партии за два дня до второго тура выборов отозвали своих представителей из избирательных комиссий. Из-за этого несколько участков остались без председателя. Оставшимся членам комиссии пришлось совмещать сразу же несколько функций.
Кроме того, второй тур выборов проходил на фоне истеричных заявлений оппозиционных лидеров и попыток демонизации пришедших на избирательные участки граждан. Оппозиционные телеканалы говорили об однопартийных выборах и проводили параллели с коммунистической эпохой. Параллельно оппозиционные лидеры высказывали готовность к следующему раунду переговоров с властями страны под эгидой послов США и ЕС в Грузии. Как выяснилось к концу дня, 21 ноября, свою волю во втором туре выборов зафиксировали и сторонники оппозиционных кандидатов (явка во втором туре составила чуть более 26,29% — ред.).
В течение всего дня у избирательных участков была мобилизована полиция. Как видно, правительство не было до конца уверено, что его оппоненты не попытаются создать у избирательных участков напряженность и противоборство. В Глдани избирательные участки закрылись в 8 часов вечера, после чего начался процесс пересчета голосов.
После ошибок, допущенных в первом туре, избирательные комиссии получили от ЦИК указание о том, чтобы при заполнении протоколов, максимально были соблюдены все правила, предусмотренные грузинским законодательством. Бюллетени пересчитывали по несколько раз, после чего составляли баланс. Уже после подсчета голосов оказалось, что несмотря на бойкот, на выборы пришла и часть оппозиционного электората, пусть даже не самая большая.
Аналитик Заала Анджапаридзе считает, что решение о бойкоте выборов не поддерживает достаточно большая часть избирателей оппозиции. Несмотря на то, что во втором туре выборов кандидаты от оппозиции полноценного участия не приняли, часть их избирателей все же пришла на выборы и проголосовала. По итогам этих выборов оппозиционные кандидаты получили от 7 до 10% голосов, и это значит, что мажоритарные выборы имели легитимацию. Но следует отметить, что политическая данность не изменилась, и 17 мажоритарных округов остались в портфеле «Грузинской мечты».
Как заявил Dalma News Заал Анджапаридзе, существует 50%-ый шанс того, что часть партий все же войдут в парламент. Однако, он считает фактом то, что 5 партий стали заложниками политических желаний Михаила Саакашвили и его партии, параллельно создав дискурс о том, что вхождение в парламент равноценно предательству.
«Если эти политические партии желают развиваться и формироваться как самодостаточная политическая сила, они должны прислушаться к своим избирателям, а не к Саакашвили. Сейчас эти партии находятся в двойственном положении. До конца хлопнуть дверью не могут и говорят, что в случае определенных условий и компромисса могут изменить решение», — заявляет Заал Анджапаридзе.
Аналитик также посоветовал грузинскому правительству провести встречу с преодолевшими проходной барьер партиями, при участии европейских фасилитаторов и посла США. Цель встречи, согласно ему, рассмотрение оппозицией возможности компромиссов, на которые может пойти правительство, предложив оппозиции определенные должности в парламенте и правительстве.
«Когда эти политические партии заявляют претензии на прозападность, они должны разделять и ценности западной политической культуры. А сегодня они выступают инструментом политической дестабилизации в стране. Уличными акциями способствуют ухудшению эпидситуации и наносят урон имиджу страны», — говорит аналитик.
По словам Анджапаридзе, оппозиция следует принципу: «Чем хуже, тем лучше!».
По мнению Заала Анджапаридзе, если даже правительство согласится на досрочные выборы, не исключено, что оппозиция получит меньше голосов, чем получила 31 октября, соответственно, даже если выборы пройдут тысячу раз, они никогда не будут довольны результатами.
«У оппозиции никогда не иссякнут причины для того, чтобы объявить выборы сфальсифицированными», — заявляет Заал Анджапаридзе.
Лидеры правящей партии «Грузинская мечта» призывают оппозицию перенести политические процессы с улицы за стол переговоров и заявляют, что после выборов 31 октября избиратели объявили доверие 8 партиям. Соответственно, они должны почувствовать эту ответственность за то, что люди в условиях пандемии, рискуя собственными жизнями, пришлиоппозиция на выборы.
«Какими бы большими ни были различия между нами, мы должны научиться брать на себя ответственность и вместе работать. Это заказ, поручение наших граждан, избирателей. А кроме того, так строится демократическое европейское государство», — заявил премьер-министр Георгий Гахария.
Аналитик Важа Беридзе считает, что второй тур выборов фактически не состоялся, постольку поскольку он прошел без особой конкуренции. Однако, все это произошло не только по вине оппозиции, но и в результате политики грузинского правительства.
По его оценке, на парламентских выборах 2020 года победила «Грузинская мечта», и это факт, но ни одной стороне не удалось управлять политическим процессом, из-за чего страна оказалась в проигрыше. Процессы вышли за пределы выборов и переросли в достаточно взрывоопасную обстановку. По мнению аналитика, это не является интересом грузинского общества, которое было вынуждено играть в игру Бидзины Иванишвили и делать выбор между плохим и худшим.
«Социология в Грузии служит манипулированию общественным мнением. Правительство утверждает, что победило, оппозиция утверждает, что находящиеся в оппозиции партии в сумме получили больше голосов. Рядовые члены общества не имеют аргументов, чтобы понять, какой стороне поверить. Если копнем поглубже, посмотрим на экзитполлы, итоги параллельного подсчета и данные, опубликованные ЦИК, в том числе опросы, проведенные оппозиционными телеканалами, благоприятные выводы ни для правительства, ни для оппозиции не делаются. Все эти показатели приближены к данным ЦИК с разницей в пределах 3-4%», — заявил Dalma News Важа Беридзе.
По его словам, у правительства нет ответа на вопрос: почему оно должно остаться у власти еще на 4 года? Но, с другой стороны, и у ЕНД нет оснований, чтобы приписать себе все голоса оппозиционных партий.
«Нравится это остальной оппозиции или нет, но главная оппозиционная сила сегодня – именно экс-президент Саакашвили. А в его лице всегда будет существовать угроза обострения ситуации, что стране совсем ни к чему», — говорит Важа Беридзе.
По его словам, оппозиция пытается создать такой настрой в обществе, что именно она может подсчитать голоса и откорректировать реальные результаты в пределах 4-5%, что категорически неприемлемо.
«Совет Европы и госдепартамент США знают реальную ситуацию, что выборы выиграла «Грузинская мечта», поэтому активной поддержки оппозиции не оказывают. Единоличным сторонником ЕНД не будет и администрация Байдена, когда в США закончатся связанные с выборами процессы. Так что у националов и их союзников иного пути прийти к власти, чем уличные протесты и революция, нет», — заявляет Важа Беридзе.
Что касается выдвинутого оппозицией компромиссного требования по проведению досрочных выборов весной, то по оценке аналитика, это очень глупое требование.
«Где финансы? Во что обойдутся стране эти выборы через 6 месяцев? Осенью же грядут местные выборы. Что делать народу? Все время находиться в режиме выборов? Добавьте к этому пандемию. Вообще, откуда находят партии деньги, это ведь тоже интересно? Миша не любит тратить деньги на политику», — заявил Dalma News Важа Беридзе.
В конечном итоге во втором туре выборов приняли участие 563 000 избирателей. Примерно 500 тыс из них в 17 мажоритарных округах поддержали кандидатов от правящей партии «Грузинская мечта».
Таблица итогов выборов:
Шорена Папашвили