Проведение парламентских выборов 2020 года по пропорциональной системе – это единственный вопрос, в котором политическое объединение «Альянс патриотов Грузии» разделяет настрой остальной части оппозиционного поля, тогда как вступления в ряды объединения, где политическую погоду создают бывшая партия власти «Единое национальное движение» (далее — «националы») и ее ответвления, даже не рассматривается. Сами «националы», в свою очередь, не оставаясь без дела, пытаются убедить мировое сообщество в том, что победа патриотических сил в Грузии будет означать изменение внешнеполитического курса страны и отказ от т.н. западных ценностей.
О политических планах оппозиционной парламентской партии «Альянс патриотов Грузии» Dalma News беседует с одним из лидеров партии, членом Сакребуло (городского совета) Тбилиси VI созыва Гочей Тевдорадзе.
— Как Вы оцениваете соглашение между правительством и т.н. объединенной оппозицией по избирательной системе?
— Мы считаем, что соглашение правящей «Грузинской мечты» с «Единым национальным движением» и его ответвлениями, включая партию «Европейская Грузия», является очень плохой сделкой. С другой стороны, проведения выборов по 100%-ой пропорциональной системе требовало как грузинское общество, все действующие в стране политические силы, так и международные партнеры. Однако, по итогам этой сделки мы получили заверения готовности изменения распределения мандатов по формуле 120/30 (пропорциональные/мажоритарные — Dalma News), а это значит, что правительство было готово к компромиссам из-за того, что так и не смогло справиться с международным и внутриполитическим давлением. Уже по итогам следки и «Грузинской мечты» с «Единым национальным движением», власти получили шанс на то, чтобы на предстоящих парламентских выборах была зафиксирована пропорция 120/30. В то же время, эта сделка была подкреплена вторым документом, который касался темы т.н. политзаключенных и вопросов, связанных с грузинским правосудием.
Мы в этой сделке не участвовали, а один из наших лидеров Ирма Инашвили, которая присутствовала на этой встрече, под этим документом не подписалась. Только из-за того, чтобы не нарушать полный консенсус властей и оппозиции, наша политическая сила согласились на утверждение пропорции 120/30, так как считаем, что по сравнению с действующим распределением в 77/73, новый вариант стоит гораздо ближе к 100%-ой пропорциональной системе (переход на нее ожидается до парламентских выборов 2024 года — Dalma News). Следует подчеркнуть в текущих договоренностях и т.н. 40%-й замок, согласно которому, политическая сила, которая не сможет набрать на выборах более 40% голосов, не сможет единолично сформировать парламентское большинство (необходимо минимум 76 мандатов — Dalma News) без создания коалиционного объединения.
— Будет ли пропорциональная система достаточной гарантией для того, чтобы итоги выборов 2020 года не были поставлены под вопрос?
— Ясно, что одни лишь изменения избирательной системы не сделают выборы прозрачными и свободными, а для этого необходима соответствующая избирательная среда. Мы требуем от властей улучшения избирательной среды, для чего необходимо объявить злоупотребления административными ресурсами уголовно наказуемым преступлением. Сегодня злоупотребление административными ресурсами карается только в административном порядке. Мы все также солидарны с тем, что фальсификация выборов – тяжкое преступление, а применение административных ресурсов приводит к фальсификации выборов. Такие тяжкие преступления должны караться в уголовном порядке, а не только выписываемыми денежными штрафами, оплатить которые ни для кого не составит труда.
— Соглашение между властями и оппозицией стало возможным только после вмешательства Запада. Насколько приемлем этот фактор для «Альянса патриотов» и означает ли это вмешательство во внутренние дела Грузии?
— Воздействие, которое было оказано со стороны западных партнеров и дипломатов, стало решающим и определяющим фактором в деле достижения данного соглашения. В противном случае наше правительство не было бы готово пойти на уступки желанию грузинского общества и отказалось бы от него. Правительство пошло на компромисс именно под давлением Запада, так как приходили критические письма из Конгресса США, Европарламента, Совета Европы и т.д. Так что во всем этом политическом процессе Запад сыграл позитивную роль.
Однако, недовольство вызывает тот факт, что по итогам этих договоренностей от властей потребовали освобождения нескольких заключенных, которых называют политическими. Если рассмотреть эту тему глубже, возникает вопрос, кто является политзаключенным, а кто нет? Мы согласны с тем, что политзаключенных в стране быть не должно, но если политзаключенными являются Угулава, Окруашвили и другие представители правительства времен «Единого национального движения» Михаила Саакашвили, которых нынешние власти называют уголовными преступниками, то что тогда делать «Грузинской мечте» во власти в стране? Если же они уголовные преступники, то мы имеем дело с очередной грязной сделкой между «Грузинской мечтой» и «Единым национальным движением». Преступление должно быть наказано. Когда же преступник не наказывается, то это, в первую очередь, отрицательно сказывается на молодом поколении, которое думает, что можно совершать тяжкие преступления, в то же время не неся ответственности за них.
— Как Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в стране? Где стоят сегодня патриоты?
— Сегодня такое состояние, что «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение», вместе с его ответвлениями, все они должны уйти с политической авансцены. Партия «Грузинская мечта» в период перед выборами обостряет ситуацию в стране и представляет все так, будто бы если избиратели не проголосуют за них, то к власти обязательно вернутся «националы». Этим они запугивают население, производя поляризацию населения перед выборами. Ко всему этому добавляется и подкуп избирателей, которым сопровождаются предвыборные кампании «Грузинской мечты».
В то же время, голос в пользу «Альянса патриотов Грузии» значит, что «Единое национальное движение» никоим образом в управлении страной участвовать не будет, а правящая «Грузинская мечта», если и получит поддержку на выборах, то не будет единоличным правителем страны, который держит нас в режиме преступной коабитации с «националами», без которых они не смогут сохранить власть.
Не голосовать за «Грузинскую мечту» не означает, что вернутся «националы». Это означает, что к власти в стране придут «патриоты», что «Грузинская мечта» очистится и то, что для управления страной в Грузии будет создано коалиционное правительство. Самое главное, что коалиция будет создана прежде всего с «патриотами», а не с «националами», как они того желают.
— Как вы думаете, сможет ли «Альянс патриотов» расширить свою представленность по итогам выборов в парламент в октябре 2020 года? С которой политической силой вы бы вступили в коалицию?
— В парламенте нового созыва «Альянс патриотов Грузии» действительно будет представлен более широким спектром. Думаю, что мы очень солидной командой вступим в законодательный орган страны. Не думаю, что какая-либо политическая сила достигнет такого успеха, чтобы самостоятельно сформировать правительство, и победившей партии придется сформировать коалиционное правительство.
Мы не представляем себя в коалиции с «Единым национальным движением» и их ответвлениями, которые были участниками того же преступного режима. Кроме них, мы будем сотрудничать со всеми силами, которые будут иметь правильное видение внешней, внутренней и экономической политики.
— «Альянс патриотов» проводит опрос населения по вопросам военного неприсоединения и диалога с Россией. Каковы его результаты?
— Примерно 77% опрошенного населения поддерживают военный нейтралитет, а с необходимостью диалога с Россией согласны все. Не только грузинское общество, но и международное общество призывают нас к этому, так как страна нашего типа может решить вопрос восстановление территориальной целостности страны только лишь мирным путем. Этот шаг, в свою очередь, предусматривает диалог с той стороной, которая является участником этого конфликта.
— Как идет работа с населением в регионах?
— Активности партии не занимать. 9 апреля 2019 года мы начали встречи с населением региона Имерети в Кутаисском дворце спорта. Темы были следующими: военное неприсоединение, диалог с Россией, тема монастырского комплекса Давид Гареджи, а также важнейшие социально-экономические вопросы внутри страны.
Мы периодически проводим акции со сторонниками в регионах и в Тбилиси. Практически вся эта активность и является частью предвыборной кампании. Это все те темы, которые необходимо решить, тем самым решая вопросы завтрашнего дня нашей страны. Однако, из-за отсутствия воли со стороны нашего правительства, деструктивные действия «Единого национального движения», а также нахождение обеих партий в режиме коабитации, отодвигают важнейшие социально-экономические вопросы правительства на задний план. Мы стараемся преодолеть эти противоречия и реально показать населению Грузии наши цели и задачи, и мы достигнем успеха на выборах 31 октября 2020 года.
— В каком направлении будет развиваться внешняя политика страны в случае победы «Альянса патриотов Грузии»? Откажется ли Грузия от прозападного внешнеполитического курса?
— «Альянс патриотов Грузии» всегда поддерживал и сегодня поддерживает интеграцию Грузии в евроатлантическое пространство. Мы считаем, что Грузия может добиться полноценного членства в Евросоюзе и в этом направлении обязательно нужно сделать действенные шаги. После прихода к власти, нами будут предприняты подобные шаги и страна добьется полноправного членства в Евросоюзе.
Что касается интеграции в Североатлантический альянс, то мы и сегодня повторяем, что членство в НАТО хорошо для обороноспособности и экономического развития страны, но очень плохо то, что страны-члены НАТО сегодня не готовы к тому, чтобы принять нашу страну в Альянс. Наглядным примером тому стали все последние выступления руководителей Германии, Франции и других стран, которые имеют решающее право голоса в НАТО.
Мы уже 20-25 лет слышим, что двери НАТО открыты для Грузии, но одновременно слышим и то, что наше членство в НАТО – это перспектива 20-30 лет, так как на сегодняшний день страна к этому не готова. Оказывается, что мы должны затаиться и ждать появления нашего шанса. Такое отношение к Грузии порождает у нашего населения нигилизм, а мы продолжаем обманывать общество говоря, что не сегодня, так завтра станем членами НАТО.
Однако, мы не хотим обманывать общество, мы хотим говорить ему правду. Риторика правительства Грузии сегодня похожа на махание красной лентой перед соседней страной (имеется в виду Россия), что наносит урон нашим интересам, принося ежедневный ущерб, ничего не давая в перспективе. Поэтому мы, «Альянс патриотов Грузии» требуем создания трехстороннего формата: «НАТО-Грузия-Россия», что будет очень хорошим шагом. В течение двух месяцев мы призывали «Грузинскую мечту» сделать шаги в этом направлении…
Однако, время идет и все меняется, а этот вопрос утратил свою актуальность. Именно поэтому сегодня мы занимаемся популяризацией другой идеи — Военного неприсоединения Грузии. Сегодня это очень актуальная тема, и если шаги в этом направлении сделаны не будут, то в дальнейшем и эта тема утратит свою актуальность. Каждый шаг к лучшему будущему страны должен делаться в тот момент, когда это актуально и достижимо. Примеров военного нейтралитета немало, а среди подобных стран выделяются: Австрия, Швейцария и Финляндия.
— Должна ли Грузия отказаться от участия в миссиях НАТО?
— Грузия не должна отказываться от участия в миссиях НАТО, но в то же время мы должны застраховать страну от того, чтобы на территории Грузии не было построено учебных баз НАТО, так как этот шаг может нанести нам большой ущерб.
Беседовала Шорена Папашвили