В октябре этого года в Грузии пройдут парламентские выборы, которые рассматриваются некоторыми местными и международными наблюдателями, как очередной «тест» на демократию. Страна уже прошла много таких «тестирований», но каждый раз находится, по заявлению политической оппозиции и её сподвижников, на грани возврата в «тёмное», «беспросветное» прошлое — Советский Союз.
Риторика возрождения Грузинской ССР сегодня особенно активно используется элитами, сформировавшимися в период постреволюционного правления Михаила Саакашвили. Эти группы яростно заявляют о том, что Бидзина Иванишвили не просто пророссийский политик, находящийся на прямой линии с Кремлём, но человек пошагово, целенаправленно возрождающий Советский строй в условиях современной Грузии. Как это ни странно, в этом «сказе» актуально участвуют также некоторые европейские депутаты и американские конгрессмены, которые не только лишь сейчас узнали о проблемах грузинской демократии, но внезапно решили отчасти переписать историю Грузии, тем самым создав постреальность.
Безусловно, «Грузинская мечта», так же, как и все предыдущие правительства, погрязла в непотизме, непрофессионализме, безыдейности; более того, к сожалению, эта политическая сила не оказалась готова раз и навсегда полностью отпустить прокуратуру, судебную и другие системы из-под своего влияния. Однако, есть критика и есть безосновательное очернение; и многое из того, что в чём сегодня правящую элиту обвиняют является проявлением именно последнего феномена, подкрепляемый целенаправленной дезинформацией и выстраиванием постреальности.
Постреальность
Наверное, самым главным упрёком в сторону существующей власти является целенаправленное разрушение демократических институтов. Этот аргумент можно было бы принять, если бы он был хоть каким-нибудь образом уместен. Как ни крути, но в Грузии никогда не было, нет и ещё долго не будет демократических институтов. Следовательно, правительство Иванишвили не может разрушить то, чего просто-напросто не существовало. В эпоху Эдуарда Шеварднадзе в стране был «хаос», а Михаил Саакашвили и его «Единое национальное движение» (ЕНД) выстроило не институты, а эффективно работавшие «государственные машины», тотально подчинявшиеся верхам и зачастую перемалывавшие собственных граждан. Если и упрекать «Грузинскую мечту», так это в том, что сегодня эта «машина» уже не настолько отлажено работает и даёт серьёзные сбои. Именно после прихода новой власти, после парламентских выборов 2012 и президентских 2013 годов в стране появились кое-какие задатки для формирования по-настоящему демократических институтов, но никак не до этого периода. Более того, правительства Грузии всегда использовали административный ресурс в своих целях, и «Грузинская мечта» не является исключением, также, как и постреволюционное правительство Саакашвили.
Отдельно надо упомянуть судебную систему, которая стала настоящей головной болью не только для Грузии, но и для всего постсоветского пространства. Некоторые европейские депутаты и американские конгрессмены внезапно узнали, что правительство использует этот институт в своих целях, и что демократия в стране рушится из-за этого. Похоже, что «друзья» Грузии не знают, что по тем же рапортам и статистическим данным Европейского Союза, ОБСЕ и ЕСПЧ сегодняшняя судебная система наголову выше, нежели она была в период правления Саакашвили. Впервые за всю историю страны, «Грузинская мечта» добилась того, что систематические пытки и насилие в тюрьмах остались в прошлом; более того, количество дел, выигранных гражданами против правительства, увеличилось более чем 2000 процентов.
Конечно, нельзя обойти стороной и заявление о давлении на критические СМИ и попытку ограничения свободы слова. Но эти упрёки слышны от людей, которые ни раз самолично признавались, что в период правления Саакашвили контролировали абсолютно все основные телеканалы. Более того, незаконно, насильственными методами закрыли единственный оппозиционный частный телеканал «Имеди» (с груз. надежда), принадлежавший грузинскому миллиардеру Бадри Патаркацившили; А в 18 июля 2019 года Европейский Суд по правам человека постановил, что главный оппозиционный телеканал «Рустави 2», исполнительный директор которого Ника Гварамия, ближайший политический соратник Саакашвили, был незаконно отобран представителями власти у местного бизнесмена Кибара Халваши и передан проправительственным лицам. Бесспорно, «Грузинская мечта» пытается, как минимум, «перекричать» оппозиционные телеканалы, но факт заключается в том, что сегодня в стране больше антиправительственных телеканалов, нежели когда-либо в грузинской истории.
Как ни крути, но всё указывает на то, что несмотря на все грехи нынешней власти, она намного более демократичная и гуманная по своей сути, нежели постреволюционное правительство Саакашвили. Однако, нежелание некоторых лиц, как внутри страны, так и за её пределами соглашаться с данностью является уже состоявшимся фактом. Вершиной этого «исторического склероза» можно назвать письма некоторых американских конгрессменов, адресованных правительству Грузии. И хотя заявления о том, что стране нужны справедливые выборы, конкурентная внутриполитическая ситуация и свободные институты приемлемы, нельзя закрыть глаза на абсолютно абсурдные аргументы, которые можно сформулировать фразой «как хорошо раньше жилось». Нет, раньше ситуация была намного хуже. Ну и вершиной постреальности являются заявления республиканского сенатора Пита Олсона о том, что Бидзина Иванишвили проводит пророссийскую политику, потому что он отстранил американскую компанию «Фронтеру» от проектов, связанных добычей газа, и передал этот натуральный ресурс лично Владимиру Путину. Похоже, что «друг» Грузии не знает, что на этой земле обетованной пока что никто и никогда не находил не только залежей газа, но и других схожих драгоценных активов.
Грузинская ССР
Возможно, Бидзина Иванишвили и имеет связи с Кремлём, также, как и Михаил Саакашвили, чей дядя Тимур Аласания являлся генералом ФСБ, однако, очевидно, что сказ о «возрождении» Грузинской ССР является заменой другому сказу — о пророссийскости «Грузинской мечты» в целом. Эта «охота на ведьм» длится с момента правления ЕНД, когда все «несогласные» внезапно для себя узнавали, что находятся в прямом подчинении Москвы и в роли «пятой колонны» управляются ГРУ. Парадокс заключается в том, что большая часть всех шпионов и предателей, каковыми их лично объявил Михаил Саакашвили, сейчас создали с ним политический союз и на этот раз уже единым флангом сражаются против новой пророссийской силы.
Эта уникальная и радикальная метаморфоза не осталась незамеченной избирателями и для многих стало очевидным, что кто здесь агент Кремля, а кто нет — решает партия, а не факты. Поэтому сказ о пророссийских силах уже перестал влиять на избирательный процесс и пришлось использовать «тяжёлую артиллерию» — Советский Союз. Но и здесь не всё гладко. Так называемым лидером объединённой оппозиции является Григол Вашадзе, некогда гражданин Российской Федерации, который в былые времена был Советским дипломатом и ни раз открыто заявлял о том, что является представителем «русского мира».
Вторым ярым борцом с «пророссийскостью» и «советскостью» нынешней грузинской власти является депутат парламента и член «Европейской Грузии» Элене Хоштария. Эта дама, к слову, выпускница МГИМО, заявила, что Советский Союз был режимом, где в парламенте была лишь одна политическая сила, где не было политических дебатов, и где правящая элита пыталась задавить… оппозицию. Сегодня грузинские оппозиционные силы, в частности, ЕНД и отколовшаяся «Европейская Грузия» в знак протеста не участвуют в законодательной жизни страны . Следовательно, «Грузинская мечта» в одиночестве управляет страной, как это делал советский режим. Вот только госпожа Хоштария забыла упомянуть, что намного более удручающей ситуация была в последние годы правления нынешней оппозиции. Тогда эта политическая сила несколько лет не только управляла страной имея конституциональное большинство, но и сделала всё, чтобы выдавить и раздавить всех оппонентов; однако, тогда ассоциации с Советским Союзом почему-то не появлялись не только у члена парламента, но и тех европейских депутатов и американских конгрессменов, которые сегодня особенно озабочены политическими событиями в стране.
«Грузинской мечте», быть может, и пора бы отойти от власти. Не плохо бы новой политической силе попробовать свои возможности у руля Грузинского государства. Но этой новой силой не должна стать плохо зарекомендовавшая себя в прошлом команда Саакашвили и её видные функционеры, некоторые из которых только успели выйти из тюрьмы, а другие туда только отправились. Политические ошибки и преступления нынешней власти не являются оправданием для политических ошибок и преступлений предыдущей власти. «Грузинская мечта» должна подвергаться критике, но она должна быть аргументированной, а не являться пустым очернением. Тем более недопустимо, чтобы представители США и ЕС пытались выстроить в Грузии новую реальность путём фальсификации исторических событий и пренебрежения эмпирическими данными. Грузия сегодня с точки зрения свободы стоит намного выше, нежели в период правления Михаила Саакашвили. С этим надо всем свыкнуться, несмотря на то, нравится кому-то Бидзина Иванишвили или нет.
И даже если допустить, что правящая сила вернёт страну на «авторитарные рельсы» — это будут грузинские «авторитарные рельсы», не имеющие ничего общего ни с Советской властью, ни и с Грузинской ССР.
Советский Союз уже в прошлом и было бы хорошо, если бы грузинские политические элиты, раз и навсегда, оставили его в покое.
Арчил Сихарулидзе, политолог (Тбилиси) для EADaily