Многие из нас в детстве рисовали мелом на асфальте или «оформляли» стены соседей, после того, как заканчивали расписывать свои, получая выговор от взрослых. Для тбилисских детей в детском городке «Мзиури» часто устраивались детские мероприятия, на которых раздавали цветные мелки и доверяли оформление асфальта своими рисунками.
Уличная живопись – это распространенный во всем мире вид искусства. Часто это форма выражения протеста, иногда же, наоборот, источник мира и разнообразия. Огромные картины, графически выраженные надписи и уличная галерея уже готовы. Волей или неволей, вы становитесь гостем этой галереи.
Стрит-арт в Тбилиси стал особенно модным и пользуется большим спросом. Часто проводятся акции и фестивали, на которых расписывают старые здания, улицы или подземные переходы Тбилиси.
Мультифункциональное пространство «Фабрика», разместившееся в здании старого текстильного завода на улице Ниношвили в Тбилиси, уже третий год выступает организатором фестиваля «Урбан арт», в котором ежегодно участвуют около 40 художников, как местных, так и гостей столицы.
На размещенных на стенах «Фабрики» старых работах рисуются новые сюжеты. Жители Тбилиси уже успели полюбить многие из них и просят организаторов фестиваля, чтобы те не допускали закрашивания любимых ими работ новыми. Жители этой улицы с удовольствием уступают художникам стены собственных домов, чтобы те их расписывали.
«Без воли и желания владельца дома участники фестиваля не будут как вандалы расписывать его стены. Местные жители позитивно относятся к этому направлению искусства и выражают желание, чтобы внешние фасады их домов художники использовали для собственного творчества. Кроме того, «Фабрику» посещает много туристов, которые фотографируются на память на фоне ее расписанных стен», — сказала нам менеджер по маркетингу «Фабрики» Марика Квирвелидзе.
«Урбан арт фестиваль» проходит в начале или середине октября. В этом мероприятии активно участвует и мэрия Тбилиси. Так, на протяжении двух дней на улице Ниношвили были мобилизованы подъемные краны, которые должны были помочь художникам в «покорении высот». Участникам фестиваля бесплатно раздавались итальянские краски. Частый гость тбилисского фестиваля – итальянский художник Молли, чье граффити размещено на одной из стен «Фабрики». Но, каким бы красивым ни был рисунок, он временный, и это прекрасно понимают участники фестиваля. Несмотря на это, они ежегодно приходят сюда с новой тематикой для росписи стен огромного здания.
Граффити вошло в Грузию в конце 90-х годов прошлого века. С течением времени эта сфера искусства развивалась в зависимости от разных факторов, будь то рабочий материал или социальная среда. Постепенно обретали известность и уличные художники, каждый из которых имеет свой индивидуальный стиль.
Азербайджанец Эмиль Меджнунов – профессиональный художник. Он последователь направления граффити. Живет в Баку и много путешествует. Он частый гость в Тбилиси, а в «Арт фестивале» участвует уже второй раз. Несмотря на то, что в прошлом году он оставил на стене «Фабрики» портрет азербайджанского мужчины, но в этом году он приехал на фестиваль с той же темой, а на улице Ниношвили уже находятся четыре его работы. Как сказал нам сам художник, его работы есть также в Италии, Швейцарии, Германии и Франции.
«Исходя из того, что у фестиваля нет особой тематики и здесь царит полная свобода, мы рисуем то, что для нас интересно. Я рисую то, что хочу нарисовать в тот момент, отдельных персонажей, буквы и т.д. В Баку «стрит арт» не развит так широко, как в Грузии, соответственно, там у граффити очень мало последователей. Был период, когда у нас было очень много художников, а сейчас их можно пересчитать по пальцам. Наши художники отдают предпочтение классическим направлениям – акварели, пастели, карандашу, масляным краскам», — сказал нам Эмиль.
Эмиль увлекся рисованием в 6-м классе. Когда открыл для себя граффити, оно стало для него своего рода окном в другой мир. За два часа он может создать рисунок гигантских размеров, но рисует и на полотнах малых размеров. Это его источник дохода.
Как сказал художник в беседе с Dalma News, ему очень нравится атмосфера фестиваля, и в будущем он опять собирается приехать в Тбилиси. Ему нравятся четкие и аккуратные работы. Говорит, что со временем и граффити изменилось. Сегодня в этой сфере развивается целая индустрия – существуют компании, которые производят брендовые краски, художники имеют больше возможностей для самовыражения.
«В Баку граффити появилось в начале 2000-х годов, но скоро исчезло. Сейчас опять появилось. Тбилисский фестиваль, если оценивать его с точки зрения Кавказского региона, — очень хорошее дело, но в Европе проводятся более широкомасштабные фестивали. Граффити очень выгодно и с точки зрения туризма. Привлекает очень многих людей. Кроме того, что им нравится фотографироваться у таких стен, они привозят своих художников на такие фестивали. Уличная живопись должна существовать в каждом городе», — сказал Эмиль Меджнунов.
Корреспондент Dalma News побеседовала и с самой юной участницей «Арт фестиваля» Гванцой Гджушия. Ей 18 лет, но она уже сумела сказать свое слово в рамках фестиваля. Рисовать она начала в детском возрасте, а с 15 лет увлечена граффити. Любит рисовать на больших стенах и считает, что в сравнении с прошлыми годами этот вид искусства сегодня в Грузии намного популярнее.
«Рисунки, размещенные в галереях, видит лишь очень малая часть общества, а через уличные «галереи» проходит множество людей. Если тебе есть что сказать, улица – лучшее место для этого. Кроме того, все это имеет и свою эстетическую сторону. Чем больше рисунок, тем больше ты вовлечен в этот процесс, и не ты являешься автором, а стена использует тебя как инструмент», — говорит Гванца.
18-летняя художница уже успела привлечь внимание общества одним из своих граффити. На проспекте Руставели она нарисовала современную версию «Матери Картли» (известной также под названием «Мать Грузии») и вместо меча дала ей в руки «спрей пейнт». Это привело к дискуссии, взрослые люди раскритиковали ее рисунок. Но у самого автора агрессии это не вызвало и в будущем она собирается затронуть и социально-политические темы. Гванца в течение одного года училась в США и сейчас говорит, что «стрит арт» там развит больше, но считает, что в Грузии у художников для этого имеется лучшая платформа.
«В США за уличные росписи очень большие штрафы, там не содействуют развитию граффити и даже считают его вандализмом. В Грузии же людям нравится, и многие даже проявляют инициативу, чтобы расписывали их частную собственность», — говорит Гванца.
По ее словам, граффити в основном «присвоили» себе мужчины, и она хочет в некотором роде привнести сюда феминистические мотивы.
«Если бы мне сейчас было 8 лет и я бы увидела девочку-последователя граффити, я обязательно стала бы подражать ей. Хочу, чтобы и другие дети обнаружили в себе этот талант в раннем возрасте», — говорит Гванца Джгушия.
Слово «граффити» в прямом смысле означает «нацарапанный». Этот вид искусства берет свое начало в 60-е годы ХХ века. Тогда, в 1970-1980-е годы вагоны Нью-Йоркского метро даже превратились в передвижные музеи, так как художники граффити ночью, тайком пробирались на станции метро и рисовали: трехмерные буквы, шары, трещины, различные предметы, персонажей.
Сегодня это термин с широким значением и охватывает все от нацарапанных рисунков до сложных орнаментов на стенах. Его используют как для утверждения себя в обществе «хип-хоп», так и для передачи социальных или политических месседжей. Где-то это и форма культуры, которая заслуживает даже выставок в галереях. Художники стиля граффити называют себя «райтерами».
«Урбан арт фестиваль» в этом году помимо росписи на стенах включал в себя и другие мероприятия. Во дворе «Фабрики» прошли Б-Бой Баттл, Скетч-Баттл, а в конференц-зале «Фабрики» читали публичные лекции американкий и немецкий фотографы Марта Купер и Ника Крамер. Это те фотографы, которые познакомили с граффити весь мир. Объектив Марты Купер на протяжении многих лет снимал искусство граффити, и до сих пор ее упоминают как фотографа граффити. Ее творчество в Нью-Йорке совпало с тем периодом, когда улицы города постепенно заполнялись новым видом искусства – граффити.
Шорена Папашвили