Какая сейчас ситуация с миграцией в Армении? Какова ситуация с мигрантами из Индии, и с чем связано резкое увеличение их количества в Армении? Граждане каких стран чаще всего посещают Армению? Насколько оправдано очень либеральное миграционное законодательство Армении, и нет ли у властей планов его ужесточить? Какова ситуация с гражданами Армении, нарушившими миграционное законодательство РФ? 

На эти и другие вопросы Dalma News ответил начальник Миграционной службы министерства территориального управления и развития Республики Армении Армен Казарян.

Какая сейчас ситуация с миграцией? Каковы итоги 2018 года? И почему в разных ведомствах разные цифры демонстрируют миграционное сальдо?

— В разных ведомствах разные цифры, потому что разные ведомства говорят о разных цифрах. Вопрос в этом. Существует миграционное сальдо. Это разница между иммигрантами и эмигрантами в течение одного года. Иммигрант – это тот, кто зашел в страну и остался в ней на 12 месяцев, эмигрант — тот, кто вышел из страны и не был в ней 12 месяцев. Вот эта разница называется миграционным остатком. А мы представляем цифру, которая называется миграционное сальдо или сальдо пересечения границы. Это разная методология, они по-разному считаются.

Миграционный остаток составляет примерно минус 18000. И эта цифра позитивная, этот показатель очень сильно сократился. А сальдо пересечения границ у нас в этом году позитивное – плюс 15313.

С чем связаны эти цифры? Это положительная динамика? И чем объясняете эту тенденцию?

— Динамика, безусловно, положительная. Тенденцию можно объяснить двумя вещами. Первое — те политические изменения, которые произошли в стране, второе — повышение интереса к стране. К Армении повышается интерес в общем. В стране изменилась психологическая ситуация — люди стали ассоциировать свое будущее с этой страной – это очень важно. Это то, что меняет миграционное поведение людей.

Давайте сравним эти цифры с показателями прошлых лет, чтобы увидеть динамику?

— Сейчас поясню немного о важности методологии. Если даже методология не очень хорошая, если какую-нибудь цифру мы считаем очень долго, на протяжении долгого времени, и это механический пересчет, то в конце концов можно получить нормальную статистику. Почему я часто апеллирую сальдо пересечения границы? Потому что это механическая цифра (въезд, выезд), и она считается примерно с 2000 года. То есть эта цифра более отражает миграционную ситуацию, она не точно отражает, но она дает общее понимание миграционной ситуации лучше, чем миграционный остаток. Миграционный остаток во многом даже оценочная цифра. И поэтому я не очень апеллирую этим понятием. А если посмотреть на сальдо пересечения границы, то это впервые после 2006 года у нас позитивная цифра. За последние 12 лет позитивные цифры у нас были в 2004, 2005, 2006 и 2018 годах.

Вначале года во многих СМИ и соцсетях писали о наплыве индийских мигрантов в Армению. Какова реальная ситуация с мигрантами из Индии, и с чем связано резкое увеличение их количества в Армении? 

— Увеличение числа граждан Индии в Армении связано с облегчением визового режима между двумя странами. Это произошло согласно двум постановлениям правительства, которые были приняты в феврале и ноябре 2017 года. Цифры такие: в 2018 году въездов граждан Индии примерно 31 тысяча, выездов – примерно 27 тысяч. То есть остаток примерный получается 4 тысячи, из которых временный вид на жительство получили около 2 тысяч человек. Можем предполагать, что остальные были в стране по визе и должны были выехать. У нас еще нет новых цифр этого года, но так должно быть. Основная масса тех, кто получил временный вид на жительство, получили это право на основании факта обучения в Армении. Во второй группе те, кто получил вид на жительство из-за работы — это более 800 человек.

Какая тенденция наблюдается? Раньше большинство индийцев приезжали сюда учиться, а сейчас они вовсю конкурируют с армянским рабочим классом, в частности, в сфере обслуживания.

— Действительно, тенденция увеличения трудовых мигрантов из Индии есть. В целом, идет рост числа прибывающих в Армению из этой страны. В 2016 году у нас получили вид на жительство около тысячи человек,  в 2017 примерно 900, а в 2018 -2000. То есть мы наблюдаем двойной рост в сравнении в 2016 годом. Как и прежде, основная их часть — это студенты, новшество- появление рабочих.

Армен Казарян

У граждан каких стран наиболее популярна Армения? Откуда к нам больше всего едут? И какие страны популярны для граждан Армении?

— Для наших граждан самые популярные страны  — европейские и Россия, потому что туда легче ехать. Европейские страны привлекательны, и сейчас легче попасть туда, чем раньше. Интересно, что страны, из которых у нас просят убежища, это страны Ближнего Востока — Сирия, Ирак, Ливан. Причем, это не только армяне. Если смотреть по пересечению границы, в топе лидеров — Россия, Грузия, Иран, Украина, Индия. Если смотреть по временному виду жительства, расклад по странам такой — Индия, Иран, Ирак, Китай, Россия, Америка, Украина. Это данные 2018 года.

В прошлом году очень много европейских стран, таких как Германия, критиковали Грузию, жаловались на то, что грузины нарушают визовый режим. А как обстоит ситуация с гражданами Армении?

— Ситуация произошла вследствие того, что Грузия и Украина получили безвизовый въезд в страны ЕС. Сам миграционный поток не увеличился, примерно тот же самый, но в этом миграционном потоке увеличилось количество людей, которые просили убежища в европейских странах. У нас сейчас обратная тенденция. Приведем цифры Евростата. В 2017 году кейсов, по которым граждане Армении просили убежища в странах ЕС (это Норвергия, Швейцария, Лихтенштейн), — 6 875. А в 2018 году эта  цифра составляет 4815. То есть это резкое сокращение обращений по убежищу в странах ЕС.

— В Европе готовят законодательные изменения, чтобы Грузию и Армению внести в список безопасных стран.

—  Это в разных странах по-разному. В Германии Украина и Грузия признаны таковыми, но Армения пока нет, но она считается таковой. Что я имею ввиду, то, что де-юре мы еще не в этом списке, но были обсуждения с коллегами из Германии, из чего стало понятно, что Армения туда не вошла по техническим или бюрократическим причинам. Но скоро Армения будет в списке.

Следует ожидать какого-то потока возвращенцев, когда это произойдет?

— Поток уже идет, с 2017 года. Он нарастает. Это возвращение через договор о реадмиссии, это принятие назад, так скажем. В 2018 году из Германии мы получили 681 запрос о возвращении от 1385 человек. Мы подтвердили гражданство 1211 гражданам из них. В 2017 году из Германии было 499 запросов от 1022 человек, из 801 гражданство подтвердили. А реально вернули 770 человек. И эта цифра уже возрастает, если мы смотрим на данные прошлых лет.

Эксперты говорят, что в Армении самое либеральное миграционное законодательство в ЕАЭС. Насколько это оправданно, и нет ли у властей планов как-то ужесточить или внедрить более жесткое регулирование в этом вопросе — предоставлении права на работу и тд?

— Я согласен, что мы сверхлиберальны в этом вопросе, и даже в некоторых смыслах регуляция просто отсутствует, что не очень-то правильно. Не скажу, что у нас есть планы на жесткость или на полный учет и контроль во всем и вся, с этим я не соглашусь, это не нужно нам, потому что это будет препятствовать и развитию, и бизнесу, и туризму и всему остальному. Нет. Надо просто поставить такие регуляции, которые согласованы со здравым смыслом. В некоторых смыслах мы сверхлиберальны, и нужно просто урегулировать ситуацию, а не ужесточать ее.

Какова сейчас ситуация с гражданами Армении, нарушившими миграционное законодательство РФ, и как идет процесс их вывода из, так называемых, «черных» списков?

— Эта цифра снизилась. Потому что самая большая проблема была после Олимпиады, это 2014-2015 год, тогда у нас были большие проблемы. И темпы запросов от людей, которые мы получаем, которые говорят, что их внесли в списки невъездных, эта цифра тоже упала. Соответственно меньше и позитивных реакций от российской стороны. Скажем, если в 2015 году мы отправляли примерно 7800 апелляций, они открывали въезд более 4000 человек. А в прошлом году мы отправили более 200 апелляций, и въезд был открыт примерно для 20-30 человек.

Почему не всем открывают въезд?

Потому что во многом это люди, которым въезд был запрещен судебными решениями, а судебные решения могут быть обжалованы только в суде. И здесь мы не в силах что-то делать, потому что мы обращаемся в миграционную службу только по тем вопросам, где речь идет о небольших административных штрафах, нарушениях, которые могут быть связаны с незнанием законодательства. А если это судебное решение о выдворении, тогда уже надо обжаловать в судебном порядке.

 

Айк Халатян