Армению в последние годы называют шахматной державой, а шахматы – национальным брендом армянского образования. Согласно гипотезе академика Иосифа Орбели, шахматы были известны в Армении ещё в IX веке. Они упоминаются в армянских рукописях XII—XIII веках, которые хранятся в Матенадаране. Психологи считают, что армяне лучше чувствуют шахматы, поскольку есть тесная связь между этой игрой и армянским мышлением, образом жизни армян.

В 2011 году Армения стала первой страной в мире, которая сделала обучение шахматам обязательной частью школьной программы со второго по четвертый класс, и теперь в армянских школах работают более 3 тысяч квалифицированных преподавателей по шахматам. Страна входит в число мировых лидеров по количеству гроссмейстеров на душу населения.

Президент страны Серж Саргсян, который является также председателем Федерации шахмат, заявил: «Моя цель в том, чтобы у нас было пять хороших гроссмейстеров и еще пятьдесят тысяч человек, думающих как шахматисты. Шахматы учат честно побеждать и честно проигрывать».

Президент Армении Серж Саргсян. Иллюстрация: chesspro.ru

В этом году в стране открыли первый в мире НИИ «Шахматы», где будут исследовать психологические, социальные, образовательные и другие аспекты этой интеллектуальной игры. В частности, учёные будут изучать влияние шахмат на развитие человеческого мозга, интеллекта, становление личности. В открытии НИИ участвовал президент ФИДЕ (Международная шахматная федерация) Кирсан Илюмжинов. Он назвал открытие института в Армении поворотным этапом в истории шахмат. Президент ФИДЕ предложил Армении, как стране, пропагандирующей мир, сыграть партию с Азербайджаном.

«ФИДЕ против вооруженных конфликтов. Мы призываем к тому, чтобы все вопросы решались за шахматным столом мирно и воевали только за шахматной доской», — отметил он.


Аниш Гири, президент Армении Серж Саргсян, президент FIDE Кирсан Илюмжинов и Левон Аронян
© EPA/YURI KOCHETKOV

Об успехах и достижениях армянских шахматистов, а также о том, как обстоят дела со сменой поколений талантливых шахматистов в национальной сборной, в интервью Dalma news рассказал директор Дома шахмат, мастер ФИДЕ, заслуженный тренер Армении, председатель тренерского совета Федерации шахмат Грачья Тавадян.

— Как Вы оцениваете уровень профессиональных шахмат в Армении?

— Уровень профессиональных шахмат зависит от успехов нашей сборной. С 2004-го по 2012-й год был пик, когда наша мужская сборная по шахматам выступала очень удачно. По моему мнению, это было связано с избранием президента Армении Сержа Саргсяна главой Федерации шахмат. В 2004 году команда заняла третье место на Олимпиаде в Испании, в 2006 году в Турине впервые наша сборная заняла первое место, став олимпийским чемпионом, в 2008 году в Дрездене во второй раз наша команда стала олимпийским чемпионом, в 2011 году в Китае — победителем в командном чемпионате мира, в 2012 году в Стамбуле – олимпийским чемпионом. Не могу сказать, что после этого сборная показывала хорошие результаты.

— Чем были обусловлены сложности за последние годы?

— Состав команды должен периодически обновляться, нужны новые люди. У нас с 2004-2006 гг. костяк команды, это Левон Аронян, Габриел Саркисян, Владимир Акопян, не менялся. Ароняну в этом году исполняется 36 лет, он считается уже слишком взрослым. Это 30-50 лет назад, когда играл, например, Тигран Петросян, 35-40 лет для шахматиста был пиковым возрастом, когда он достигал успехов, мог стать мировым чемпионом. Сегодня этот возраст считается для шахматистов пенсионным. Возрастные категории шахматистов изменились, 12-летний ребенок становится международным гроссмейстером. У нас сейчас имеются проблемы в сборной – Сергею Мовсисяну уже 40 лет, он решил на год взять паузу и не участвовать в соревнованиях, Владимир Акопян отказался играть в сборной и предпочитает заниматься тренерской деятельностью.

Грачья Тавадян

Что касается привлечения молодых шахматистов, то впервые в этом году Федерация шахмат приняла решение включить чемпиона Армении 2018 года 18-летнего Айка Мартиросяна в сборную. Он сможет принять участие в международной олимпиаде в сентябре в Батуми. Кроме того, в сборную сможет попасть еще один шахматист с самим высоким коэффициентом, решение будет принято за три месяцев до олимпиады. Сейчас в Москве проходит турнир шахматного фестиваля «Aeroflot Open», в котором участвуют шесть наших спортсменов. В марте в Батуми проводится чемпионат Европы по шахматам среди мужчин, в апреле – среди женщин. Кстати, аналогичные проблемы имеются в сборной женщин, где Элина Даниелян, Лилит Мкртчян, Лилит Галоян играют уже много лет. Федерация приняла решение, что национальные сборные и мужчин, и женщин будут в этом году обязательно участвовать в турнирах. Если шахматист, женщина или мужчина, хочет войти в сборную, получить поддержку федерации, в том числе финансовую, нужно сыграть за год хотя бы 36 партий, это не так уж много — четыре турнира.

— Для участия в таких турнирах требуются большие финансовые затраты?

— Федерация шахмат и министерство спорта стараются поддержать шахматистов в этом вопросе. Взнос за участие в турнире «Aeroflot» составляет 1300 евро, участие в чемпионате Европы стоит 1400-1500 евро. Еще нужно купить авиабилеты, оплатить проживание в отеле, осуществить взносы FIDE, Евросоюза, заплатить организаторам. При этом спортсмены должны жить именно в тех отелях, которые они бронируют, а это недешево обходится, минимум 90 евро за ночь. Многие ребята не могут себе этого позволить, 100-200 евро для их семей уже большая сумма. Мы много лет уже обсуждаем этот вопрос в федерации. В этом году принято решение оплатить участие четырех молодых шахматистов – Айка Мартиросяна, Мануэла Петросяна, Арама Акопяна, Шанта Саркисяна. Владимир Акопян будет с ними заниматься. В 2016 году Мануэл (среди возрастной группы до 18 лет) и Айк (среди возрастной группы до 16 лет) стали чемпионами мира, они оба гроссмейстеры. Айк в этом году будет выступать за национальную сборную, Мануэл имеет все шансы попасть в команду в следующем году. Смена поколений должна постепенно состояться.

Айк Мартиросян

— Почему за последние годы этой смены поколений не было? Сборная перестраховывалась, посылая на турниры опытных шахматистов, или просто не было талантливых молодых спортсменов?

— Я не могу сказать, что нет талантливых молодых шахматистов, но в сборную берутся спортсмены с высоким рейтингом, а очки набираются благодаря участию в турнирах. Участие в этих соревнованиях стоит недешево, но в этом году, как я уже сказал, мы поможем им в финансовом плане. В Армении также проводится много международных турниров, в этом году пройдет шахматный турнир «Yerevan open», в Академии шахмат тоже пройдет турнир, в прошлом году в Цахкадзоре был организован международный шахматный турнир. В целом, за год в стране проводится 4-5 турниров, но ребятам нужно участвовать в соревнованиях и за рубежом.

— На Ваш взгляд, ввести шахматы в школьную программу было правильным решением? Эта массовость может дать качество, выявить таланты, или программа рассчитана лишь на то, чтобы развивать общие умственные способности детей?

— Занятия в школах введены со второго класса, это дети 8-9 лет. У нас в таком возрасте участвуют уже в международных турнирах. Не думаю, что благодаря этим урокам кто-то из детей может стать хорошим шахматистом, профессионалом, ведь они учат только первые шаги. Если ты хочешь профессионально заниматься этим, нужно начинать с раннего возраста. У нас в стране примерно 1400 школ, а хороших тренеров немного. Мало быть хорошим шахматистом или гроссмейстером, чтобы брать учеников, ты должен быть еще учителем. В школах сегодня учителя физкультуры, например, или химии, физики могут по совместительству преподавать шахматы. У общеобразовательных школ не такой большой бюджет, чтобы нанимать профессионалов. Кроме того, сложно объяснять родителям, особенно девочек, что их ребенок должен сдавать экзамен по шахматам. Для общего развития детей можно было бы ввести факультативные занятия, необязательные. В шахматном мире, конечно, новость о том, что в Армении шахматы введены в школьную программу, вызвала ажиотаж, но нельзя доказать, что эти занятия каким-то образом способствуют развитию математических способностей детей или укрепляют в них дисциплину.

— Чем, по вашему мнению, обусловлено то, что сегодня гроссмейстерами становятся в таком молодом возрасте? Многие считают, что шахматы сейчас превратились в чистый спорт, когда с помощью компьютерной программы можно просчитать все шаги противника, запомнить их и одержать победу, не напрягая собственный ум.

— Да, такая проблема существует, но профессиональные шахматисты не руководствуются на ответственных соревнованиях лишь этими расчетами. Компьютеры могут сделать черновую работу, но они не будут играть за тебя в решающие моменты, это всего 30 ходов. Кроме того, такие мощные компьютеры стоят дорого, начинающие шахматисты вряд ли могут позволить себе такие. Да, есть шахматисты, которые пользуются ими, тренируются, задают программу, которая может рассчитать комбинацию шагов, вариантов игры, но ведь этих разветвлений множество. Кстати, если два соперника будут рассчитывать лишь на компьютер, в итоге они, зная ходы друг друга, сыграют в ничью. Левон Аронян, например, когда идет на импровизацию, может сделать какой-нибудь нестандартный ход, не самый сильный, возможно, но соперник уже должен играть своим умом. Так что, если ты стремишься к победе, к красивой игре, нужно действовать иногда не по схеме, может где-то уступить, пожертвовать. Нужно уметь играть, правильно оценивать свои позиции.

Впрочем, противиться проникновению цифровых технологий даже в такую интеллектуальную игру, как шахматы, бессмысленно. Пару лет назад в Японии презентовали цифровые шахматы. В них гораздо проще играть, ведь как только ты хватаешься за фигуру, на доске высвечиваются все варианты хода и просчитываются все возможные ходы соперника. Все действия уже на интерактивном столе, остается только переставить фигуру. Одна партия на таком столе проходит почти за минуту, поэтому эта версия игры называется «Speed chess» («Скоростные шахматы»). Играть в них настолько просто, что почти не нужно подключать голову.

Между тем, в Армении технологический прогресс происходит немного в ином ключе. Основатель первой в мире онлайн школы шахмат Грайр Шахбазян рассказал в беседе с корреспондентом Dalma news, что разработанный его командой проект WooChess представляет собой инновационную образовательную среду, позволяющую научиться играть в шахматы с помощью профессиональных игроков и тренеров, не выходя из дома.

Грайр Шахбазян

По его словам, при желании будет возможность проводить групповые занятия, сеансы одновременной игры. Можно оценить и оставить комментарии о работе тренера, то есть будет осуществляться полноценный образовательный процесс. Программа рассчитана на все возрастные группы.

«Сам я программист, но в прошлом занимался шахматами. Идея разработать такой проект возникла, когда я понял, что шахматные тренеры в Армении не так ценятся, как за рубежом, а у нас огромные тренерские ресурсы. Я начал думать о том, как сделать так, чтобы они могли зарабатывать на таком же уровне, как, например, тренеры в Америке», — отметил Шахбазян.

Сейчас проект находится на испытательном сроке, сайт каждый день совершенствуется. «Каждый сильный шахматист может зарегистрироваться в качестве тренера, у нас нет ограничений. Мы сейчас находимся на этапе поиска тренеров со всего мира, многие армянские шахматисты уже у нас зарегистрированы», — сообщил он. На сайте размещена информация о тренерской деятельности каждого учителя, и ученик сможет выбрать, кого захочет.

Шахбазян также заметил, что система способствует человеческому общению, создается впечатление прямой связи. «Если раньше у начинающего спортсмена была возможность играть только с компьютером, то сейчас он сможет общаться с реальным, опытным шахматистом, слушать его советы. Но все же развития цифровых технологий и в этой сфере, по-моему, избежать не получится», — добавил автор проекта. Что касается коммерческой составляющей проекта и доступности уроков, Шахбазян отметил, что стоимость занятия зависит от уровня профессиональной подготовки тренера.

 

Подготовила Лусине Давтян