Вопрос замороженных конфликтов на Кавказе по сей день остается актуальным и болезненным. С древних времен жители региона придавали земле особое значение. Возможно, не последнюю роль в этом играет как выгодное географическое положение, так и экономический фактор. Территория Закавказья испокон веков пестрила разнообразием этнических конфликтов. Тем не менее, регион всегда являлся примером добрососедства и дружбы народов. Уникальность закавказских стран заключается также в том, что их жители исповедуют разные религии. Доподлинно известно, что в переломные исторические моменты эти народы спина к спине защищали друг друга от потери государственности. Однако, если интересы стран пересекаются, то не исключено, что некогда «братские народы» могут стать и «заклятыми врагами».
Карабахский конфликт один из тех, которые принято называть «замороженными» — не дает спокойно вздохнуть ни населению Армении, ни Азербайджана. Многие эксперты полагают, что конфликт во многом на руку правящей элите обеих стран: намеренно создавая и культивируя образ врага, они тем самым укрепляют свою власть. По словам грузинского эксперта по вопросам Кавказа Мамуки Арешидзе, который до возобновления боевых действий в Карабахе находился в Москве на грузино-российской экспертной встрече, в последней эскалации конфликта прослеживается влияние сторонней силы, в частности — нельзя исключать турецкого фактора. По его словам, определенные силы хотят таким образом «проучить Кремль».
«Для Москвы этот демарш был полной неожиданностью. Мне непонятно, кому это может быть выгодно, однако, считаю, что ситуация накаляется искусственно третьей силой. Скорее всего — Турцией. Москва в данном конфликте желает выступать лишь в роли посредника, стараясь добиться его урегулирования. Меня удивил тот факт, что в Москве приветствовали решение официального Тбилиси о предоставлении возможности ведения переговоров между Азербайджаном и Арменией на своей территории. Тем самым Грузия попыталась каким-то образом участвовать в мирном процессе», — заявил Мамука Арешидзе.
Грузинский эксперт также не исключает того, что обострение ситуации в Нагорном Карабахе было выгодно Азербайджану и, возможно, обусловлено ее внутриполитической ситуацией. Главной целью азербайджанского правительства, согласно Арешидзе, является не возврат Нагорного Карабаха, а захват близлежащих территорий. Он отметил, что официальному Баку хочется поставить мировую общественность перед фактом, что это им «почти удалось».
Проблема Нагорного Карабаха уходит корнями во времена становления Советской власти. Данная территория, вопреки желанию населения, была передана официальной Москвой Азербайджанской ССР. В конце 80-х, когда пошел процесс распада Советского Союза, страсти вспыхнули с новой силой. За время 4-летнего вооруженного конфликта погибло более 30 000 человек. Тысячи людей были лишены крова, а Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан оказались в крайне сложной экономической ситуации. В 1994 году было подписано соглашение о перемирии и прекращении огня. Тогда же активизировался процесс мирного урегулирования в рамках формирования института сопредседателей Минской группы ОБСЕ с участием дипломатов из США, России и Франции.
И сегодня, спустя 22 года, «замороженный» конфликт находится в «точке кипения» и никак не удается найти альтернативные пути его разрешения. Несмотря на то, что нагорно-карабахский конфликт сугубо региональный, тем не менее, им занимаются международные организации. Эксперты не исключают, что обострение ситуации в Карабахе может повлиять и на Грузию, на ее безопасность.
«Эта война не выгодна ни одной стране региона, в том числе и Грузии, так как в случае возобновления боевых действий, Грузия окажется втянутой в этот конфликт. Также это резко накалит обстановку в тех грузинских регионах, где компактно проживают этнические армяне и азербайджанцы. В этом со мною соглашается большинство военных экспертов», — говорит военный эксперт Вахтанг Маисая.
По его мнению, у Грузии сложились добрососедские отношения, как с Арменией, так и с Азербайджаном. Поэтому, главная задача грузинского руководства – стать медиатором в урегулировании карабахского конфликта. В этом вопросе Грузия обладает большим потенциалом. Однако, как отмечает эксперт, никаких иллюзий относительно того, что конфликт утихнет в ближайшем будущем, и армяне смогут спокойно сосуществовать с азербайджанцами, нет.
Как отметил в беседе с Dalma News этнический азербайджанец — исследователь вопросов гражданского национализма Камран Мамедов, в Армении и в Азербайджане проживают молодые люди, получившие образование в Европе, которые считают, что карабахский конфликт должен быть решен мирным путем. Но, в то же время, он добавляет, что количество таких молодых людей, к сожалению, невелико.
«Насколько мне известно, две конфликтующие стороны — правительство Армении, так же как правительство Азербайджана, активно работают над созданием образа врага в глазах молодежи. Несмотря на то, что в процессе разрешения конфликта между государствами должны быть установлены дипломатические отношения, также должны устраиваться встречи между студентами и пропагандироваться участие в различных гуманитарных проектах. У Грузии имеется потенциал в этой сфере, благодаря которому страна может выступить в качестве медиатора», — заявил Камран Мамедов.
По его словам, в апрельские дни возобновления конфликта в Нагорном Карабахе, грузинское правительство заняло пассивную позицию. Тем не менее, подобное поведение, считает эксперт, оправдано наличием партнерских отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном.
Как бы пессимистично не прозвучало, но военные действия 2 апреля показали, что окончательное урегулирование карабахского конфликта практически невозможно, так как сложившееся положение устраивает многих крупных политических игроков. Прискорбным является и тот факт, что чья-то игра ведется за счет благополучия мирного населения. Эксперты сходятся во мнении, что военные действия периодически будут возобновляться.
Этнический армянин, общественный деятель и основатель грузинского «Фонда Мира» Георгий Тумасян считает, что медиация всегда нуждается в огромных политических ресурсах и представляет определенные риски для национальной безопасности страны.
«Для Грузии роль медиатора может оказаться плачевной и сказаться на процессе Женевских переговоров, а также на добрососедских отношениях как с одной, так и с другой страной. Думаю, в решении данного вопроса альтернативы Минской группе ОБСЕ быть не может», — считает Тумасян.
Тумасян считает похвальным прекращение огня 5 апреля 2016 и надеется на выполнение условий соглашения, достигнутого между странами в 1994 году. Кроме того, он отметил:
Необходима активизация работы Минской группы ОБСЕ во избежание эскалации конфликта. Одновременно, со стороны граждан Грузии необходимо проявление сдержанности при возникновении конфликтной, провокационной ситуации
Мирное сосуществование армян и азербайджанцев на территории Грузии может служить примером для обеих конфликтующих сторон. Люди, как правило, находят между собой общий язык. Однако, будучи в руках крупных игроков, противостоять сложившейся ситуации не представляется возможным. Трудно даже прогнозировать исход, так как по сегодняшний день вопросов в данной теме больше, чем ответов. Остается надеяться, что с течением времени загадка: «кому выгоден конфликт в Карабахе?» просто-напросто утратит свою актуальность в связи с тем, что над Карабахом воцарится долгожданный мир!
Георгий Картвели, политический обозреватель из Тбилиси, специально для Dalma News