В 2002 году между министерствами обороны Грузии и США было подписано соглашение «О сотрудничестве в сфере технологий и патогенов, связанных с развитием биологического оружия и нераспространения информации в этой сфере», которое в дальнейшем определило сотрудничество двух стран в данной сфере и предопределило создание в 2011 году неподалеку от Тбилиси (возле международного аэропорта) Центра исследований общественного здоровья (Центральной реферальной лаборатории общественного здравоохранения). За эти годы на создание Центра американской стороной было выделено, по разным оценкам, до $300 млн. Сам Центр получил имя американского сенатора-республиканца Ричарда Лугара, который сыграл немалую роль в деле ее создания и становления.
Открытие лаборатории стало знаменательным и праздничным событием для бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, который позаботился о том, чтобы деятельность объекта протекала в закрытом от посторонних глаз режиме. Лаборатория перешла под контроль главы МВД (на тот период) Грузии Вано (Иване) Мерабишвили, который со временем контролировал ее деятельность в ранге теперь уже премьер-министра страны. Согласно распространенной информации, до 2013 года на территорию лаборатории не ступала нога грузинского ученого. По сей день неизвестно, на самом ли деле и какого рода исследования там проводились.
В конце 2012 года в стране, по итогам парламентских выборов, произошла смена власти, к которой пришла коалиция «Грузинская мечта». Тогда же на повестку дня встал вопрос о закрытии «лаборатории Лугара». Однако, либо по причине вмешательства американской стороны, либо после тщательного рассмотрения вопроса, 7 мая 2013 года, распоряжением правительства Грузии № 422, Центр общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара был закрыт, а все его имущество было передано Национальному центру контроля заболеваний и общественного здоровья им. Л. Сакварелидзе, которое было выведено в отдельную структуру в составе министерства здравоохранения, труда и социальных дел Грузии.
Отметим, что в 90-е годы конгресс США утвердил «Программу совместного уменьшения угрозы» (программа Нанна – Лугара), целью которой являлась помощь странам бывшего СССР в вопросах ядерного и химического разоружения. Таким образом, создание Центра им. Лугара стало одним из самых крупных американских инвестиций в сфере биомедицины в Грузии. В рамках этого проекта были построены 22 лаборатории (6 второго уровня, а 16 — первого уровня). Из них 11 — в распоряжении министерства здравоохранения, а контроль над остальными принадлежит министерству сельского хозяйства Грузии.
До некоторого времени все имущество лаборатории оставалось собственностью США, но по имеющейся теперь официальной информации, к концу 2015 года, после соответствующих юридических процедур, владение имуществом было передано правительству Грузии. Хотя американская сторона, как и прежде, продолжает финансировать деятельность лаборатории, в Национальном центре по контролю над заболеваниями заявляют, что финансирование лаборатории также осуществляется из госбюджета Грузии. А с 2018 года ответственность за полное финансирование и функциональность Центра и лабораторной сети им. Лугара будет возложена на правительство Грузии.
Как сообщают официальные источники, в лаборатории при помощи новейших технологий проводятся исследования и анализ бактерий и вирусов, являющихся причиной особо опасных заболеваний. Исследуемые образцы содержатся в морозильных камерах при температуре –80 градусов, установленных в специальном помещении, где соблюдены все меры безопасности.
По словам генерального директора организации Амирана Гамкрелидзе, Центр контроля заболеваний и общественного здоровья им. Л. Сакварелидзе (Лаборатория Лугара) является лабораторией т.н. третьего уровня биобезопасности (самого высокого уровня в Грузии и в регионе), где имеются все необходимые средства для проведения исследований в любом направлении биомедицины. Среди них вирусология, микробиология и изучение тканевых культур.
«В Грузии скоро появится возможность проводить исследование генома не только вирусов, но и человека. В этой лаборатории возможно изучение заболеваний, переходящих к человеку от животных. Здесь также находится хранилище, где находятся штаммы (образцы) микроорганизмов, обнаруженных за последние семьдесят лет. Некоторые бактерии и вирусы хранилища способны вызвать страшные патологии», – заявляет Амиран Гамкрелидзе и подтверждает, что у лаборатории есть возможность проводить испытания медикаментов на небольших животных.
По его информации, лаборатория сотрудничает с европейскими научными университетами. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с университетами Осло, Флориды, Аризоны, Мэриленда, Эмори, университетом Джона Хопкинса, университетом микробиологии Бундесвер и другими. Согласно Гамкрелидзе, «Лаборатория Лугара» берет на себя функцию регионального тренинг центра по биобезопасности, а из 50 научных сотрудников лаборатории — 6 являются американскими, а остальные 44 — грузинскими учеными.
Деятельностью грузино-американской лаборатории на территории Грузии озабочены в Российской Федерации, где не исключают вероятности, что под предлогом научно-исследовательского центра по вопросам общественного здравоохранения скрыта биологическая лаборатория высшего уровня, которая занимается изучением особо опасных инфекционных заболеваний с целью последующего проведения экспериментов среди населения Грузии.
Данные подозрения еще более укрепились после интервью американского журналиста, бывшего советника Михаила Саакашвили Джеффри Сильверман изданию Грузия и мир. В частности, Сильверман заявил, что подобные лаборатории создаются США с целью обойти конвенцию о запрете биологического оружия. «Лаборатория Лугара находится рядом с аэропортом. Для загрузки бомб или перевозки оттуда вирусов на другие объекты не потребуется много времени», — сказал он.
Тем не менее, несмотря на неоднократно проводимые пресс-туры, периодически возникают определенные сомнения и предположения относительно деятельности лаборатории на территории Грузии. На этот счет у грузинского неправительственного сектора тоже есть ряд вопросов.
Dalma News попыталось разузнать, какие именно угрозы скрывает «Лаборатория Лугара» для Грузии и региона в целом. Руководитель «Центра глобальных исследований» Нана Девдариани считает, что сомнения в отношении деятельности лаборатории были посеяны экс-президентом Михаилом Саакашвили. Он организовал излишне пафосное открытие этого объекта в 2011 году, после чего заявил, что этим шагом Америка оказала Грузии огромную «военную помощь». Масла в огонь подливало и то обстоятельство, что на должность руководителя медицинской лаборатории была назначена бывший шеф разведки Анна Жвания.
«После распада Советского Союза было разрушено множество подобных лабораторных баз. В 90-ых годах прошлого столетия в нашей стране было такое положение, что даже территории этих лабораторий не были защищены государством. Все было разрушено, и теперь настала необходимость приводить эти объекты в порядок. Сегодня сложно поверить, что инвестиция в размере $300 млн. могла быть предоставлена без учета личных интересов США. В свое время этот проект двух американских сенаторов Лугара и Нанна был направлен на нейтрализацию деятельности тех ученых, которые могли бы работать над созданием ядерного и бактериологического оружия. Однако в нашем случае ситуация такова, что проект реализовывается спустя много лет после распада Советского Союза, и если было суждено произойти непоправимому, это бы уже произошло бы», – считает политолог.
Согласно Девдариани, попытки возвести такие вещи в ранг неприкасаемой тайны было характерной чертой стиля Михаила Саакашвили.
Как считает эксперт по вопросам военной безопасности Вахтанг Маисая, «Лаборатория Лугара» не соответствует уровню, при котором имелась бы возможность создать бактериологическое или биологическое оружие. Хотя эксперт отмечает, что на случай, если прокуратура заинтересуется тем, какого рода эксперименты проводились в лаборатории до 2013 года, когда контроль над деятельностью этого объекта принадлежал ныне осужденному за другие преступления экс-премьеру Вано (Иване) Мерабишвили, то против этого человека найдутся доказательства его причастности к новым уголовным делам.
«Сегодня сложно говорить о том, что происходило в лаборатории в период правления Саакашвили. Объект полностью находился во власти прежнего министра внутренних дел. Если будет проведено расследование и скрытое станет явным, то есть вероятность, что нам откроются новые детали о преступной деятельности Иване Мерабишвили. Остается надеяться, что сегодняшние власти займутся этим вопросом», – заявляет Маисая.
По словам эксперта, с 2013 года деятельность лаборатории максимально прозрачна и в ней проводятся исследования национального характера. Естественно, это происходит при финансовой поддержке США, но процесс подчинен грузинской стороне и международные наблюдатели могут проверить работу лаборатории в любое время.
«В отличие от предыдущих властей, правительство «Грузинской мечты» пытается вести с Россией сбалансированную политику. Поэтому я не думаю, что нынешние власти Грузии позволят себе нечто противозаконное. Россия выразила обеспокоенность по этому вопросу в своей новой концепции национальной безопасности, в которой есть прямая ссылка на защиту от лаборатории (в том числе «Лабораторию Лугара»), расположенных на границах ее территорий», – заявляет Маисая.
По его словам, если у российской стороны имеется информация о существующей опасности, они должны представить ее заинтересованным людям.
О нехватке информации в связи с деятельностью «Лаборатории Лугара» говорит и бывший министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Нино Чхобадзе. Она считает, что опасность заключается в том, что в момент создания лаборатории никто не знал какого типа объект создавался на территории Грузии оборонным ведомством другой страны.
«В стране существовали штаммы множества опаснейших заболеваний, таких как чума, сибирская язва и так далее. О предназначении лаборатории и наличии в ней опасных бактерий было известно и, по совету специалистов, здание было построено в отдалении от населенных пунктов. С другой стороны, полное отдаление от населения было невозможным, так как существовала необходимость в обеспечении коммуникабельности и мобильности центра. У подобных объектов есть потребность в обмене информацией. В целом, в Грузии квалификационный уровень в этой сфере нельзя назвать низким», – заявляет Нино Чхобадзе.
Насколько справедливы подозрения российских служб безопасности в отношении деятельности «лаборатории Лугара», на этот счет у Чхобадзе есть свое мнение. По ее словам, определенные сомнения возникли после того, как объект перешел в подчинение министерства обороны в период правления экс-президента Саакашвили.
Чхобадзе полагает, что в Москве прекрасно знают о возможностях подобных лабораторий, и что в Грузии нет необходимой для создания биологического оружия инфраструктуры . Кроме того, «Лаборатория Лугара» находится в зоне досягаемости международной сети по контролю над учреждениями в сфере биобезопасности, и ее деятельность не превысит своих полномочий.
Георгий Картвели, специально для Dalma News