В связи с 170-летием со дня основания тбилисского драматического театра им. А. Грибоедова, в Грузии впервые прошел конгресс русских театров, на котором присутствовали также и гости из зарубежа. На мероприятиях присутствовали театроведы из США, Великобритании и стран постсоветского пространства. В качестве почетного гостя в Тбилиси приехал также известный российский актер театра и кино Олег Басилашвили. Руководители театров из 26 стран мира к концу октября посетили достопримечательности и исторические места нашей страны.
Собравшиеся со всего мира гости обсудили проблемы русских театров. На фоне напряженных взаимоотношений между Грузией и Россией, было интересно узнать из первых уст о трудностях русского театра в нашей стране.
В беседе с Dalma News директор театра им. Грибоедова Николай Свентицкий поделился своим мнением: «Тем, кто скажет, что в Тбилиси у русского театра есть проблемы, я отвечу, что вот уже 170 лет на грузинской земле существует этот театр и само по себе ясно, что никаких проблем нет. Мы всегда стояли и будим стоять там, где стоит грузинский народ».
Свентицкий отметил, что чувствует особенную ответственность за свою деятельность перед грузинским народом, а театр своими усилиями пытается не допустить исчезновения русской словесности из грузинской памяти и не придать забвению классическую русскую драматургию. По мнению директора, об этом не меньше должно заботиться и руководство РФ, оказывая финансовую поддержку русским театрам.
«Наш театр входит в единое театральное пространство Грузии. Наша цель – преподносить русскую словесность и русскую классическую драматургию в Грузию. Поэтому мы успешны в этой стране и надеемся, что в дальнейшем останемся такими», – заявил директор театра.
По мнению Свентицкого подобные конгрессы будут и в будущем. «Главное, чтобы эти люди познакомились с Грузией. Мы должны сделать все возможное, чтобы им понравилось здесь. Кто-то уже бывал в нашей стране, а кто-то здесь впервые, но даже в первый день конгресса всем одинаково приятна эта атмосфера и они постепенно влюбляются в Грузию — поистине театральную страну», – заявляет Николай Светицкий.
Отметим, что русский театр в Грузии был основан указом наместника императора на Кавказе, графа М.С. Воронцова в 1845 году. Он по праву считается старейшим русским театром за пределами России, а также старейшим профессиональным театром на Кавказе. На рубеже XIX─XX вв. на сцене театра играли М. Савина, П. Стрепетова, А. Яблочкина, В. Комиссаржевская, А. Сумбаташвили-Южин, ставили спектакли Вс. Мейерхольд и К. Марджанишвили. Заметный след в истории Грибоедовского театра оставили Г. Товстоногов, Р. Стуруа, П. Луспекаев, П. Фоменко, А. Гомиашвили, М. Туманишвили, Г. Лордкипанидзе, В. Анджапаридзе.
В настоящее время в труппе 36 артистов. В репертуаре театра — 28 спектаклей, среди них: мировая классика и разнообразные постановки для детей, которые направлены на популяризацию классической русской драматургии. Отметим, что в театре проводятся «Сезоны русской классики».
Вечер памяти и воспоминаний о мастере
Тбилиси любит творческих людей. Красивые истории в этом городе не исчезают без следа. Еще живы люди, здания, дороги, которые рассказывают нам о прошлом. В одном из районов Тбилиси расположена улица им. Г. Товстоногова, которая плавно переходит в проспект Давида Агмашенебели. Современная молодежь, возможно, не знает, чье имя носит эта маленькая улица, на которой по сей день чувствуется дыхание старого Тбилиси и где прожил много значимых лет Георгий Товстоногов – почетный гражданин Тбилиси, заслуженный деятель культуры Грузии и великий режиссер 20 века.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения мастера. В связи с этой юбилейной датой, в рамках конгресса русских театров, в малом зале тбилисского театра им. А. Грибоедова был организован круглый стол: «Георгий Товстоногов – воспоминания о мастере».
Грузинские режиссеры Сандро Мревлишвили и Темур Чхеидзе вспоминали творческие годы мастера. Участником круглого стола также был актер Олег Басилашвили, который с Товстоноговым провел 30 лет в театре, и ему уж точно было что вспомнить.
«Я рад, что нахожусь на родине своих предков, где покоятся останки моего деда. Рад, что наконец-то посетил моего любимого режиссера Темура Чхеидзе, без которого в театре неинтересно», – заявил Олег Басилашвили.
По мнению Басилашвили, постмодернизм в театре ужасен, тем более, когда за этим скрывается бездарность и не профессионализм. «Для театра настали трудные времена. В прошлом остались режиссеры, которые пытались вдохнуть жизнь в сценарий, чтобы рассказать о человеке и не наскучить зрителю. Современные режиссеры почти не читают пьес, это сейчас не модно. Сегодня режиссеры ставят не произведение, а самих себя. Необходимо гастролировать с таким спектаклем, который раскрывает сущность человека», – добавил Басилашвили.
По-прежнему открытым остается вопрос о том, где родился Георгий Товстоногов. Сам он во многих документах писал, что родился в Тифлисе. Родители режиссера в убегая от большевистской революции в 1919 перебрались в Грузию. В те времена наша страна формировалась в качестве независимого государства. Именно здесь будущий режиссер проявил страсть к театру и в 15 лет знал чего он хочет.
«Трудно создавать театр, но еще труднее развить его, так как для этого нужно иметь безграничную волю. Не забывайте одну из важнейших заповедей: «Театр живет людьми», – говорится в письме Товстоногова своему ученику Сандро Мревлишвили.
Грузинский режиссер Темур Чхеидзе на встрече выразил сожаление, что мастер не видел ни одного из его спектаклей, несмотря на то, что Чхеидзе 22 года сотрудничал с драматическим театром им. Товстоногова. «Мне не повезло, когда я прибыл в Петербург на репетиции, Товстоногова уже не было в живых», – рассказал Темур Чхеидзе.
По словам Чхеидзе, его мать была ученицей Товстоногова с первого до последнего курса, с первой до последней репетиции.
«Она была одной из его любимых учеников, и он знал, что я сын Медеи. Я внезапно тяжело заболел к тому периоду, когда он в первый раз пригласил меня к себе в театр. Я провел три месяца в больнице. Во второй раз он позвал меня в 1986 году. Представьте себе переживания молодого режиссера, которого завет к себе Товстоногов. Он сказал мне, что хотел бы увидеть мою постановку «Коварства и любви» Шиллера.
– Вы читали это произведение? – спросил он меня.
– Конечно, читал, – ответил я.
– Тогда перечитайте, – посоветовал он.
Я перечитал. Приехал в Тбилиси и снова заболел, и на этот раз дело обстояло серьезней. Полгода я болел», – отметил Чхеидзе, для которого работа с Товстоноговым так и осталась несбыточной мечтой. По его словам, артисты, которым посчастливилось работать с Товстоноговым, никогда не забудут этого опыта и с ними очень легко работать. «Величие Товстоногова заключается в том, что его дух живет в театре благодаря тем актерам, которые работали с ним», – заключил режиссер.
Шорена Папашвили