Я жила в Сумгаите, городе вблизи Баку, и поэтому, когда на каникулах меня привозили в столицу погулять по приморскому бульвару, увиденное казалось мне грёзой. Не знаю, насколько родным становится частый гость, но сама я очень сроднилась с этим местом. Накатывающие на берег волны, чайки, кружащие над Каспием, снующий во все стороны человеческий муравейник – все это было как чудесный сон, от которого я не уставала.

В те времена, в 1991 году, тётя, у которой мы гостили в Баку, жила на одной из центральных улиц. Каждую ночь я забиралась на крышу и смотрела в сторону Каспийского моря. Благо, тогда высотные здания еще не  заслоняли его. Тогда в Баку многое было куда более открытым и очевидным. А сам город казался более старинным и более искренним.

Сидя на крыше, я думала, что, не будь бульвара, море, наверно, поглотило бы Баку, превратив его в мифологический город наподобие Атлантиды. Бульвар казался мне золотым мостом между Баку и Каспием. Кстати, о золоте – в старину называли «алмазным ожерельем» Баку.

И сегодня я хочу немного поговорить об этом бульваре – предмете гордости и нежной любви местных жителей, носящим сегодня название Приморского национального парка. О бульваре, пережившем три волны перемен…

Бульвар, построенный из крепостной стены

Еще задолго до того, как Баку стал нефтяной столицей, горожане по традиции подолгу гуляли по береговой линии. Воспользовавшись этим, тогдашние предприниматели стали постепенно «осваивать» берег, организуя здесь свой мелкий «бизнес». А это, в свою очередь, дало толчок развитию промышленности на берегу Каспия.

История бакинского бульвара начинается с 1860 года. В те времена еще существовала средневековая стена, отделяющая Старый город от моря. В 1865-м генерал-лейтенант М. П. Колюбакин получил разрешение на снос этой стены, потому что она закрывала путь потокам воздуха, идущим с моря, и давно уже потеряла свою защитную функцию, так что представляла собой лишь помеху.

Стена была разобрана, камни продали, а вырученные деньги – 44 тысячи рублей –вложили в строительство порта и обустройство территории. А часть камней архитектор Гаджибабабеков для облицовки тротуара вдоль береговой линии.

baku-naberezhnaya-1024x541

Конечно, тогда бульвар мало чем напоминает морской фасад нынешнего Баку,  а на побережье было полно контор частных судоходных компаний и складских помещений.

К созданию на берегу Каспия парка городские власти приступили лишь в 1909 году. Именно эта дата считается официальным началом биографии бакинского бульвара. Его обустройство взял на себя талантливый инженер М. Г. Гаджински на пару с зодчим Адольфом Эйхлером.

При этом строительство парка пошло вразрез с интересами большого капитала: городским властям пришлось отказаться от прибрежных коммерческих «форпостов».

Символы Бульвара

Первый значимым объектом на бульваре считается парашютная вышка. Построена она была в 1936-м. «Ростом» в 75 метров, она была самой высокой во всем Советском Союзе. В те времена ею могли воспользоваться все любители экстрима, и здесь же проходили парашютные учения для новобранцев. К сожалению, на бульваре почти всегда было ветрено, и это мешало парашютистам, меняя курс, и парашюты путались и застревали в металлических конструкциях башни.

dsc_0209-680x1024

Сегодня башня давно уже не используется по назначению, но все еще стоит на своем месте и сохраняет свою значимость. Этот символ бульвара выполняет сейчас несколько новый функций – показывает температуру и влажность воздуха, скорость ветра и время, играя, в некотором роде, роль маяка для бакинцев.

«Жемчужина» Каспия

Еще один символ Бакинского бульвара, о котором стоит упомянуть – летнее кафе «Жемчужина». Это, если развить метафору, жемчужина в том самом «алмазном ожерелье» Баку.

Однажды мэр Баку Алиш Лемберанский поехал в Скандинавию, увидел там очень понравившееся ему кафе и решил, что после возвращения из командировки построит нечто похожее на берегу Каспия.

Кафе «Жемчужина» стало для Баку своего рода диковинкой. Оно внесло не только новизну в облик бульвара, но и свежее дыхание во всю тогдашнюю бакинскую архитектуру. Проектирование его было поручено Вадиму Шульгину, который уделил особое внимание оригинальности строения. Кафе достроили в 1961 году, став, как уже было упомянуто, одним из символов бульвара, а вскоре – и символом современного градостроительства в Азербайджане. Шульгин позаимствовал идею этого здания у своего мексиканского коллеги Феликса Кандалы, скопировав облик построенного им в 1958 году ресторана «Los Manantiales», который, правда, размерами своими в три раза превышающим «Жемчужину».

Кафе открыто со всех сторон, вследствие чего нет нужды в особой системе вентиляции – помещение продувается проникающим со всех сторон ветром. В 2008 году «Жемчужина» была реконструирована.

IMG_6219

Современны бульвар во много раз длиненее своей первоначальной «версии». И даже длиннее того, по которому мы гуляли, будучи детьми. Но неизменными остаются наши воспоминания, и мысленно мы все еще продолжаем гулять по обшарпанным аллеям старого бульвара – бульвара своего детства.

Нармин Нёгте