26 октября в соседней Грузии состоялись парламентские выборы, которые смело можно назвать самыми резонансными в истории последних лет этой закавказской республики. И дело не только во внутриполитических раскладах, где как раз-таки все понятно, а во внешнеполитическом аспекте и тому давлению, под которым оказались действующие власти Грузии. И пока Запад давит, грозится применить санкции, разрывает отношения и пугает Тбилиси, в Ереване эксперты и политологи рассматривают ситуацию в том ключе, как она может сказаться на регионе в целом и на Армении в частности.

Dalma News собрал мнения представителей экспертных кругов: вот что мы выяснили и как выглядит взгляд из Еревана на грузинские выборы.

Сценарий для Netflix

Политолог Ален Гевондян считает, что сценарий «сакральных жертв» грузинской оппозиции, вероятно, сработает в случае победы Харрис на выборах в США. И что фактически, сегодня Грузия, ценой своих граждан и территории, борется за то, чтобы не был открыт второй фронт против России.

«Действительно, то, что на самом деле произошло в Грузии за последние 2,5 года, это как тема для Netflix — фантастически интересная, непредсказуемая, образцовая и волевая»,- указывает он.

И еще одно интересное обстоятельство, на которое обращает внимание Гевондян: Имам Хомейни начал Исламскую революцию, имея на своих плечах европейское, западное образование:

«Нынешние премьер-министры Грузии – молодые государственные деятели с западным образованием, но они хорошо понимают, что такое национальная идентичность, суверенитет и национальные интересы собственного государства».

Грузия и хаос: возможен ли этот сценарий?

Если Грузия надолго погрузится в хаос, то это неминуемо отразится на экономике Армении, так как по территории Грузии проходят не только важные инфраструктуры, но и дорога из Армении в Россию. Благо, таких признаков нет, тем более, что Бидзина Иванишвили все еще может контролировать ситуацию. Такое мнение высказал политический аналитик Аргишти Кивирян.

Однако нельзя ничего исключать:

«Во многом это будет зависеть от того, как грузинская оппозиция подготовилась, однако признаков грядущего государственного переворота я не вижу — команда Иванишвили достаточно профессиональна. Оппозиции остается революционная борьба, но для этого ей придется нейтрализовать силовые структуры и госаппарат», — считает Кивирян.

Самое важное, что отметил аналитик — в Грузии сформировалась власть, представляющая государственные интересы этой страны.

По его словам, изначально можно было спрогнозировать победу действующей команды и то, что объединенному «Саакашвили/Западу» не удастся взять парламент. Также было легко спрогнозировать, что поствыборные процессы оппозиция перенесет на улицу:

«Но я не думаю, что оппозиции удастся улицей взять власть. Максимум на что они способны – стычки и даже кровопролитие. Важно понимать, что оппозиция – это инструмент в руках Запада, которая продолжит свою провокационную политику. Грузия — очень важное звено в противостоянии России и Запада, и обе стороны не откажутся от нее.», — констатировал Кивирян.

«Грузинскя мечта» разгромила «европейский райский сад»

Армянам есть чему учиться у грузин. Такое мнение высказал экс-депутат НС Армении, аналитик Арман Абовян.

«Как же Армении не хватает своей «Грузинской мечты», как креатуры некой «национальной мечты» или идеи. Грузины прошли через войну, потери, обман, ненависть, боль и страх. Они стали кандидатами в ЕС, получили пресловутый «безвиз» в якобы «европейский райский сад», но тем не менее не сломались и решили, что у них есть «мечта», своя родная, национальная, государственная «мечта», которая стоит выше всех и вся в самосознании грузин»,- отмечает Абовян.

И посыпались обвинения — в пророссийской ориентации, непонимании геополитических тонкостей региона, в предании западных ценностей:

«Но на самом же деле все дело в том, что Грузия не стала пророссийской, она просто решила остаться прогрузинской, поставив выше всех «райских садов» и «либеральных палисадников»  интересы Грузии и грузинского народа. И да, армянам есть чему поучиться у соседей»,- подчеркнул Арман Абовян.

Ему даже трудно представить, чтобы вдруг кто-то в Грузии посмел хотя бы намеком продвигать идею о том, что Грузии нужно поменять Конституцию, чтобы не раздражать соседей. Или что кто-то в порыве политического безумия назвал бы битву при Дидгори «историческим фактом, который нужно предать забвению, потому что времена изменились».

«Грузия не стала пророссийской, даже больше — проблемы с русскими у грузин не исчезли, вот только грузины поняли, что нельзя уходить в махровую русофобию или ненавидеть «Запад», нужно со всеми говорить и решать вопросы и проблемы, а не становиться инструментом для далёких от региона геополитических игроков за счёт безопасности и благосостояния страны. Тем более, что сам Бидзина Иванишвили раскрыл, как уговаривали Грузию ее западные партнёры войти в войну с русскими и поставить свою страну на грань уничтожения и все ради геополитических интересов западных «партнёров». И грузины своим выбором доказали, что они не будут предавать свою национальную идентичность, не будут торговать государственными интересами только для того, чтобы поплотнее набить брюхо», — констатировал аналитик.

Ничего сверхъестественного не произойдет

«Процессы в Грузии важны для Армении, ведь около 70% экспорта и импорта Армении проходит через Грузию. Но я не думаю, что там произойдет что-нибудь сверхъестественное, более того — ничего особо удивительного в этих выборах в Грузии я не вижу»,- заявил политолог Александр Искандарян.

Грузия, отметил он, для Запада не имела и не имеет жизненно важного значения, да и реальной перспективы вступления Грузии в Евросоюз не было и нет. Но также он считает неправильным взгляд на ситуацию в той призме, что это была борьба Запада с Россией на грузинском поле, так как это борьба внутри Грузии между различными группами общества:

«Представить себе, что в Грузии будут открытые, ярые пророссийские настроения почти, невозможно. Медленная нормализация грузино-российских отношений идет и будет идти»,– отметил эксперт.

Что касается развития ситуации в негативном ключе, Искандарян не считает, что потенциала оппозиции хватит совершить революцию, хотя митинги и даже довольно серьезные, будут.

«Не думаю, что в Грузии произойдет что-нибудь сверхъестественное», – резюмировал Александр Искандарян.

По данным Центральной избирательной комиссии Грузии, партия «Грузинская мечта» получила почти 54% голосов. Таким образом ГМ получает 89 из 150 мандатов. Оппозиция не признает итоги выборов и отказывается от мандатов. Президент страны Саломе Зурабишвили призвала к уличной борьбе.

Лина Макарян