В Грузии скоро состоятся парламентские выборы. С приближением октября политическая обстановка в стране накаляется. Лидеры «Грузинской мечты» уверены, что они опять получат конституционное большинство. Что дает правительству основания для самоуверенности на фоне напряженных отношений с Западом и ожидается ли перезагрузка грузино-американских отношений? Об этих и других вопросах с Dalma News беседует академик Владимер Папава.
— Скоро в Грузии состоятся парламентские выборы. Как Вы думаете, насколько важными будут эти выборы для дальнейшего развития страны с учетом внешних и внутренних факторов?
— Начиная с 1991 года, в Грузии ни разу не проводились второсортные выборы. Выборы всегда были принципиально важны. На выборах решался вопрос либо независимости Грузии, либо – преодоления гражданского противостояния, либо – прекращения авторитарного правления и так далее. Нынешние выборы важны, потому что происходящее в Грузии – это не только чисто грузинский феномен. Это глобальная проблема, когда ультралиберализму, окрещенному неолиберализмом, противостоят консервативные взгляды. Этот процесс охватывает США, европейские страны, многие другие государства мира и Грузию тоже. Как видите, наша страна не выбивается из общего контекста, когда традиционные консервативные и ультралиберальные взгляды противостоят друг другу. Эти выборы должны прояснить главное. Сможет ли Грузия сохранить мир и устойчивое развитие?
Главное – усилить ощущение, что в Грузии пройдут справедливые выборы. Основания для него дает то, что эти выборы будут проводиться с использованием электронной системы, которая сводит к минимуму возможность фальсификации результатов, если не исключает ее вообще. Следует также отметить, что у оппозиционных партий есть свои телеканалы, которые уже давно, без каких-либо ограничений вовлечены в предвыборную кампанию…
— Отношения между Грузией и ее западными партнерами в последнее время обострились, возможно ли преодолеть этот кризис и каким будет значительный компромисс?
— Компромисс – обычное дело в политике и международных отношениях. Не следует идти на компромисс в таких принципиальных вопросах, как мир, национальные и традиционные ценности. Нельзя идти на компромисс по отношению к формуле, которую завещал нам Илья Чавчавадзе: «Отечество, язык, вера» — компромисс по этим трем направлениям исключен. Достижение компромисса по другим вопросам зависит от политической воли сторон. Я уверен, что когда в Соединенных Штатах, в европейских странах и в Грузии пройдут выборы, а также когда война России на Украине будет хотя бы временно приостановлена, у всех заинтересованных сторон появится больше возможностей для принятия взвешенных решений в политически спокойной ситуации. Давайте начнем с того, что Грузия занимает очень важное геополитическое и геоэкономическое положение, геостратегически Грузия очень нужна Западу, а также некоторым азиатским государствам. И забывать об этом ни одной стороне не следует. Я даже теоретически исключаю, что Грузия откажется от европейской интеграции. В результате конституционных поправок 2018 года прозападный внешнеполитический курс страны был зафиксирован в Конституции.
— Однако у нас есть важные вопросы, которые необходимо решить с нашим северным соседом. Как вы видите перспективу их урегулирования?
— Россия – наш сосед, но, к сожалению, не друг. С одной стороны, она оккупировала наши исконные территории, с другой стороны, у нас с ней торгово-экономические отношения. Как рядовой гражданин Грузии, я не хочу думать, что мы далеки от решения вопроса территориальной целостности Грузии…
— Установление партнерских отношений с Китаем является одним из важных политических решений «Грузинской мечты» за последние годы. Какими вы видите перспективы развития политического и экономического сотрудничества между Грузией и Китаем?
— Начнем с того, что китайская культура и китайский язык, не говоря уже о письменности, очень специфичны, поэтому я исключаю экспансию китайской культуры. Массовое распространение китайского языка в Грузии практически невозможно. Между тем Китай является экономически довольно сильным государством. Это первая страна в мире по объему экономики, именно поэтому она серьезно заинтересована в том, чтобы стать одним из мировых лидеров в области торгово-экономических отношений, о чем свидетельствует инициированный ею глобальный проект «Один путь – один пояс». Хотелось бы отметить, что замена США Китаем с точки зрения мирового лидерства в более или менее обозримом будущем практически исключена. Но судя по тому, какие процессы происходят сегодня в мире, очевидно, что будет сформирована как минимум двухполюсная система, контуры которой постепенно проявляются.
Китай был связан с Европой коридором, проходящим через Россию, но этот путь был заблокирован после 24 февраля 2022 года, когда началась российско-украинская война, из-за которой Запад ввел экономические санкции против России. Есть альтернатива проходящему через Россию коридору, которая появилась еще при президенте Эдуарде Шеварднадзе, – «Великий шелковый путь», соединяющий Азию с Европой. Обновленный проект «Шелковый путь» в 90-х годах прошлого века был высоко оценен и поддержан проектом «ТРАСЕКА» со стороны ЕС, а также проектом «ИНОГЕЙТ» со стороны США. Оба этих проекта завершались в Центральной Азии и не были связаны с Китаем. А сегодня речь идет о том, что Китай заинтересован в установлении связей с Европой. Европейским государствам также нужны торговые отношения с Китаем. В сегодняшнем контексте «Великий шелковый путь» называют проектом «Срединного коридора», который проходит через Азербайджан и Грузию. Брюссель также заинтересован в интенсивном задействовании этого коридора.
— Однако введение в действие этого коридора противоречит интересам Соединенных Штатов, является ли это препятствующим фактором для Грузии?
— США напрямую против Грузии не настроены, однако их интерес заключается в том, чтобы Китай не мог легко связаться с Европой, для чего Срединный коридор должен быть заблокирован, пусть даже за счет открытия Грузией второго фронта против России. Следует иметь в виду, что торговые и валютные войны между США и Китаем начались во время президентства Трампа и продолжались при Байдене. Не в интересах Америки запускать «Срединный коридор»! Это лежит в основе конфликта, который сложился сегодня между Соединенными Штатами и Грузией. В то же время, в интересах Грузии задействовать «Срединный коридор» на полную мощность. Хотя политически США являются стратегическим партнером Грузии, мы не можем припомнить серьезных американских инвестиций в Грузию. Единственным значимым проектом был «AES Теласи», который был продан в соответствии с процедурами Всемирного банка американской компании, которая впоследствии обанкротилась, а активы она же продала в 2003 году российскому энергетическому гиганту «РАО ЕЭС». У США есть политические интересы на Кавказе, которые нам необходимо укрепить и в то же время максимально использовать инвестиционный потенциал Китая. Проект «Срединный коридор» нужно беречь …
— Одним словом, мы находимся в сложной ситуации…
— Когда выборы закончатся и политическая ситуация в США четко определится, идти на компромиссы будет легче, мы должны дать понять США, что проект «Срединного коридора» не направлен против них. Это в интересах Грузии и европейских государств.
— Реально ли говорить о перезагрузке отношений между Соединенными Штатами и Грузией?
— Я надеюсь, что так оно и будет. Выборы в США определят более или менее реальные контуры этого процесса.
— Как вы оцениваете политику «Грузинской мечты» с точки зрения преодоления бедности?
— Бедность бывает двух видов, а именно абсолютной и относительной. Преодолеть последнюю практически невозможно. Как бы ни увеличивались доходы населения, кто-то будет беднее по сравнению с другими. Главное – преодолеть абсолютную бедность, которая определяется как такое состояние человека, когда потребление, осуществляемое на основе получаемого им дохода, меньше установленных физиологических норм.
Тот факт, что правительству Грузии удалось избежать войны, очень важен для экономического развития страны. Когда оккупированы две территории страны, очень трудно устоять перед искушением и не совершить ошибку. Давайте не будем забывать, что действительно звучали призывы к возвращению оккупированных территорий с применением военной силы. Примечательно, что параметры экономического роста страны достаточно высоки, что подтверждают Международный валютный фонд и Всемирный банк. Согласно всем международным опросам, Грузия добилась прогресса не только в экономике, но и во всех направлениях, но, конечно, этого недостаточно для преодоления проблемы бедности. Для преодоления абсолютной бедности необходимо добиться инклюзивного экономического роста, когда этот рост осуществляется при активном вовлечении наших граждан в экономику.
Беседовала Шорена Папашвили