Французский дипломат Саломе Зурабишвили, возведенная на пост президента Грузии при поддержке правящей партии «Грузинская мечта» и лично Бидзины Иванишвили, ищет новые пути, чтобы остаться в грузинской политике, и предлагает политическим партиям свои правила игры под названием «Грузинская хартия». Пятый президент пытается взять в свои руки контроль над политическими процессами в Грузии.
Между «Мечтой» и Саломе Зурабишвили давно пробежала «черная кошка». Этот политический развод не обошелся без судебного разбирательства. Когда правящая власть обвинила президента в нарушении Конституции государства и потребовала ее импичмента, Саломе спасла парламентская оппозиция, и она сохранила свое кресло. Похоже, пришло время вернуть долг, и Саломе задумала создать хартию.
Президент наложила вето на принятый парламентским большинством закон «О прозрачности иностранного финансирования» и автоматически стала уважаемой фигурой для оппозиции и неправительственных организаций. Чтобы выразить публичную благодарность, Ломджария и Гигаури даже привели участников митинга против «закона о прозрачности» ко дворцу Орбелиани и предложили президенту свою трибуну. Но Саломе ведь сказала, что президент должен стоять выше народа, и обратилась к протестующим из своей резиденции онлайн, с широкого экрана, после чего предложила всем политическим партиям подписать хартию. У нее есть свое условие – «объединение без единства».
«Я предлагаю политическим партиям взять на себя обязательства по всем вопросам, которые необходимы не только для европейской интеграции, но и для нас самих, для установления демократии и справедливого государства в нашей стране… Это не пустое условие. Для реализации этой хартии и восстановления доверия необходимо создать новую политическую реальность. Это требует иного единства, иного парламента, иных выборов и иного правительства», — заявила президент Зурабишвили.
Объединение вокруг «Грузинской хартии» не подразумевает ни единого списка, ни какой-либо другой формы необходимых политических объединений. Политические партии после подписания совместной хартии сами должны решить, какой тактикой и стратегией они будут руководствоваться на выборах.
Саломе Зурабишвили упоминает парламентские выборы 2024 года как референдум, но, тем не менее, хочет провести еще отдельный референдум. Это должен быть референдум, на котором население Грузии должно ответить на вопрос — хотят ли они Европы? Самое главное, Саломе хочет, чтобы она укомплектовала правительство. Согласно ее хартии, парламент и правительство будут другими, то есть исполнителями конкретного европейского плана.
«Это будет совершенно новая модель правления, это будет не правительство, состоящее из политических партий, а правительство, пользующееся признанием в обществе и отобранное на основе профессионализма. Процесс укомплектования правительства будет осуществляться в координации с президентом», — заявила Саломе Зурабишвили.
Интересно, каковы тайные намерения Саломе Зурабишвили? По имеюшимся слухам, Зурабишвили хочет переизбраться на пост президента на второй срок, и если оппозиция, объединившаяся вокруг ее хартии, победит на выборах 2024 года и будет сформировано коалиционное правительство, Саломе снова будет выдвинута на пост президента. Правда это или ложь, пока неизвестно, но одно можно сказать точно: пятый президент Грузии, заявившая на требование спасения третьего президента Михаила Саакашвили от тюремного заключения, — нет и никогда! — явно получила благосклонное расположение партии Саакашвили. Может, еще увидим, что Саломе станет лидером партии не помилованного ею экс-президента. Вот это была бы настоящая женская месть. Именно Саакашвили первым привел Зурабишвили в правительство Грузии, назначил министром иностранных дел и вскоре со скандалом отправил в отставку. Тогда Зурабишвили назвала Саакашвили и его правительство лешими, а сегодня она хочет вернуть этих леших к власти и мечтает взять под контроль политические процессы.
По мнению аналитика Заала Анджапаридзе, Саломе Зурабишвили действительно завоевала расположение ЕНД и выросших из его недр партий, и следующим ее шагом, как самопровозглашенного лидера оппозиции, является представление Западу совместного продукта оппозиции в виде хартии. Чтобы показать Западу, что проевропейские партии объединились в хартии и что он должен поддержать их на выборах.
Эксперт считает, что хартия Зурабишвили — это скорее продукт внешнего потребления, чем внутренней политики Грузии. Партии, которые выражают готовность присоединиться к этой хартии, очень хорошо известны общественности со времен их пребывания у власти. Все прекрасно знают их политическую биографию, насколько они проевропейски настроены.
По мнению Анджапаридзе, эта хартия станет инструментом, с помощью которого партии попытаются реализовать свои планы и интересы во время парламентских выборов. Скорее всего, они объявят выборы нелегитимными и скажут, что пророссийская «Грузинская мечта» захватила власть, а они, прозападные силы, выступают против нее.
«Если взять в сумме поддержку, которой пользуются подписавшие хартию партии, то увидим, что ее не так уж много для победы на выборах. Кроме того, хартия предназначена для тех избирателей, которые еще не сформировали свою позицию, сбиты с толку и напуганы пропагандой — действительно ли меняется внешнеполитический курс страны?», — заявил Заал Анджапаридзе.
По его словам, эта хартия позволила «Грузинской мечте» собрать в один котел все те политические партии, которые в основном надеются на поддержку Запада на предстоящих выборах.
«Их электоральный ресурс ограничен. Именно поэтому власти называют их агентами иностранного влияния. Они сами способствуют, постоянно заявляя, что Запад их поддерживает», — сказал Заал Анджапаридзе.
По его словам, политическая партия, участвующая в выборах, должна говорить о поддержке избирателей внутри страны и не должна делать упор на том, что ее поддерживает Запад или какая-либо конкретная страна извне. Это политический абсурд.
«В Грузии, похоже, в этой незрелой политической ситуации такое возможно. Оппозиция не осознает этого или думает, что чем чаще будет упоминать Запад своим сторонником, тем больше у нее будет сторонников. На мой взгляд, это не так», — заявил Анджапаридзе.
Что касается Зурабишвили, каким аналитики видят ее будущее в грузинской политике?
По словам Заала Анджапаридзе, он разделяет мнение о том, что у Саломе Зурабишвили есть свои политические интересы, и она старается не бескорыстно, но сначала оппозиция должна победить на выборах.
«Я не думаю, что Саломе Зурабишвили настолько наивна, что не понимает, что у оппозиции нет шансов победить на выборах. С другой стороны, зачем оппозиции желать назначения Саломе Зурабишвили с ее капризным характером на пост президента на новый срок? Я не думаю, что оппозиция сегодня примирилась с этим, однако Саломе Зурабишвили должна заплатить свой долг — она сохранила пост президента благодаря парламентской оппозиции, когда «Грузинская мечта» потребовала импичмента президента», — сказал аналитик.
Даже если оппозиция назначит Саломе Зурабишвили президентом на новый срок, ни у кого нет гарантии, что она сохранит верность какой-либо политической силе.
По мнению политолога Гелы Васадзе, страна находится в глубоком политическом кризисе, конца политической поляризации не видно. Перед выборами ситуация станет еще более напряженной.
«Печально, что мы оказались в такой ситуации», — сказал политолог в интервью Dalma News.
По словам Гелы Васадзе, теоретически существует возможность объединения оппозиции в хартии, но насколько это будет реализовано на практике, зависит от оппозиции. Политолог также скептически относится к возможностям оппозиции. Причина в том, что оппозиция хорошо работает со своими собственными СМИ, но готовности вести партийную работу и политические процессы не видно.
«Идея хартии была мне абсолютно ясна, но идея референдума непонятна. О каком референдуме речь, если через несколько месяцев выборы? «Закон о прозрачности» стал триггером для процессов, которые называются изменением геополитической ориентации Грузии. Мы видим риторику западных партнеров, опасна она или нет — это другой вопрос, но я не исключаю, что все это продиктовано текущей геополитической ситуацией. Правительство располагает информацией и знает кое-что», — сказал Гела Васадзе.
Пока судьба Хартии Саломе выясняется, от «Мечты» Зурабишвили уже «заслужила» слова благодарности, в частности, премьер-министр Ираклий Кобахидзе назвал «Грузинскую хартию» первой попыткой создать реестр иностранных агентов. Он поблагодарил президента за то, что началась формализация списка «коллективного Национального движения».
Шорена Папашвили