Ослабление интереса США к Грузии как стратегическому партнеру в последние годы стало особенно заметным. Несколько лет между странами не осуществляются визиты на высоком уровне, а в течение последних восьми лет Грузия не получила от Вашингтонского руководства ни одного поздравления. Что касается торгово-экономических отношений, прямые авиарейсы между Грузией и США пока не выполняются, а для граждан Грузии в Америке действует визовый режим.
Как видно, стороны по-разному понимают стратегическое партнерство. США не вкладывают инвестиции в экономику Грузии, сфера их интереса – только мегапроекты. И в Грузии поняли, что возродить национальное производство на иностранные деньги не удастся.
Седьмой по счету премьер правящей партии Грузии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе в первые дни своей работы на посту главы правительства обратил внимание на это направление и встретился с послом США в Грузии Робин Данниган. А позднее заявил журналистам, что на встрече было выражено двустороннее желание установления между двумя странами более интенсивных отношений.
По словам Кобахидзе, отношения между Грузией и США в последние годы ослабли и «нуждаются в улучшении», но параллельно с ослаблением отношений с Соединенными Штатами интерес Китая к Грузии растет: развиваются торгово-экономические отношения, китайские компании «очень активно» участвуют в экономических проектах в Грузии, страны подписали соглашения о свободной торговле и прямом авиасообщении.
По его словам, США и Китай — стратегические партнеры Грузии. Обе страны являются сверхдержавами, как в политическом, так и в экономическом плане. Поэтому углубление этого стратегического партнерства в обоих направлениях очень важно для Грузии. В то же время Грузия видит большой интерес со стороны Китая, который выражается в конкретных шагах.
«Конечно, у нас многолетняя история партнерства с Соединенными Штатами, а в прошлом году было установлено стратегическое партнерство с Китаем, и в прошлом году было подписано соответствующее соглашение. Приоритеты зависят не только от нас. Отношения являются двусторонним делом, поэтому приоритеты определяются на двусторонней основе», — сказал Кобахидзе на брифинге, состоявшемся после встречи с послом США.
Кобахидзе вспомнил визит своего предшественника, премьер-министра Ираклия Гарибашвили в Китай и отметил, что главу правительства Грузии встретили в Китае на самом высоком уровне, что, в первую очередь, демонстрирует отношение Китая к Грузии.
В связи со встречей премьер-министра Кобахидзе с послом США Данниган пресс-служба посольства ограничилась коротким пресс-релизом. По их информации, Кобахидзе и Данниган обсудили поддержку Соединенными Штатами Грузии на пути евроатлантической интеграции и усилия США по увеличению двусторонней торговли и инвестиций. Они также обсудили поддержку Грузии в развитии Срединного коридора и сильное военное партнерство со стороны США, которое является основой отношений между двумя странами.
Председатель парламентского комитета по правам человека Михаил Сарджвеладзе объяснил заявление премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе о стратегических партнерах следующим образом:
«Это жест, направленный на интенсификацию сотрудничества с США, чтобы сказать, что мы ценим сотрудничество со стратегическими партнерами и желаем, чтобы это сотрудничество было гораздо более интенсивным», — отметил он.
По словам Сарджвеладзе, акценты в заявлении Кобахидзе были очень правильными, и он надеется, что Соединенные Штаты проявят точно такое же расположение, что может выразиться в упрощении торговых отношений.
Хартия о стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами была подписана еще в 2009 году. Документ предусматривает сотрудничество в плане укрепления демократических институтов, а также в вопросах обороны и безопасности, экономики, торговли и энергетики.
Как заявил Dalma News академик Ладо Папава, к сожалению, США не отличаются активностью в направлении бизнеса и экономики в Грузии. Соединенные Штаты сыграли важную роль в проекте прокладки трубопроводов еще в 90-х годах прошлого века. Но и они были реализованы в рамках Программы международного энергетического сотрудничества — INOGATE
К сведению, программа INOGATE была основана в 1995 году. Она представляла собой механизм поддержки со стороны ЕС для обеспечения транспортировки ресурсов нефти и природного газа в Европу.
По словам Ладо Папава, это был чисто американский проект, но он был геополитическим, а не экономическим. Единственный экономический проект был осуществлен американцами, когда в конце XX века правительство Грузии продало «ТЭЛАСИ» (Тбилисскую компанию по распределению электроэнергии), она была куплена американской компанией и стала «AES ТЭЛАСИ «. В течение нескольких лет компания обанкротилась, а летом 2003 года акции компании были проданы российскому «РАО ЕЭC».
Других значительных американских инвестиций академик Ладо Папава не припоминает. По его мнению, Грузии ни в коем случае не следует отказываться от стратегического партнерства с Китаем.
«Для нас США являются стратегическим партнером в деле сохранения государственной независимости и мира в стране, но мы не можем похвалиться тем, что американские инвестиции присутствуют в грузинской экономике. При сбалансированной политике Грузия должна стать плацдармом, где возможно в определенной мере сбалансировать интересы Соединенных Штатов и Китая в регионе. Китайский капитал сегодня является реальным инструментом экономического развития Грузии», — сказал Ладо Папава в интервью Dalma News.
Бывший член парламента Грузии, общественный деятель Дмитрий Лорткипанидзе считает справедливыми претензии Ираклия Кобахидзе к Соединенным Штатам. По его словам, это была своего рода правовая оценка той Хартии партнерства, в рамках которой США не предприняли особых шагов в соответствии с национальными интересами Грузии.
«Давайте прямо рассмотрим особый казус — правовое и политическое положение, в котором оказалась Грузия. С 9 января 2009 года Грузия считается стратегическим партнером Соединенных Штатов. В этот день мы подписали Хартию о стратегическом партнерстве. Другое дело, что сделали США в рамках стратегического партнерства с Грузией, я имею в виду прямые инвестиции, которые США не осуществляли в Грузию после 1994 года», — сказал Дмитрий Лорткипанидзе.
С другой стороны, по его словам, Грузия начала стратегическое партнерство с Китаем. У последнего далеко идущие планы в регионе. Китай открыто выразил заинтересованность в проекте глубоководного порта Анаклия. Это то, что ему нужно для реализации экономического мегапроекта, который называется «Один путь — один пояс». В рамках этого проекта Грузия становится соучастником Транскаспийского экономического проекта, который должен соединить Китай с Европейским союзом.
По оценке Дмитрия Лорткипанидзе, это было смелое заявление Ираклия Кобахидзе, как премьер-министра страны, по отношению к Соединенным Штатам, тем более, что к стратегическому партнерству с Соединенными Штатами и Китаем добавляется стратегическое партнерство с Арменией, Азербайджаном и Турцией. Также особые экономические преференции с Россией, которые обеспечили рост грузинской экономики, в то время как между двумя странами отсутствуют дипломатические и торгово-представительские отношения.
«Это указывает на особый статус грузино-российских отношений, который «Грузинская мечта» не могла не принять во внимание. Именно поэтому правительственная программа, которая была представлена Ираклием Кобахидзе парламенту, четко включала в себя внешние обязательства, взятые Грузией в отношении урегулирования грузино-российских отношений. Кстати, и в 2012 году были такие обязательства, но западные партнеры не позволили запустить перезагрузку», — сказал Дмитрий Лорткипанидзе в интервью Dalma News.
По его словам, после выборов 2024 года в грузино-американских отношениях начнется новый и более интересный период — после того, как Грузия сделает шаг не в пользу какого-либо военно-политического альянса, а попытается узаконить свой статус страны, выступающей в качестве прочного моста между геополитическими центрами. В этой связи также будут важны итоги переговоров между тремя закавказскими государствами.
Шорена Папашвили