Никол Пашинян готовит Армению к новым, серьезным изменениям, которые затрагивают различные аспекты политической жизни страны. На днях премьер-министр заявил: «Республика Армении нуждается в новой Конституции, не в конституционных изменениях, а в новой Конституции. При этом, я хочу подчеркнуть, что обычно при разговоре на эти темы в первую очередь ставятся вопросы: как мы хотим изменить систему управления и для кого?».
Далее Пашинян заявил, что Республика Армения должна иметь Конституцию, принятую народом Республики Армения по результатам голосования, которая не вызывает сомнений. «Во-вторых, мы должны иметь Конституцию, которая сделает Республику Армения более конкурентоспособной и жизнеспособной в новых геополитических и региональных условиях»,- подчеркнул он.
Означает ли это, что Армению ждут новые потрясения? Безусловно. Многие вспомнили, что сразу после кровавой войны 2020 года президент Азербайджана заявил, что Армении нужна новая Конституция. В целом, Алиев много чего заявлял и, кажется, глава Армении эти слова воспринимает за призыв действовать.
Чего ждать? К чему приведет Армению Пашинян в своем желании изменить Конституцию? Какие вызовы стоят перед перед нашей страной? Армянские эксперты высказались, как говорится, по “горячим следам”, а Dalma News представляет их своему читателю.
Пашинян принял очередные предусловия Алиева и Эрдогана
Такого мнения придерживается политолог Бениамин Матевосян, который считает, что таким образом Армения идёт на расформирование Третьей Республики. Он напомнил, что об этом говорил неоднократно, что власти Армении идут по пути расформирования, ликвидации Третьей Республики, о чём свидетельствует заявление Пашиняна о необходимости принятия новой Конституции. Матевосян отметил – если процессы дойдут до Конституционного референдума, завершится в том ключе, в которого желает действующая власть во главе с Николом Пашиняном, и это решит для неё ряд вопросов:
«1. Итоги референдума будут представлены властью как выражение поддержки народом Армении внутриполитического и внешнеполитического курса Никола Пашиняна;
2. Референдум — это не выборы в НС, политического риска сразу по итогу референдума (в случае если его итоги будут неутешительными для Пашиняна) потерять власть меньше, чем по итогам выборов в парламент;
3. Если референдум состоится, и Конституция будет изменена, то Пашинян ответственность за сдачу Арцаха и ожидающиеся новые территориальные уступки возложит на армянский народ;
4. Турция и Азербайджан недовольны Декларацией независимости Армении, и требуют отказаться от неё и в первую очередь их беспокоят пункты касающиеся Арцаха и Геноцида армян В Османской империи и Западной Армении”.
По словам Матевосяна, изменение Конституции позволит Пашиняну заявить об учреждении Четвертой Республики. Республики без Арцаха, без исторической памяти и без внятного смысла к существованию. А уже после принятия нового основного закона Никол Пашинян и приступит к переформатированию политического поля.
«В действительности именно это объявление Пашиняна о намерении изменить Конституцию РА и является ответом на угрозы, озвученные Алиевым в начале года — предусловия президентов Азербайджана и Турции Николом Пашиняном приняты. Интервью Алиева доказывало, что Пашинян — политический банкрот, и что в Армении сформировался политический вакуум, который будет чем-то или кем-то заполнен. И этот вакуум заполнил Алиев, навязав Армении очередные политические потрясения”,- резюмировал Матевосян.
Пашинян анонсировал о сокращении Армении
Лидер партии «Демократическая альтернатива», политолог Сурен Суренянц считает, что, возможно, многие не поймут глубокий смысл речи Пашиняна, но новая Конституция подразумевает новую республику.
«Если бы это произошло в результате политических и общественных дискуссий об основах государственности, возможно, можно было бы говорить о какой-то вехе в развитии государственности. Но Пашиняну нужна новая Конституция, чтобы придать «народную упаковку» «кадастровому сертификату», ратифицированному Алиевым. Новая Конституция нужна Пашиняну, чтобы «отредактировать» Декларацию независимости Армении, установить «легитимные» границы с новым «кадастровым свидетельством»”,- уверен Суренянц
По его словам, Пашинян объявляет о сокращении Армении, где 29 800квм станут «исторической родиной».
Цитируя еще один отрывок из речи Пашиняна, где тот говорит, что «возникает вопрос, какова территория Республики Армения?» и что «на самом деле, нам не следует искать ответ на этот вопрос, а следует просто взять с полок уже существующий ответ и положить его на стол”, Суренянц резюмирует: «Опять попытка делегитимизации Третьей республики, ее территориальной целостности».
Ускорить выборы: взгляд из Москвы
О серьезных вызовах новой затеи Пашиняна говорят не только армянские эксперты. Так, ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов считает, что заявление Пашиняна о том, что Армении нужна новая Конституция, а не конституционные изменения, явно выходит за рамки корпоративной встречи. Основной закон государства касается не только профессиональных юристов и сотрудников правоприменительных структур, но и всех граждан страны, напоминает он:
«О необходимости корректировки Конституции Пашинян говорит не впервые. Едва заступив на пост премьер-министра в 2018 году, он не раз поднимал данный вопрос. И отправлял разнонаправленные сигналы. Пашинян говорил и о возвращении реальных властных полномочий президенту, и о сохранении парламентской республики. В январе 2024 года он высказался в пользу парламентаризма, назвав эту форму правления «самой удобной для Армении» с учетом ее «демократических устремлений и стратегии».
Так почему же «здесь и сейчас» конституционная тема оказалась столь важна для главы армянского правительства? Маркедонов видит несколько причин. Во-первых, Пашиняну некомфортно, что он существует по правилам, начертанным «бывшими»:
«Да, этими правилами он не раз и не два воспользовался с выгодой для себя. Но в своем нынешнем виде модель государственного устройства Республики Армения была утверждена в период президентства Сержа Саргсяна. Вот только бенефициаром своих нововведений третий армянский президент так и не стал»,- отмечает российский эксперт.
Но Пашиняна интересуют не только символы, но и прагматика. По словам Маркедонова, сейчас Армения переживает период «электоральной паузы». При этом комплекс решений властей по Карабаху, сложная социально-экономическая ситуация и банальная усталость от доминирования одной политической силы создают правительству в целом, и Пашиняну в частности немалые сложности. Сегодня оппозиция слаба и дезорганизована. Но этот тренд жестко не предопределен, времена меняются. Кто знает, какие «новые завтрашние» выйдут на смену «бывшим».
«Следующие парламентские выборы в штатном режиме должны пройти в 2026 году. Никто не даст гарантии того, что Пашинян подойдет к ним в оптимальной форме. Прошлогодние выборы в столичный муниципалитет стали для власти сложным экзаменом и тревожным звонком. Принятие же новой Конституции, даже если в ней исправят пару-тройку абзацев, позволит «обнулить» имеющееся электоральное расписание. И ускорить выборы, не дожидаясь возможного падения рейтингов, роста протестных настроений или других неприятных реалий. В том, что в экстраординарных ситуациях Пашинян умеет собираться и мобилизовывать своих сторонников, граждане Армении неоднократно убеждались. Рутина для него как раз наиболее опасна, без обострений премьер, не исключено, не сможет продемонстрировать все свои качества недюжинного популиста. Как следствие возможность для нового повышения ставок”,- говорит Сергей Маркедонов, резюмируя: «Только время покажет, готов ли он перейти от слов к делу».
Лина Макарян