Страсти, которые закрутились в Грузии вокруг иконы святой Матроны Московской, где представители грузинской оппозиции обнаружили изображение Иосифа Сталина, а гражданская активистка в знак протеста против личности советского вождя облила икону краской, не утихают до сих пор. Грузинским оппозиционерам и т.н. «прозападному» обществу мерещатся в этой иконе то облики некоторых лидеров «пророссийских партий», то еще какие отступления от принципов иконописи. Давление со стороны т.н. «прозападной» общественности и оппозиции было настолько сильным, что Патриархия Грузии изменила первоначальную позицию, «обнаружила» в иконе нарушение церковных канонов, на время убрала ее с глаз прихожан и поручила художнику переписать сюжет со Сталиным, заменив его на более приемлемый для церкви и, соответственно, протестующей «общественности» образ. Что касается представителей правительства и сторонников нынешней власти, они в основном отнеслись к решению Патриархии ГПЦ с пониманием. Но были и те, кто счел, что церковные власти Грузии приняли неправильное, ошибочное решение, которое может привести к необратимым последствиям.
О событиях вокруг иконы, личности Сталина и его роли в мировой истории, отношении к нему в Грузии и влиянии Запада на протекающие в стране процессы с Dalma News беседует юрист и правозащитник Николоз Мжаванадзе.
— Как Вы думаете, каковы были причины и цели той кампании, которая развернулась вокруг иконы святой Матроны?
— По моему мнению, все это связано с тем, что единственная институция, которая пользуется в Грузии высоким доверием, — это Патриархия, и эту институцию хотят уничтожить. А после этого Западу уже будет легко проводить в Грузии ту политику, которую он считает нужной. Узаконивание однополых браков, пропаганду образа жизни ЛГБТ, проведение всевозможных парадов и фестивалей сексуальных меньшинств, изменение политической ситуации в стране. Сегодня реально только патриархия оказывает сопротивление определенным желаниям Запада, и события вокруг иконы в глазах населения нанесли очень сильный удар по церкви. Я думаю, что было принято неправильное решение переписать икону, мотивированное тем, что на ней изображен Сталин. Ведь фигура Сталина изображена и на других иконах. Например, в православной церкви в Греции. И никто не отрицает, что Сталин действительно встречался с Матроной.
— Как Вы оцениваете личность Сталина?
— Я не понимаю, почему такое отношение к Сталину. Ведь не будь Сталина, не было бы ни христианства, ни православия. Потому что в те годы свирепствовал фашизм. Некоторые у нас думают, что если бы победил Гитлер, они сейчас попивали бы баварское пиво и разъезжали на немецких мерседесах. Но реально ничего не осталось бы. Сталин одержал победу над фашизмом. Возможно, его личность и была очень противоречивой, но здесь речь даже не о Сталине. Здесь, в данном случае, цель была конкретная – дискредитация и уничтожение Патриархии и церкви в Грузии.
— В последние годы особенно участились и усилились попытки пересмотра роли СССР и Сталина в победе над фашизмом. Откуда все это исходит и как отражается на политике Грузии?
— Запад борется со всем, что так или иначе связано с Россией. Были даже сделаны прямые заявления о том, что все связанное с Россией в Грузии должно быть уничтожено. Но мы православные страны, и это значит, что и православие хотят уничтожить. Отсюда и ажиотаж вокруг изображения Сталина, и то, как относятся некоторые в Грузии к туристам из России. Этим хотят создать реальную проблему. Все это делают диверсанты, американские агенты, которые ведут деятельность в Грузии. Их цель – сделать так, чтобы в Грузии были постоянные беспорядки. Они хотят, чтобы Грузия выполняла функцию шила. Этими уколами мы ничего России сделать не сможем, и мы прекрасно увидели это в 2008 году. Но им (Западу) все это безразлично. И они стремятся уничтожить в нас все, что мы имеем. Они контролируют у нас систему образования, все университеты в их руках. Они же контролируют все СМИ, телекомпании, политические партии. Они промыли все мозги нашей молодежи. И сейчас хотят уничтожить то, что еще им сопротивляется, — церковь. Чтобы потом создать в Грузии своего рода антироссийский остров. А к каким последствиям все это приведет, мы уже видим на примере других стран. Именно это их цель. А сам Сталин им в общем-то безразличен. Да и та же Матрона. Все это делает агентура Запада, которая действует у нас. И они этого не скрывают.
— Но Грузии присвоен статус кандидата в члены Евросоюза и страна ставит своей целью вступление в ЕС…
— Что касается статуса кандидата. После его присвоения уже объявлено, что вырастет финансирование всевозможных неправительственных организаций и СМИ, которые я считаю агентами Запада. Если до сих пор они получали где-то около 5 миллионов, теперь эти суммы вырастут до 10 миллионов. А сам статус кандидата ничего реального и полезного стране не принесет. Эти деньги ведь в основном идут на эти самые НПО, телеканалы, на всевозможных диверсантов. А что касается того, чтобы направить финансы на строительство в Грузии заводов, фабрик, что касается вклада в экономику, такого вклада со стороны Евросоюза я лично не знаю. Евросоюз я считаю содомистским союзом, потому что тот же Страсбургский суд сказал, что изображение ликов святых на презервативах – это свобода выражения мнения. За сожжение флага Евросоюза человека посадили в тюрьму, а активистка, которая облила икону краской, гуляет на свободе. Я думаю, что Евросоюзу скоро придет конец, и свидетельство тому – акции протеста, которые проходят в Германии, Франции…
— Как вы оцениваете призыв польского дипломата к грузинским властям о закрытии музея Сталина?
— Это был крайне недипломатичный шаг. Если бы Сталин был поляком, я уверен, что в центре Варшавы сделали бы музей и поставили бы памятник Сталину. Если уж они против личности Сталина, пусть тогда вернут те земли, которые после войны с Германией им преподнес Сталин. Сталин может кому-то не нравиться, но этот человек был грузином, и мы прежде всего должны уважать нашу историю. Не понимаю, как можно закрыть музей, который приносит бюджету Грузии самые крупные суммы. Сюда приезжает много туристов, особенно из Китая. Думаю, в таком отношении иностранного дипломата есть и доля вины правительства. Не любят они Сталина, ну и пусть, но деньги же любят?! Тот же Гори должен стать Меккой. Фильмы о Сталине снимают не только в России, но и в Китае, и даже в той же Европе, потому что это история. И хотим мы этого или нет, но историю мы должны уважать. Но мы почему-то верим каким-то идиотам. И мало того, что незаслуженно относимся к Сталину, в его музее сделали комнату репрессий. Чтобы сказать туристам, что, вот, Сталин-то был хорошим, но он еще и людей расстреливал. Это хуже, чем просто убрать памятник. Это борьба против нашей национальной идентичности. Этот человек остановил фашизм. Он победил тогда тех самых либералов, которые сейчас борются против него. Они боятся его даже мертвым. В той же Европе сейчас разрушают памятники (советским солдатам). Если на то пошло, пусть вернут Германии те земли, что она у них отобрала во время войны. Все это делают современные фашисты, которых сейчас немало в Европе.
— Тем не менее Патриархия Грузии признала, что фигура Сталина на иконе – нарушение принципов иконописи. И в России отношение к личности Сталина неоднозначное…
— Еще раз повторюсь, церковь допустила очень большую ошибку, поддавшись на требования либералов. Они в церковь не ходят, но об иконах говорят так, будто сами являются паломниками. Сталин был великой личностью. И даже в России сейчас идет переоценка всего, что было совершено в прошлом. Это налицо. Если ранее Хрущев переделал историю и приписал Сталину все плохое, что творил сам, сейчас уже иное отношение. Когда после революции начались преследования церкви, Сталин еще не был у власти. В расстреле царской семьи Сталин никакой роли не играл. А когда он пришел к власти, именно тогда стали открываться семинарии. Тогда он встретился с Матроной. Тогда эту икону пронесли по всей Москве и спасли ее. Наш великий святой, патриарх Калистрате Цинцадзе говорил, что Сталин был великим человеком. А наш нынешний патриарх вспоминал, что, когда Сталин умер, он горько плакал. Возможно, в ту эпоху Советский Союз был империей, совершались ошибки. Но роль Сталина в истории огромна, и никакой тени на него навести не смогут.
Беседовала Ирина Хачидзе