От проблем в армяно-российских отношениях, хоть на высоком уровне это и не признают, веет холодом. Не хочется верить, что речь идет о так называемой холодной войне, но, с другой стороны, есть понимание того, что если не предпринять серьезных шагов, то холод сменится пургой. А страдать от этого будут простые люди.
Итак, Армения и Россия оказались в самом глубоком кризисе в отношениях, хотя продолжают оставаться стратегическими союзниками. Кажется, что ни в Москве, ни в Ереване не собираются предпринимать каких-то реальных шагов для предотвращения последствий, хотя и пытаются делать хорошую мину при плохой игре: Никол Пашинян заявляет о том, что Армения не меняет вектор, а потом спешит в Страсбург, где произносит полную антироссийских акцентов речь, а далее дает интервью известному западному изданию, туманно поднимает вопрос присутствия российской военной базы в Армении. Глава МИД РФ на протяжении двух важнейших мероприятий на международных площадках не проводит встреч со своим армянским коллегой, хотя раньше такое представить даже было невозможно, далее выходит в эфир программа с обвинениями, откровенной иронией и жесткой критикой в адрес армянского премьера, после чего посла РФ в Армении вызывают в МИД РА и вручают ноту протеста… а на заднем фоне всего этого с обеих сторон звучат заверения, что в армяно-российских отношениях есть, да, шероховатости, но все остальное хорошо.
Но так ли это? Что думают по этому поводу политики и эксперты? Dalma News собрала их мнение, чтобы понять, как можно исправить ситуацию и вернуть все в русло стратегического союза Армении и России, а также в контекст многовековой дружбы наших народов.
Исторический минимум
Да, проходится это признать: армяно-российские отношения не только переживают кризис, но и находятся на историческом минимуме. Председатель партии Реформистов Ваан Бабаян считает, что на бумаге страны еще союзники, а на деле нет больше той архитектуры армяно-российских отношений, которая была 30 лет. При этом он не верит в то, что можно так легко и путем некоторых заявлений поменять вектор, но тем не менее, если так продолжится, то хорошего в этом мало:
«Да, во всей этой истории есть и объективные предпосылки и не учитывать их не честно, но факт остается фактом — наши отношения испортились окончательно после трагических событий в Нагорном Карабахе. И важно понять, что в наших с Россией отношениях нужна «перезагрузка»»,- говорит Бабаян.
Так как решить этот вопрос без малой крови? Ваан Бабаян уверен – необходимо дать полномочия спецпосла или переговорщика человеку, который сможет найти язык с Россией и остановить этот никому не нужный отрицательный процесс.
Пашинян пытается сохранить власть
Власть Армении во главе с Николом Пашиняном проводит ярко выраженную антироссийскую политику, цель которой полностью отрезать Армению от России и направить ее на Запад. И на этом пути Пашинян не остановятся ни перед чем, потому что антироссийская политика — это возможность сохранить свою власть. Прежние методы – обвинять во всем бывшие власти уже не эффективны, а антироссийская политика, это возможность обвинить во всех грехах, поражениях и неудачах Россию. Такого мнения придерживается эксперт экспертного клуба «Глас народа», политолог Арман Гукасян.
При этом очевидно, говорит он, что отказ от армяно-российских отношений, разрыв союзнических отношений с Россией поставит Армению в очень тяжелое положение, и за примерами далеко ходить не надо – это Украина, Молдова… Эксперт уверен -в ближайшее время мы станем свидетелями еще более выраженных антироссийских шагов и действий, так как Пашинян продолжает проигрывать на дипломатическом поприще:
«Основу всему этому заложила Прага, где Пашинян признал Арцах частью Азербайджана. После последовала девятимесячная блокада, затем мы увидели выступление премьер-министра в Страсбурге, где Пашинян в очередной раз попытался обвинить в своих неудачах Россию. Затем он дал известное интервью газете Wall Street Journal, в котором в очередной раз пожаловался на российских миротворцев и заговорил о будущем российских военных баз в Армении. После дискредитации российских миротворцев и потери Арцаха команда Пашиняна теперь ставит целью дискредитировать расположенную в Гюмри 102-ю военную базу с целью вывода ее в будущем»,- указывает он.
Гукасян также призывает не забывать о том, как Россия важна Армении в экономическом плане.
«Это и российский капитал в Армении и созданные рабочие места, миллионные трансферты, получаемые ежегодно от наших соотечественников из России, это и газ, продаваемый в Армении по доступной цене, инвестиции и прочее. Экономические рельсы нашей страны ведут на рынок России и стран-членов ЕАЭС, кроме того, лишь с общего энергетического рынка ЕАЭС РА получает 300 миллионов долларов ежегодно только потому, что является членом Евразийского экономического союза. Так что Запад не может быть альтернативой России», — подчеркивает Гукасян.
Взгляд из Москвы
Специалисты по двусторонним отношениям России и Армении прослеживают кризис с разной степенью интенсивности и проявления форм уже на протяжении последних 3-4 лет. И если не предпринимать никаких действий ни российскому руководству, ни армянскому народу, то вектор деятельности стоящего у власти правительства Армении очевиден, он направлен на уменьшение интенсивности политического диалога с Россией, сворачивания взаимодействия двух стран в вопросах правоохранительных систем, безопасности, военно-технического взаимодействия. Об этом отмечает политолог, доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Семеновский.
«Это также касается вопросов ухудшения работы в области информационной политики, существенного сужения пространства для позитивной повестки по линии гражданских обществ, гуманитарного взаимодействия. На последнем и наименее нетронутом, но наиболее чувствительном для Армении треке пока что остаются вопросы сотрудничества в области экономики. При этом вопросы экономики, но не экономической интеграции, в том числе в многосторонних форматах. Это разные вещи и вторая из них становится также под угрозу развития и продвижения»,- подчеркивает Семеновский.
Однако эксперт не видит предпосылок к тому, что Россия куда-то собирается из Южного Кавказа, так как это геополитическое пространство исторически представляет для России стратегический интерес, прежде всего, в вопросах безопасности.
«Если взглянуть на взаимоотношения России с Арменией, Азербайджаном и Грузией в совокупности, то нельзя сказать, что Российская Федерация собирается уходить из Южного Кавказа в целом или Армении в частности. Если взглянуть на политику России в отношении данного макрорегиона двух последних десятилетий, то несмотря на ряд ошибок как России, так и деструктивных действий отдельных руководителей стран Закавказья, происходит сближение работы двух стран на экономическом треке. Вопросы военного, политического, гуманитарного или культурного сотрудничества необходимо рассматривать отдельно в отношении каждой из стран, но по отношению и к Армении, и к Азербайджану, и к Грузии Россия настроена конструктивно и желает развивать взаимодействие как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов»,- подчеркивает Семеновский.
Лина Макарян