В условиях западных санкций возрос интерес российского бизнеса к Грузии. С одной стороны, Россия остается для Грузии экономическим партнером номер один, а с другой стороны, Грузия ожидает от Евросоюза статуса кандидата и вытекающих из него экономических благ. Параллельно, на фоне конфликта между Россией и Украиной, правительство Грузии говорит о приросте ВВП и экономическом росте страны, хотя социальный фон рисует совершенно иную картину. Оценку протекающим в стране экономическим и политическим процессам в беседе с Dalma News дал экономист и политик Демур Гиорхелидзе.

— Каким представляется Вам усиление экономического сотрудничества между Грузией и Россией в условиях внешнего прессинга?

— По статистическим данным, Россия – экономический партнер Грузии номер один. Я не считаю, что это итог какого-то особого выбора. Просто за ним стоит то, каковы сегодня возможности Грузии. Парадокс в том, что у нас нет дипломатических отношений с Россией и в то же время эта страна – наш первый торгово-экономический партнер. При этом с Евросоюзом нас связывает огромное соглашение об ассоциации (я и тогда писал, что это блеф от начала и до конца), и Европа фактически действует в рамках собсвенных интересов. В соглашении отражены односторонние интересы и Грузии это соглашение сегодня практически ничего  не дает. Поэтому мы должны реалистически оценить наши возможности и не отягощать себя собственными прагматичными решениями.

Демур Гиорхелидзе

Возвращаясь к России, отмечу, что торгово-экономическое сотрудничество с ней будет расширяться, потому что возможности расширения в других направлениях у нас нет. А если бы и было, односторонне расширяться невозможно.

— Поскольку Вы упомянули соглашение об ассоциации, хочу спросить и о статусе кандидата в члены ЕС. Как Вы думаете, есть ли у Грузии перспективы в этом направлении? Если она получит статус кандидата, как это отразится на экономике страны?

— На экономике Грузии никак не отразится. Статус кандидата – это тема, раздутая из-за идеологии, которую нужно рассматривать в контексте геополитического противостояния Запада и России. Иной функции бессмысленные разговоры на эту тему не имеют. Присвоение Грузии статуса кандидата ничего для будущего страны не даст. Нам и просить не следует. Грузия по всем своим параметрам – народу, экономике и т.д., никак не остает от Восточной Европы и, если хотите, от стран Западной Европы, не отстает ни от одного народа. Если бы у Запада было желание принять Грузию в Евросоюз и НАТО, он давно бы это сделал. Но у Грузии иная функция, она должна выполнить функцию давления на Россию, и все эти разговоры продолжаются 20 лет и ничего не дадут.

Геополитика – это такая вещь, что если бы мы и отказались от статуса кандидата, они сделают все, чтобы дать нам этот статус. Им больше нужно присвоение нам этого статуса. Грузины остались  в прошлом, опять обвиняют друг друга в пророссийской или прозападной ориентации, что в основном является признаком слабоумия.  Когда у тебя есть собственное государство, когда имеется реальность в виде России, Европы, Китая и других стран, изволь и научись жить в этой реальности, иначе вскоре грузины освободятся от этого государства, которое оказалось для них тяжким бременем, если продолжат так обращаться со своей страной.

— Что Вы имеете ввиду?

— Текущие процессы. Очень скоро грузины окажутся в Грузии в национальном меньшинстве, и этим история Грузии для грузин закроется. Остается очень мало времени до того, когда грузин переведут в нацменьшинство. Этот целенаправленный процесс продолжается уже 30 лет и, к сожалению, при содействии продажной грузинской интеллектуальной политической элиты, проходит успешно.

 — Вы будете знать и рецепт для приостановки этого процесса?

— Есть простой выход, когда налицо действия политических групп – марионеток (если прошлое этой страны чего-то стоит и кто-то желает будущего, у нас фантастически хорошая культура). На политическом поприще должна появиться серьезная сила, то все пойдет так, как нужно будущему Грузии. Если желающих этого мало и все убегут из этой страны, никто эту фантастическую страну без хозяина не оставит.

Будут ли выборы 2024 года значительными с этой точки зрения?

— Ничего значительного не будет, если не будет создана другая политическая элита. Просто выборы 2024 года закончатся так же, как и выборы 2020 года. Сегодня эти люди дерутся за раздел парламентских скамей. Если проследить за заказанными социологическими опросами, они создают образы именно тех партий, которые якобы пользуются каким-то авторитетом в Грузии. Мы получим тот же парламент, с теми же людьми, возможно, в иных пропорциях.

— В условиях западных санкций усилился интерес российского бизнеса к Грузии, будь то открытие транспортных коридоров через Цхинвали, восстановление абхазской железной дороги и так далее. Те ли это вопросы, которые Грузия может использовать для политического диалога с Россией?

— Эти дороги были перекрыты в результате геополитического противростояния. Грузины до сих пор не поняли, что произошло в 90-е годы. Они бесконечно далеки от того, что случилось. Открытие этих дорог входит в геополитические интересы, потому что сегодня в мировой политике доминантную роль играет так называемый «глобальный юг». Ясно, что это важно как для них, так и для России, Китая и др.

Ираклий Гарибашвили и Си Цзиньпин

 

Как Вы оцениваете расширение сотрудничества с Китаем?

— Не знаю, что можно активизировать в отношениях с Китаем в рамках этой мизерной и деградированной экономики, которая сегодня налицо? Экономика Грузии находится в плачевном состоянии из-за неправильной внутренней экономической политики, которая проводится в рамках выброшенной на помойку неолиберальной политической и экономической доктрины. Поэтому мы народ, оторванный от реальности, и говорим о Китае и США так, будто бы составляем им какой-то противовес, или будто бы имеем нечто, с чем можем получить пользу от одного или от второго.

Почему не отражается на карманах населения экономический рост, прирост ВВП, о котором часто говорит правительство?

— Экономический рост, который мы имеем, не происходит за счёт внутренних экономических процессов, создания продукции реального сектора, трудоустройства людей. Просто в создавшейся ситуации за последние два года в страну поступили миллиарды денег. Это те деньги, которые не было выработаны в нашей стран и упали на это правительство подобно манне небесной и улучшили данные. Это никак не отразилось на положении граждан Грузии, так как население страны никакого участия в этом росте не принимало. Наоборот, из-за плохого положения из страны в массовом порядке уезжают уже семьями. Особенно опасен отъезд из страны большого потока молодёжи.

Хочу спросить и о ситуации вокруг Национального банка. Ожидается ли кризис?

— Никакого кризиса в отношении Национального банка нет. Это преступная организация по вине молчания властей. Скоро оттуда изгонят тех людей, которые создали эту уродливую политику, но я не уверен, что правительство приведет туда лучших людей. Ничего опасного в процессах вокруг Национального банка нет. Их уродливая политика обеспечила стране слишком дорогие деньги. Но в этом вина парламента Грузии, который утверждает как политику правительства, так и политику Национального банка.

Беседовала Шорена Папашвили