Параллельно протекающим региональным геополитическим изменениям, проходящие через Грузию транзитные пути стали играть ещё более важную роль, повысив интерес к региону со стороны стран с крупной экономикой. Так, во внешней политике Китая начался новый период интереса к Южному Кавказу, соответственно, Пекин стремится взглянуть на отношения с Грузией сквозь иную призму. Так, на прошлой неделе в центре внимания грузинских и региональных СМИ оказался продолжавшийся несколько дней визит премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в Китайскую Народную Республику, который завершился формированием стратегического партнёрства между двумя странами.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в ходе визита в Китай с 26 июля по 1 августа присутствовал на 31-ых летних всемирных играх Международной федерации университетского спорта (FISU) в г. Чэнду. Уже в ходе визита, глава грузинского правительства встретился с президентом КНР Си Цзиньпином. Уже по итогам встречи, лидеры Грузии и КНР договорились расширить сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах, углубить двусторонние отношения и совместно принимать усилия по обеспечению регионального и глобального мира, стабильности и развития. Стороны особенно отметили, что со дня установления дипломатических отношений (9 июня 1992 года) двустороннее сотрудничество между странами развивается плодотворно.
В политической части подписанного документа о стратегическом партнёрстве отмечалось уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности друг друга. Отмечается, что Грузия и Китай являются стратегическими партнёрами, а углубление двусторонних отношений своим внешнеполитическим приоритетом. Кроме того, в Грузии верят, что модернизация Китая предлагает человечеству новый путь и новый выбор для достижения модернизации.
Что касается сотрудничества в сферах экономики и образования, Грузия и Китай обеспечат открытое, зелёное и чистое сотрудничество для реализации проекта «Один пояс, один путь», будут содействовать двусторонним инвестициям, углублению сотрудничества в сферах транспорта, коммуникаций, модернизации инфраструктуры, развития и усиления Срединного коридора, цифровых технологий, производства, развития и обновления железнодорожных сетей, сельского хозяйства и безопасности продовольствия и в других вопросах. Так, Грузия и Китай с 2018 года получают пользу от соглашения о свободной торговле, которое продолжится и в будущем. Стороны усилят сотрудничество в сферах науки и высшего образования, будут осуществлять обменные программы преподавателей-профессоров и студентов, усилят сотрудничество в сферах коммерциализации науки и новых технологий, будут осуществлять совместные проекты.
Грузия поддерживает предложенную Китаем инициативу глобальной безопасности, глобальной цивилизации. Стороны придают большое значение осуществлению программ обмена и сотрудничества с целью изучения языков, поощряют школы обеих стран к обучению китайскому и грузинскому языку, выражают готовность осуществления обменных программ педагогов языков и их переподготовки. Стороны поддерживают общечеловеческие ценности – содействие миру, развитию, сотрудничеству, справедливости, демократии и свободы; уважают независимый выбор всех народов по определению соответствующего их национальным возможностям пути развития и способствуют созданию человеческого общества, имеющего общее будущее.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили поблагодарил президента и премьера Китая за приглашение грузинской делегации на открытие летних университетских игр, гостеприимство и теплый прием.
«Несмотря на географическую отдаленность, у Китая и Грузии много общего. Обе – носители богатой истории и ценностей – гостеприимства, святости семьи и уважения к традициям. Эти ценности создают суть грузинской идентичности. Защищая их, мы уважаем наше наследие, что еще больше объединяет и развивает народ. Вместе с тем, мы развиваем инновации и модернизм. Большое значение на этом пути мы придаём стратегическому партнерству и дружбе с Китаем, которые основаны на взаимном уважении и общих взглядах на благополучие», — заявил Ираклий Гарибашвили.
Как отметил Ираклий Гарибашвили на китайско-грузинском бизнес-форуме, Грузия является связующим звеном между теми 8 странами, которые не имеют выхода к морю. Грузия содействует торговле между двумя континентами, и именно поэтому она рассматривается как врата между Европой и Азией для международных компаний и бизнеса.
«Грузия – единственная страна в регионе, которая имеет соглашения о свободной торговле одновременно с Китаем и Евросоюзом. В общей сложности, Грузия имеет режим свободной торговли с 45 странами, в том числе с 27 странами ЕС, Соединенным Королевством, Турцией, Китаем, Европейской ассоциацией свободной торговли и странами СНГ. Кроме того, Грузия предоставила право на безвизовое сообщение гражданам 98 стран, что дает им возможность оставаться в стране в течение всего года. Кроме того, лица, имеющие визу или вид на жительство от 50 других стран, также могут пользоваться комфортом безвизового сообщения с Грузией», — добавил он.
Аналитик и военный эксперт Амиран Салуквадзе положительно оценивает стратегическое партнерство между Грузией и Китаем. По его словам, когда 2 государства переходят на стратегическое партнерство, это как минимум означает, что эти два государства не имеют взаимно противостоящих интересов, или эти противостоящие интересы сведены до минимума. В случае Грузии и Китая есть много общих интересов, в их числе проекты: «Срединный коридор», китайская инициатива «Один пояс, один путь», в маршрутах которых находится и Грузия.
«В интересах Китая наличие стабильных маршрутов от Китая до Европы. С Китаем сотрудничает не только Грузия, стратегическое партнерство с ним оформили США, Великобритания, Германия, весь Евросоюз. И когда в этот ряд попадает и Грузия, умалять этот факт со стороны грузинской оппозиции просто смешно», — заявил Dalma News Амиран Салуквадзе.
По его словам, грузинская оппозиция своему стилю не изменяет, двойными стандартами пытается принизить значение визита Гарибашвили в Китай.
«Здоровое обсуждение чего-либо с оппозицией у нас исключено. Их стиль – двойные стандарты и фарисейство. С одной стороны, кричат, что порт Анаклия имеет для нас жизненно важное значение, с другой стороны, ставят под вопрос стратегическое партнерство с Китаем, это непонятно. Оппозиция пытается убедить свою аудиторию в том, что сотрудничество с Китаем имеет не экономические, а военно-политические цели», — заявляет Салуквадзе.
По его объяснению, под диверсификацией грузов не подразумевается создание объединения, противостоящего НАТО. Существует стратегическое партнерство и стратегическое союзничество. Грузия не является ни стратегическим союзником и ни военным союзником Китая. Она стратегический партнер Китая, так же, как и страны НАТО.
«Сейчас самое время, чтобы Грузию приняли в НАТО, если у них есть на то политическая воля и желание. С военной точки зрения то, что касается сотрудничества, у Грузии оформлен рамочный договор с США по вопросам безопасности. Два года назад мы подписали рамочный договор в сфере обороны», — заявляет эксперт.
Эксперт по вопросам экономики Георгий Цуцкиридзе считает соглашение о стратегическом партнёрстве между Грузией и Китаем очень интересным как с политической, так и с экономической точки зрения. По его словам, в политической части однозначно зафиксирована поддержка территориальной целостности, а углубление двусторонних отношений признано приоритетом внешней политики обеих стран.
По словам Георгия Цуцкиридзе, в условиях возросших международных вызовов Грузии нужна возросшая поддержка таких глобальных игроков, как Китай, а ссылки грузинской оппозиции на напряженность в отношениях между США и Китаем – чистая спекуляция.
«Не следует забывать, что Китай – это страна, которая за последние 50 лет из экспортера агропродукции превратилась в экспортера современных технологий, машин и оборудования и вышла в космос. У нас есть уникальный шанс в ближайшей перспективе оформить соглашение о свободной торговле и с Америкой, и тем самым мы выйдем на три самых глобальных рынка, добавим диверсификации нашей экономики больше динамики и продолжим стабильный рост», — заявил Dalma news Георгий Цуцкиридзе.
Согласно ему, если учесть, что Китай – страна с самой растущей глобальной экономикой вместе с Индией и одновременно самый крупный торговый партнёр для США и Евросоюза и инвестор, вместе с Японией, что Китай осуществляет многомиллиардные инвестиции в инфраструктурные проекты как в Центральной и Средней Азии, так и в Африке, визит премьер-министра Грузии в Китай был успешным и своевременным.
Ш. Карчава