Ежегодно, 4 февраля, мир отмечает день борьбы с раковыми заболеваниями. По данным ВОЗ, каждый год рак диагностируется у 14 млн человек. В Азербайджане число диагностированных онкобольных также, как и во всем мире, растет. По последним данным, практически у 60 тыс. человек обнаружен рак. Однако помимо роста статистики больных, вызывает беспокойство и отношение населения к этому заболеванию. Все еще немало тех, кто убежден, что рак – это дорога только в один конец.
О том, как такое отношение общества и больных отражается на статистике и что мешает избавиться от предубеждений в интервью Dalma News рассказала Нигяр Султанова, которая каждый день доказывает своим примером, что онкология – не приговор.
В 2020 году врачи диагностировали Нигяр Султановой рак молочной железы второй стадии. Операция, курсы химиотерапии, потеря волос – через все это ей пришлось пройти на пути к выздоровлению. После долгожданной победы над болезнью Нигяр Султанова не сломалась и не закрылась, что случается со многими онкопациентами, которые пережили рак, но вспоминать и говорить о нем больше не хотят. Напротив, она решила мотивировать и поддерживать других онкологических больных, создав в Инстаграм страницу «Жизнь после диагноза». В интервью Dalma News Нигяр Султанова рассказала, почему в Азербайджане принято скрывать о своем диагнозе, как нужно вести себя родственникам онкопациента и как наладить психологическую помощь государству.
– В одном из интервью вы сообщили, что в Азербайджане люди, столкнувшиеся с онкологией, предпочитают молчать о своем диагнозе. В чем вы видите причину?
– По моим наблюдениям, 90% людей, болеющих онкологическим заболеванием или находящиеся в ремиссии, предпочитают скрывать о своем диагнозе. Как правило, объясняют свое решение тем, что не хотят видеть в свой адрес жалость или неравное отношение. Отчасти я их понимаю, потому что на своем опыте столкнулась с этим, когда мои знакомые, узнав о моем диагнозе, оборвали со мной связь, а во время случайных встреч общались со мной с чувством страха. Дело в том, что некоторые убеждены, что онкопациенты опасны для окружающих, и им сложно объяснить, что рак не передается по воздуху. Поэтому стигматизация – главная причина того, что у нас многие скрывают о своей болезни.
С другой стороны, стереотипы в обществе зарождаются из-за недостатка информации. Даже те, кто пережил этот опыт, неохотно делятся информацией. Но тему онкологии нельзя табуировать, в особенности те, кто одержал победу над заболеванием, не должны скрывать о своем опыте. Избегая говорить на «неудобную» тему, мы лишаем веры у тех, кто только узнал о своем диагнозе. По своему опыту знаю, как сложно в одиночку пройти этот путь. Во многом благодаря историям с хорошим концом я взяла себя в руки и начала борьбу за жизнь. Общение с людьми, которые перебороли рак, вселяли в меня надежду и вытаскивали из депрессии. Именно в тот период я пообещала себе, что после благополучного окончания своего лечения, создам аккаунт для поддержки женщин, которые вступили в борьбу с раком.
– Много ли людей к вам обращаются за поддержкой?
– Достаточно много. Дело в том, что в Азербайджане практически нет подобных онлайн-площадок, где больные с онкологией могли бы получить поддержку и психологическую помощь. Поэтому фактически сразу после создания страницы «Жизнь после диагноза» ко мне стали обращаться женщины, оказавшиеся в отчаянии и не знающие, как дальше жить. Однажды ко мне обратилась молодая девушка, которая только узнала о своем диагнозе и была в таком отчаянии, что не видела смысла начинать лечение, потому что она была убеждена, что «рак – это приговор». После долгого общения мне удалось ее переубедить дать себе шанс на жизнь и начать лечение. К слову, она сдержала свое обещание и начала лечение, которое успешно завершила. Понимание, что ты мотивируешь на борьбу с раком и помогаешь не терять надежду на победу – дает мне большое счастья.
– Что вы порекомендуете людям, которые только узнали о диагнозе и не знают, что делать?
– Собраться и бороться. Нужно трезво посмотреть на ситуацию и понять, что будет тяжело и страшно, но этот сложный этап в жизни мы проходим не случайно. Я верю, что Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались. Зачастую жизненные трудности и испытания меняют жизнь человека в лучшую сторону. Более того, болезнь дает большие возможности в плане переосмысления жизни, возможность посмотреть на себя со стороны и это тяжелое испытание может стать точкой роста для человека. До встречи с раком я была совершенно другим человеком – робким и неуверенным. Сейчас я намного сильнее, смелее и уверенней. Но важную роль играет психологическое состояние пациента – позитивный настрой повышает мотивацию жить и вернуться в привычный мир после завершения лечения. Ведь не зря говорят, что рак боится смелых. Стресс, напротив, может не только спровоцировать множество болезней, но и замедлить процесс выздоровления. Поэтому важно настроиться только на победу и думать только о хорошем.
– Как нужно вести себя близким человека, который заболел?
– Отношение близких и родственников играет большую роль в выздоровлении. Продолжительное лечение зачастую вызывает депрессивное и тревожное состояние. Раздражительность, переходящая в слезы и крики, тревога и замкнутость – зачастую такое состояние вызвано усталостью от лечения. Важно, чтобы близки не принимали близко к сердцу такие вспышки раздражения. Понятно, что в психологической помощи нуждается не только больной член семьи, но и его окружение, которое также живет в состоянии страха потерять близкого человека. Но нельзя показывать перед онкобольным свои переживания, грусть и слезы. В такой ситуации больным тяжело настроиться на позитивную волну. Семье важно не поддаться стрессу и стать мощной поддержкой своему близкому.
– Как обстоит дело с онкопсихологией в Азербайджане?
– Это сложный вопрос. В стране очень много грамотных, профессиональных психотерапевтов и психологов. Но онкологические больные нуждаются в особой психологической поддержке, которые могут оказать онкопсихологи – специалисты с медицинским образованием (психиатр или клинический психолог), которые обладают определенными знаниями в онкологии и понимают специфику лечения. Задача онкопсихолога – поддержать пациентов, помочь им справиться со стрессом, тревожностью и другими проблемами, возникающими в результате болезни. Такой специалист понимает на каком этапе и какая психологическая поддержка нужна человеку.
К сожалению, процесс оказания психологической помощи онкобольным в Азербайджане пока не отлажен. Хотелось бы, чтобы в будущем в нашей стране в штате сотрудников онкологических учреждений появилось достаточное количество специалистов в этой области, к котором онкологи могли бы направлять своих пациентов.
– Какие цели перед собой ставите как руководитель проекта «Жизнь после диагноза»?
– Помочь как можно большему числу онкобольных встать на борьбу с болезнью и отвлечь от мыслей о скорой смерти. Для этого я пытаюсь создать некое сообщество в рамках онлайн-страницы «Жизнь после диагноза» с реальными историями успешного выздоровления. В одиночку я не в силах помочь всем онкобольным, но вместе нам это под силу. Поэтому на данный момент пытаюсь привлечь людей, поборовших рак, к проекту, чтобы перестали молчать о своем диагнозе и начали поддерживать других в такой тяжелый момент. Я уверена, что все те, кто в определенный момент вступили в борьбу с тяжелым заболеванием и вышли из нее победителями, тоже нуждались в поддержке и получали ее – не только от близких, но и посторонних людей. Теперь в их поддержке нуждаются другие пациенты. Нам всем нужно протянуть руку помощи.
Айсель Мамедова