Официальная позиция Кремля по вопросу о восстановлении авиасообщения между Россией и Грузией известна. Подводя итоги прошлого года в ходе брифинга в Москве, 18 января, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что положительно оценивает попытки Грузии как маленькой страны на фоне напряженной ситуации в регионе и сильного давления Запада действовать исходя из собственных интересов.
Примечательно, что данное заявление Сергей Лавров сделал отвечая журналисту грузинского издания «Альт-инфо». Несмотря на то, что вопрос грузинского журналиста носил глобальное содержание, Сергей Лавров свел его до конкретной проблематики — грузино-российских отношений. В ходе своего выступления он говорил о бухарестском саммите НАТО 2008 года, акцентировав внимание на самой болезненной и важной теме для Грузии — проблеме территориальной целостности.
«Мы за то, чтобы Абхазия и Южная Осетия выстраивали отношения с Грузией. Есть механизмы диалога, в которых мы тоже участвуем. Рад, что контакты между странами развиваются. ВВП Грузии вырос на 10% благодаря российским туристам и торговле с РФ. Уважаю грузинские власти, что не пляшут под дудку запада и не присоединились к санкциям. Возможно, стоит вернуть прямое авиасообщение. У этой маленькой страны и ее правительства хватает смелости на то, чтобы выдержать давление Запада и действовать исходя из собственных интересов», — заявил глава МИД России Сергей Лавров.
Он провел параллели между грузино-российской войной 2008 года и нынешней ситуацией на Украине и в обоих случаях возложил ответственность на НАТО.
«НАТО сыграло свою роль, когда на саммите 2008 года в Бухаресте приняло декларацию, согласно которой Грузия и Украина должны были стать членами альянса. Не хочу употреблять оскорбительные слова в адрес Саакашвили, он поддался эмоциям и счел, что все это было индульгенцией. Появилась Кондолиза Райс, и Саакашвили отдал приказ бомбить Цхинвал и позиции миротворцев. Украинцам от бухарестского саммита понадобилось больше импульса и времени, чтобы дойти до такого состояния, чтобы изгнать все российское со своей территории», — заявил Лавров.
За заявлением главы российского внешнеполитического ведомства последовали оценки в грузинских политических кругах. Так, по словам председателя правящей партии «Грузинская мечта» Ираклия Кобахидзе, когда речь идет об облегчении положения граждан Грузии, то правительство Грузии приветствует любые подобные решения.
В партии экс-президента Саакашвили «Единое национальное движение», в свою очередь заявили, что на фоне войны на Украине – это заявление Лаврова крайне унизительно для международной репутации Грузии.
«Фактически Лавров заявил, что в российско-украинской войне правительство Грузии поддерживает Россию. Он похвалил правительство Грузии за то, что оно не присоединилось к санкциям, и в качестве подарка анонсировал возобновление авиасообщения», — заявил депутат парламента от ЕНД Роман Гоциридзе.
Лидеры радикальной оппозиции пытаются убедить население Грузии в том, что если между Грузией и Россией действительно возобновится авиасообщение, это будет политикой измены Украине, и что Грузия делает то, что «нравится оккупанту». Нейтрализовать этот нарратив попытались вышедшие из правящей партии политики, основавшие политичесное движение «Сила народа», по сей день продолжая оставаться в парламентском большинстве.
Один из лидеров «Силы народа» Гурам Мачарашвили заявил, что правительство Грузии не принимает решений исходя из того, что нравится или не нравится России, в отличие от их оппонентов — бывшей партии власти — «Единого национального движения», которая «подписывала то, что нравилось России». Согласно ему, нынешние власти принимают решения исходя из государственных интересов Грузии.
Аналитик Зураба Батиашвили считает, что заявление главы МИД России от 18 января – итог внешней политики правящей партии страны – «Грузинской мечты», которая перешла «красные линии». По его мнению, на языке политики «Мечта» говорит о сближении с Западом, но в действительности сближается с Россией, а от Запада отдаляется.
«Мы видим это в невыполнении 12 рекомендаций Еврокомиссии. Каждый день видим, что политические лидеры, в том числе от «Грузинской мечты», критикуют Запад. Возобновление авиасообщения с Россией – это пересечение красных линий и сотрудничество с оккупантом, что противоречит национальным интересам Грузии. Наша прозападная ориентация записана в Конституции и подкреплена итогами референдума», — заявил аналитик Зураб Батиашвили.
Правозащитник и эксперт Дмитрий Лордкипанидзе, которых ранее был депутатом парламента Грузии седьмого созыва, наоборот, подчеркнул, что Лавров в своем заявлении совместил много таких вопросов, которые из общего пафоса вопроса грузинского журналиста и не вытекали. Согласно ему, Сергей Лавров акцентировал внимание на самых насущных вопросах, которые больше всего интересуют сегодня грузинский народ: событиях 2008 года, восстановлении территориальной целостности Грузии, торгово-экономических отношениях и т.д.
Лорткипанидзе считает, что для Грузии не чужд характерный для российской дипломатии язык и содержание реальной политики, скрытое между строк. По его оценке, возможности Сергея Лаврова признаны мировой дипломатией.
«В этом случае в адрес Грузии было высказано больше сентиментов, которые являются четким посланием правительству Грузии. Параллельно этому процессу в правительстве России проводится реформа по вопросам политики в Закавказье, полностью меняются кадры, которые ранее курировали кавказское направление в политике Кремля. В повестке дня России стоят масштабные изменения в направлении Грузии. В том числе, в вопросе изменения политического ландшафта, системные изменения начинаются с кадровой политики», — заявил Dalma News Дмитрий Лордкипанидзе.
Он уверен, что в грузино-российских отношениях обязательно произойдет перезагрузка на выгодных для Грузии условиях.
«Последние 5 лет я служу этому делу на уровне народной дипломатии. Одна из легитимных целей гражданской платформы, которая была создана в 2018 году и носит имя Евгения Примакова, в том, что пока для восстановления между Грузией и Россией дипломатических и политических отношений должны быть созданы те приоритеты, которые должны предварять глобальный политический процесс. В этом направлении было осуществлено много значительных проектов. В том числе «Кавказский диалог и диалог от имени будущего», в котором участвовали 35 экспертов от Грузии», — заявил Дмитрий Лордкипанидзе.
По его словам, этому способствует конструктивная политика правительства Грузии. На фоне напряженной ситуации в регионе, Грузия, согласно Лорткипанидзе, сумела стать оазисом мира и стабильности.
«Геополитический центр открыто противостоит не только России, но и Китаю, сегодня полигоном этого противостояния является Украина. Радикальный Запад делает все для того, чтобы создать очаги напряженности на всем постсоветском пространстве вдоль России, будь то инспирация таджикско-киргизского конфликта, очередная попытка цветной революции в Казахстане, которая провалилась и короткая, но очень кровопролитная война в Карабахе… И непосредственно Грузия, где гарантировано должен был открыться «второй фронт». Это означало бы, что Грузия была бы вовлечена в войну вместе с Украиной», — заявляет Лордкипанидзе.
Согласно ему, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили сумел отвратить от страны эти угрозы, отказавшись от пути военной конфронтации, руководствуясь принципом: сперва экономика, а за ней и политика.
Кроме того Лорткипанидзе прокомментировал вопрос о том, насколько справедливы претензии находящегося в состоянии войны правительства Украины к Грузии по ее позиции на фоне конфликта Киева с Москвой.
«Понимаю, что для кого-то это неприемлемо. Грузинское государство делает все для того, чтобы быть честным перед Украиной с гуманитарной точки зрения. Если нас хотят распять за то, что Грузия не собирается выдавать свои ограниченные оборонные возможности и не поддается на провокации в ущерб государственным интересом, что ж, пусть будет так. Грузия не имеет права делать ошибки. Решения политического руководства Украины в отношении Грузии зачастую провокационные», — заявляет Дмитрий Лордкипанидзе.
Что касается вопроса о том, какие механизмы имел ввиду Сергей Лавров, говоря о налаживании отношений с Абхазией и Южной Осетией, то по словам Дмитрия Лордкипанидзе, в первую очередь, это экономические механизмы.
«Вместе с этим важнейшим и беспрецедентным заявлением Лаврова следует принять во внимание и те заявления, которые делались до этого со стороны представителей правительства России в выгодном для Грузии контексте. В частности, несостоявшийся референдум в Южной Осетии, который должен был пройти по инициативе цхинвальского руководства 17 июля 2022 года и не состоялся исходя из крайне принципиальной позиции России, так как Россия считает проведение таких референдумов недопустимыми», — добавил он.
Георгий Картвели