В последнее время в Азербайджане наблюдается рост цен на продукты питания, в частности на муку, мясо и ряд других продуктов питания. Об экономических процессах в Азербайджане, рассказал в интервью Dalma News предприниматель, доктор экономических наук Мир Фарадж Абасовым.
С чем связан рост цен на продукты питания в Азербайджане? Притом что цена, например, на зерно, дешевеет в стране.
Рост цен на продукты питания — процесс глобальный. Пандемия, а затем и международный политический кризис, внесли свои коррективы в пищевую безопасность мира. Уже в 2021 году, продовольственный индекс подорожал на 27 процентов, такой динамики роста цен на продовольствие мир не наблюдал более полувека. В 2022 году Международная политическая напряженность, война между основными поставщиками зерновых Россией и Украиной, заставили мировые цены на продовольствия и особенно на зерновые, взлететь в небо. Нарушенные логистические маршруты между Западом и Востоком, рекордные цены на энергоносители ( основные источники электроэнергии для промышленности) и общая политическая нестабильность будут и дальше делать продукты питания дорогими. Безусловно, цены на зерновые фьючерсы удалось более или менее стабилизировать, однако сегодняшние цены далеки от цен 2019 года, когда мир жил без пандемии и войн.
Поэтому высокие цены на продукты питания это новый мировой тренд и новые мировые реалии, которые Азербайджану к сожалению сейчас, обойти не представляться возможным.
Какие меры принимают власти Азербайджана для борьбы с ростом цен на продукты питания и в целом с инфляцией?
Первичные меры, были приняты уже в разгар пандемии коронавируса. А 2022 году в феврале был подписан указ об обеспечение деятельности Агенство государственных резервов Азербайджана. Согласно указу был утвержден перечень потребительских товаров стратегического значения, таких как соль, сахар, масло, мука и так далее. Были продуманны вопросы их хранения и перераспределения в случаи пищевых кризисов. Также в введение этого Агенство переданы Государственный зерновой фонд. Таким образом стратегические резервы в их продовольственной ипостаси скорее всего будут представленны в виде больших хранилищ, вмещающих сотни наименований продукции, закупленной государством на случай катаклизмов, пандемий, и стихийных бедствий, готовых обеспечивать месяцами население странны продуктами первой необходимости. Продукты, чей срок хранения будет подходить к истечению, будут реализованы по ценам ниже рыночных.
Эти меры являются адекватными и своевременными на фоне мировой пищевой нестабильности.
Что касается огромной инфляции и возможной девальвации национальный валюты, данный процесс в современных политико-экономических реалиях в мире можно назвать нормальным. Инфляция будет давить на манат и в ближайшей перспективе ему придется или прямо девальвироваться по отношению к мировым валютам, или терять покупательную способность.
На фоне всех идущих в мировой и азербайджанской экономиках процессах, мы не видим кардинальных экономических реформ в стране. Почему? И чем это грозит национальной экономике?
Все кардинальные экономические реформы начинаются с кардинальных судебных реформ. Изменения бизнес-климата и развитие экономики в целом возможны при наличии глубокой политической воли для изменения судебного поля. Мы видим определенные подвижки в этом направление, обновление судебного корпуса и так далее. Однако скорость этих изменений не соответствует адоптивной скорости ухудшению экономической ситуации в мире.
Ну и не стоит забывать, что судебная реформа, в свою очередь, будет малоэффективна без реформы в силовых структурах. А последняя может столкнуться с определенным противостоянием со стороны руководства силовых структур, не всегда и не полностью понимающих мировые реалии стоящие на повестке дня.
Таким образом реформы осуществляются, но их скорость и качество в целом зависят от политической воли, а та от международной ситуации.
Как нынешняя инфляция и социальные проблемы населения из-за этого будет сказываться на внутриполитической обстановке в стране?
Внутриполитическая ситуация в стране на фоне международных кризисов, войн, пандемий и болезней, кажется беззаботной и спокойной. Азербайджан вышел из периода пандемии коронавируса, победоносно вернул после 44 дневной войны 2/3 окуппированных территорий. Параллельно с этим высокие цены на энергоносители позволяют держать манат в комфортной зоне по отношению к доллору и евро. Начатые многомиллионные проекты по освоению вернувшихся территорий, позволяют большому количеству предпринимателей получать сверхприбыль, созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Поэтому поднятия цен на продукты питания, инфляция и может последующая девальвация национальной валюты не скажется негативно на внутриполитической ситуации в стране. Плюс ко всему, как было отмеченною выше, сверхдоход от газа и нефти позволят нивелировать многие риски, в том числе, ценовые, инфляционные и продовольственные. Однако, как долго продержатся рекордно высокие цены на энергоносители не знает никто.
Анар Гусейнов