Отношения между правительством Грузии и посольством США перманентно обостряются. Посол США в Грузии Келли Дегнан в последнее время все чаще выделяется слишком критическими для дипломата заявлениями. На днях, в своем интервью грузинским СМИ, попытку оппозицией государственного переворота, предпринятую в ночь с 20 на 21 июня 2019 года, она назвала «ночью Гаврилова», что оказалось «последней каплей», переполнившей «чашу терпения» лидеров правящей партии «Грузинская мечта».
Напомним, что «ночь Гаврилова» — термин, введенный в обиход оппозиционной партией «Единое национальное движение» Саакашвили и ее последователями. Данным шагом они пытаются нейтрализовать предпринятые 20 июня свои попытки вторжения в парламент и совершения государственного переворота. В связи с этим, использование этого термина послом страны [США], которая является главным партнером Грузии, а также ее критика правительства, вызывают раздражение у многих.
Келли Дегнан советует грузинам вернуться на 3 года назад и вспомнить, откуда пошла в стране политическая поляризация. По ее мнению, причина тому – «ночь Гаврилова», невыполненные политические обещания и недемократические действия… А не заявления западных партнеров.
«Любые обвинения в том, что будто мы виноваты в поляризации, — это попытка уклонения от ответственности и переноса ответственности со стороны тех, кто знает, что несет ответственность за западных партнеров, которые уже более 30 лет ничего кроме помощи Грузии на пути демократического развития не делали», — заявила посол журналистам 17 августа.
Это интервью посла стало последней каплей, которая «убедила» многих в правительстве Грузии в том, что «поддержка военной риторики», желание беспорядков и незаконной смены власти в Грузии проистекают в том числе и со стороны посольства США.
На заявление посла откликнулся депутат парламента Созар Субари и заявил, что когда Келли Дегнан не отмежевывается от антиконституционных призывов части оппозиции, таких как вторжение в парламент, непризнание полномочий парламента, создание параллельного правительства, противостоит позиции самого Государственного департамента, где сочытия ночи 20 июня оценены как попытка вторжения в парламент Грузии.
«Дегнан использует термин, который очень популярен среди оппозиции, и называет эти события «ночью Гаврилова». Меня очень интересует, считает ли посол оправданным нападение на полицейских, считает ли, что имело место вторжение в парламент, были ли призывы к этому. По всему этому было возбуждено дело, и все это подтверждено фактами», — заявил депутат.
Как заявил Созар Субари на брифинге, посол США приложила очень большие для того, чтобы освободить из тюрьмы преступников событий ночи 20 июня (Нику Мелия, Ираклия Окруашвили и Гиги Угулава), которым было предъявлено обвинение.
«Когда посол Соединенных Штатов Америки не отмежевывается от риторики войны высокопоставленных должностных лиц Украины, радикальной оппозиции, неправительственного сектора, он практически отмежевывается от грузинского общества, которое не желает войны», — заявил депутат парламента Гурам Мачарашвили.
По его оценке, посол США поставила с ног на голову тот факт, что Америка на протяжении 30 лет безвозмездно помогала Грузии в усилении независимых институтов. По его словам, эти действия противопоставляют воле народа, так как именно население Грузии решает важные для страны вопросы.
Тот факт, что Келли Дегнан признала события ночи 20-21 июня 2019 года «ночью Гаврилова», позволило правящей команде «приподнять занавес» над некоторыми кулуарными событиями. Так, председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе уже давно не скрывает критического отношения к уже бывшему руководителю представительства Евросоюза в Грузии Карлу Харцелю и нынешнему послу США Келли Дегнан.
«За кулисами она особенно отличается такими заявлениями, которые показывают хамское отношение к государственному суверенитету. И нам приходилось защищать честь государства, в основном это происходило за кулисами. Это случалось неоднократно. Она часто действует не как дипломат, а как политик», — говорит Ираклий Кобахидзе.
Разговоры посла США на языке грузинской оппозиции оказались раздражающими и для некоторых грузинских аналитиков. По мнению аналитика Заала Анджапаридзе, Келли Дегнан «выпустила когти». По его же предположению,
«Посол, возможно, совершенно целенаправленно назвала события 20 июня 2019 года так, как уже назвала их оппозиция – «ночью Гаврилова», или просто сделала это сгоряча. В обоих случаях ответ посла был достаточно несбалансированным. В частности, она обвинила правительство в создании поляризации и ничего не сказала о том, каков вклад оппозиции в это дело, тогда как весь процесс протекал у нее перед глазами», — отметил он.
В этих односторонних оценках посла США Заал Анджапаридзе видит подтекст того, что, возможно, она хочет тем самым дать почувствовать правительству Грузии, что посольство США «достаточно сердито на него». Другой вопрос, насколько приемлем для грузинского общества такой «рассерженный тон» американского посла?
«Для грузинского общества совсем неприемлемо такое господское отношение со стороны коллективного Запада, а любое, пусть даже справедливое замечание со стороны Запада и его посольств, воспринимается как нападение на стратегического партнера. Часть нашего общества охвачена сервилизмом, когда пытается понравиться коллективному Западу, чтобы тот помог ей прийти к власти», — заявил аналитик Dalma News.
По словам Заала Анджапаридзе, действия самого посольства привели к тому, что представители правящей команды приоткрыли занавес над тем, что происходило за кулисами — что экс-посол ЕС Карл Харцель «пренебрегал суверенитетом Грузии» на переговорах.
«Это не первый случай, когда неприемлемая для них власть, пусть даже избранная большинством, не нравилась США, и те делали все для ее свержения. Эта традиция продолжается и сейчас. Они принимают такие меры и создают такие условия, чтобы эта власть сменилась», — заявляет Заал Анджапаридзе.
По оценке эксперта Андрии Гвидиани, посол США сделала удивительный комментарий, что якобы поляризацию в Грузии вызвали «ночь Гаврилова» и «невыполненные обещания».
«Один вопрос, что уже и фразеологией заявления посла США совпадают с заявлениями «Национального движения». Без преувеличения можно сказать, что госпожа Дегнан уже неприкрыто предстала перед нами политической стороной и полностью дистанцировалась от классических прав и обязанностей посла», — заявил Андрия Гвидиани.
По его словам, последние, явно тенденциозные заявления посла наносят неисправимый ущерб не самому послу, а репутации США.
Как заявил в беседе с Dalma News аналитик Ладо Божадзе, администрация США ни в одном официальном документе, где оценены и осуждены события 20 июня, не назвала их «ночью Гаврилова». Хотя бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава, который украл у столицы 48 миллионов лари, и другие зачинщики переворота, были помилованы благодаря именно заслугам посольства США.
«Мы хотим чувствовать, что Запад заинтересован, в первую очередь, в прекращении поляризации, и сделанные с их стороны заявления должны способствовать этому и вынудить радикальную оппозицию максимально понизить температуру», — заявил Ладо Божадзе.
Ш. Карчава