Выборы в органы местного самоуправления, в октябре 2021 года, были своеобразным тестом для правительства Грузии. Прошедшие годом раньше парламентские выборы вызвали коренные изменения как в рядах правящей «Грузинской мечты», так и находящихся в оппозиции к ней больших и малых партиях. Так, на фоне резко поляризованного грузинского политического пространстве, все еще высоки ожидания появления третьей политической силы. Пока же реалжность такова, что грузинские избиратели разочарованы 10-летним правлением «Грузинской мечты» и ее основателем Бидзиной Иванишвили, но, в то же время, не желают возвращения к власти оппозиционного «Единого национального движения», во главе с ее лидером Михаилом Саакашвили.
Согласно последним исследованиям Национально-демократического института США (NDI), 53% опрошенного населения Грузии считают, что оппозиционные партии, избранные в парламент и органы местного самоуправления, действуют не в интересах народа и страны. По тем же данным, большинство респондентов по-прежнему являются политически неопределившимися, 41% подчеркивают, что ни одна партия не близка им по взглядам. В то же время, 24% опрошенных объявили доверие «Грузинской мечте», 9% — ЕНД, а 8% — другим партиям.
Каким доверием пользуется партия бывшего премьер-министра страны Георгия Гахария «За Грузию», из этих исследований не ясно. Цели и планы созданной в мае 2021 года партии все оценивают и воспринимают по-своему. Факт, что более 50% опрошенных политически не определились, и какая партия заслужит поддержку этой части населения, проявится на парламентских выборах 2024 года.
Выборы в органы местного самоуправления вынудили «Грузинскую мечту» уступить позиции в регионах. Коалиционное сотрудничество в сакребуло пока не получается. Так, например, сакребуло нового созыва в Цаленджихском муниципалитете только с шестого раза смогло избрать председателя. Кандидат был назван оппозицией – член партии «За Грузию» Корнели Салия. Его избрали 14 голосами. В голосовании в знак протеста не участвовала «Грузинская мечта», хотя представители партии присутствовали на заседании. Депутаты от «Мечты» поздравили партию бывшего премьера их правительства Георгия Гахария в успешном объединении с «Национальным движением».
Со своей стороны, Корнели Салия заявил, что с учетом интересов жителей Цаленджихи он будет конструктивно работать со всеми партиями, в том числе с «Грузинской мечтой» и ЕНД. По его словам, сейчас главное – вывести муниципалитет из кризиса и своевременно принять в сакребуло бюджет на 2022 год.
Выборы председателя Цаленджихского сакребуло проходили шумно. Националы на скрывали своего намерения всячески помешать тому, чтобы депутаты от «Мечты» получили в сакребуло какие-либо должности. Напомним, что в Цаленджихском сакребуло большинством не представлено и ЕНД. У «Грузинской мечты» в этом сакребуло 11 депутатов, столько же – у «Национального движения», 3 – у партии «Для Грузии», 1 – у «Лело» и 1 – независимый депутат. Кроме Цаленджихского сакребуло нового созыва, у «Грузинской мечты» нет однопартийного большинства еще в 6 сакребуло. В Цаленджихском, Зугдидском, Мартвильском, Чхороцкусском, Сенакском, Руставском и Батумском сакребуло, где больше всего членов имеют «Грузинская мечта» и «Национальное движение», решающими голосами обладает партия экс-премьера Георгия Гахария «За Грузию».
После выборов председателя Цаленджихского сакребуло оценки были сделаны и членами «Грузинской мечты». Так, один из лидеров парламентского большинства, председатель парламентского комитета по региональной политике и самоуправлению Созар Субари считает, что ни у кого даже минимальных сомнений нет в том, что Гахария и его партия – проводники интересов Саакашвили и ЕНД. По его словам, обе партии вместе пытаются нанести государству вред, искусственно создать кризис в местных муниципалитетах и действуют против интересов общества и местного населения.
«Сейчас уже проведена окончательная черта, и обществу стало ясно, что партия «Для Грузии» независимым политическим субъектом не является. Партия Гахарии – не просто союзник ЕНД, но его продолжение», — заявил Субари.
Аналитик Леван Алапишвили считает, что за счет правильной оценки собственных ресурсов партия Гахарии поставила перед собой четко сформулированную цель. Исходя из того, что видно и проявляется, его тактика – быть нужным в процессе принятия решений, и он следует этому пути. Другой вопрос, насколько это приемлемо для какой-либо политической силы. По мнению Левана Алапишвили, у партии Гахарии нет амбиции, чтобы находиться в правящем большинстве.
«Пока рано говорить об итогах, сама партия еще новая. В нескольких муниципалитетах пока не началась активная управленческая деятельность, чтобы посмотреть и оценить, насколько оправдает себя тактика этой партии и ее политико-стратегические расчеты», — заявляет Леван Алапишвили.
Кроме того, ряды партии Гахарии периодически покидают ее члены – одни ушли до выборов, другие после прохождения в сакребуло по партийным спискам, процесс продолжается. Большинство из них называет причиной сотрудничестви или т.н. коабитацию с оппозиционным «Единым национальным движением».
Третий по партийному списку член партии «За Грузию» в Цаленджихе Нана Лемонджава покинула партию вскоре после выборов и выбрала статус независимого депутата. По ее разъяснению, коабитация с «Национальным движением» для нее – красная черта, а партия выбрала этот, неприемлемый для нее путь.
«В партии Георгия Гахарии объединено много людей, разделяющих разное мнение, очень много достойных людей, которые любят свое село, город и родину, но есть темы и красные линии, которые объединяют всех», — пишет Лемонджава на своей странице в Facebook.
По мнению аналитиков, в партию Гахарии перешли некоторые члены «Грузинской мечты», которые разочаровались в «Мечте». Хотя позднее обнаружили, что и линия Гахарии не соответствовала их позиции, и покидают партию. С другой стороны, не исключают и усилий спецслужб – будь то вербовка членов партии со стороны правящей силы или принуждение к уходу из партии.
Политолог и психолог Рамаз Сакварелидзе отмечает, что перед выборами в органы местного самоуправления не скрывал оптимистичного настроя в отношении политической силы Гахарии, считал, что в лице Гахарии в грузинской политике появилась политическая фигура с более или менее сильной поддержкой.
«Тогда я думал, что на грузинском политическом пространстве появилась перспектива формирования третьего полюса. Ожидал определенных шагов в этом направлении, но Гахария сделал непонятные шаги. Совершенно непонятно, почему вступил в единоборство с Кахой Каладзе на выборах мэра Тбилиси, когда было ясно, что проиграет. Политика же проигравших не любит. Нужно рассчитать, какова твоя цель. Если целью было стать мэром, то нужно было проявить больше усилий», — говорит Рамаз Сакварелидзе.
По его мнению, должность мэра Тбилиси Георгию Гахария была совсем не нужна, поэтому он не должен был терять время на нее. Более того, он выступил против генсека «Грузинской мечты» Кахи Каладзе, с которым ранее дружил.
«Единственное, что он получил в итоге, утратил расположение сторонников Каладзе. В то время как мог сказать, что поддерживает Каладзе, и в будущем, на парламентских выборах, сторонники Каладзе были бы на его стороне. Почему он усложнил это направление, мне совершенно непонятно», — заявил Dalma News политолог.
Связи между Гахарией и националами Рамаз Сакварелидзе не видит и эти обвинения считает нелогичными. Хотя, с другой стороны, сам Гахария ничего не делает для развенчания обвинений бывших соратников. Сумеет ли партия «За Грузию» использовать оппонирование «Грузинской мечте» в свою пользу и дойдет ли эта новая партия до выборов 2024 года, покажет время.
По мнению экспертов, 3 года – это большой срок, и если захотеть и хорошо запланировать, то можно усилить и созданную недашно партию. Хотя говорят и о том, что Гахария часто проявляет пассивность, что у его партии бедная кадровая политика. Правда, члены его команды выглядят энергичными, но одной энергии недостаточно, а ничего нового избирателю они не предлагают.
Шорена Папашвили