Аналитик Демур Гиорхелидзе – один из немногих грузинских экспертов, который не боится открыто высказывать собственное мнение, идущее вразрез с общепринятыми и утвержденными в Грузии на уровне «прозападного общества» и на высшем правительственном уровне «внешнеполитическими постулатами». В том числе это касается отношений с Россией, зависимости от Запада и перспектив интеграции с НАТО. Согласно проводимой прежними и нынешними грузинскими властями внешней политике, Россия считается «врагом» Грузии номер один, США – стратегическим партнером под этим же номером, а главными внешнеполитическими целями официального Тбилиси определены вступление в Европейский союз и Североатлантический альянс. Именно по этой причине сегодня Грузия отказывается и от участия в новом для Южного Кавказа формате сотрудничества «3+3», в котором ключевые позиции занимают, с одной стороны, «главный враг» – Россия, а с другой – не менее стратегический, чем Вашингтон, партнер официального Тбилиси – Турция.
По мнению Демура Гиорхелидзе, беда нынешнего и всех предшествующих руководств Грузии в том, что они следовали и продолжают следовать идеологии неолиберализма, которая давно развенчана в цивилизованном западном мире, но вреда которой в Тбилиси до сих пор не поняли. На эти и другие темы эксперт беседует с Dalma News.
— С первых дней обретения независимости Грузия избрала путь сближения с Западом и поставила целью вступление в западные объединения, включая НАТО. В последнее время со стороны отдельных западных политиков, таких как Болтон или Расмуссен, звучат обнадеживающие намеки в этом направлении…
— Знаете, я не сторонник того, чтобы прислушиваться к оценкам непрофессионалов. Ведь люди, которые делают многообещающие заявления, сегодня находятся вне политики. Они исчерпали себя. То, что они говорят, ничего не значит, потому что за ними не стоит и не может стоять позиция официальных исполнительных властей и всех основных игроков мировой политики. Так что эти заявления – просто эмоции, которые не имеют ничего общего с реальной политикой. Этого не может произойти, потому что если это случится, то будет война, после которой вряд ли от Грузии что-то останется.
Что касается заявлений относительно намерений вступить в НАТО, которые делаются в самой Грузии, они находятся в русле тех заявлений, которые мы слышали предыдущие 25 лет и за которые грузинским политикам хорошо платили. У нас есть серьезные проблемы, у нас есть потерянные территории, мы потеряли наших людей, которые были частью грузинской культуры, и мы никак не можем все это вернуть. Так что все это – чистая пропаганда и результат растлевающего влияния неолиберальной идеологии, которая ничего хорошего стране не принесла.
— Западные партнеры применяют к Грузии политику «кнута и пряника» и вместе с обещаниями принять ее в НАТО, не называя сроков, в последнее время особенно часто критикуют грузинские власти за те или иные решения или действия. Особенно отличается в этом плане посол США Келли Дегнан, которая недавно укорила парламент Грузии за упразднение службы госинспектора.
— Это уже другой аспект. Дегнан отмечает факты. Но в определенной мере ошибки, которые допускают грузинские власти, — это и вина западных партнеров. Потому что те же США годами поддерживали то, что не способствовало строительству грузинского государства в западном понимании, с его правилами и его конструкцией. Если бы американцы, давая грузинам деньги, жестко указывали, на что их должны тратить, какое государство должны построить, сделать это можно было очень легко. А мы по существу сегодня получили государство феодального типа. И вся западная финансовая поддержка преследовала единственную цель – давления на Россию и использования Грузии в качестве очень маленькой иглы, чтобы как-то тыкать Россию в «мягкое место».
Если бы наши западные партнеры были более уважительны к нам, у Грузии было бы сегодня нормальное современное государство.
— Какое грузинское государство мы имеем сегодня?
— У нас прекрасная культура, прекрасные люди, но они плохо живут, потому что неолиберальная идеология и отсутствие ответственности со стороны тех людей, которые все последние 30 лет приходили к власти, довели страну и народ до такого состояния. Более 2 миллионов человек у нас находится за границей, из них 65% — женщины. Это катастрофа. Если посмотреть на демографию, то здесь вообще беспросветное будущее. А мы вместо того, чтобы строить нормальное государство, которое будет развиваться в открытом режиме, строить добрососедские отношения со всеми странами, выбираем, с кем будем дружить, а с кем враждовать.
Если вы хотите дружить с Америкой, дружите, но это не значит, что вы должны быть врагом России, Армении, Азербайджана или Турции. В таких условиях государство существовать не может. Единственный вопрос сегодня – это вопрос безопасности. Если же ее нет, а ты все последние годы строишь политику на мертвых идея-фиксах, это уже говорит о политической безответственности. Но когда те или иные силы приходят к власти путем государственных переворотов, то впоследствии исправить дело не так просто.
— Как вы охарактеризуете ситуацию в экономике Грузии? Повлияла ли неолиберальная идеология на экономическую политику?
— Ситуация в экономике Грузии плачевная, как и экономическая политика, проводимая нынешним и предыдущими властями. Нельзя строить экономику на развитии туризма, когда у тебя есть пример полного краха таких туристических гигантов, которыми до 2008 года являлись Греция и Испания. Мы не поняли и не осознали последствия тех кризисов, которые привели эти страны к краху. Так что сегодня мы имеем слабую экономику, которая не строится на внедрении новых технологий, развитии науки и образования. У нас одна из самых худших в мире систем образования. Согласно последним официальным исследованиям, система образования Грузии заняла 77-е место. Западные специалисты установили, что «грузинская молодежь плохо разбирается в смысле прочитанного». И это результат идеологической обработки населения.
Последствия вредительского влияния той самой неолиберальной идеологии, которая оставила свой болезненный след почти во всех сферах общественной жизни страны. Весь мир от нее отходит, а в Грузии ничего не меняется. Правительство и обслуживающие его эксперты все еще сидят в прошлом и ориентируются на неолиберализм.
— Все так беспросветно?
— Думаю, не все еще у нас потеряно, и у Грузии еще есть шанс создать очень хорошее и достаточно крепкое в материальном плане государство. Но для этого надо менять политику, чтобы она стимулировала добрососедские отношения, построенные на прагматизме и чистом разуме. Иного пути у нас нет. А играть в воинственность с нулевой суммой – значит, окончательно покончить с грузинской государственностью.
— Остановимся немного подробнее на отношениях с Россией. Произошли ли в них изменения?
— Особых изменений ни в прошлом году, ни в предыдущие годы не было. Фактически грузино-российские отношения для нашей власти не существуют. Она ориентирована в никуда, и эта никудышность завуалирована «прозападностью», которая ничего стране не дает. И здесь все основано на вышедшей из употребления в развитых западных странах неолиберальной доктрине.
Вообще, в отношениях с Россией у нас сложилась совершенно парадоксальная ситуация. По официальной статистике, Россия – торговый партнер Грузии №2, после Турции, а в политическом плане у нас нет дипломатических отношений, потому что один очень «умный» высокопоставленный грузинский руководитель сказал, что это вредит нашей «внешнеполитической ориентации». До такого маразма доведена наша внешняя политика!
Я не вижу сегодня у власти в Грузии человека, который готов работать в направлении урегулирования существующих проблем, в том числе, в отношениях с Россией. А ведь с политической точки зрения очень важно говорить с проблемным соседом, от которого, по существу, ты по своей же воле зависишь экономически.
— После второй карабахской войны на Кавказе появился новый формат сотрудничества, которого старательно избегают грузинские власти. Что вы думаете о позиции официального Тбилиси относительно формата «3+3»?
— Отношение властей Грузии к этому формату парадоксальное. Ведь это не СНГ, не СССР. Речь идет о простом формате, в рамках которого 3 больших государства и 3 страны Кавказского региона должны сесть за круглый стол и поговорить о проблемах. Не участвовать в этом формате – значит быть либо политическим идиотом, либо полной марионеткой. Хорошие соседи или плохие, значения не имеет. А политический идиот заявляет, что не будет говорить с соседями, потому что это вредит внешнеполитическим ориентирам Грузии.
— А есть ли в Грузии сегодня силы, способные принести стране перемены?
— Есть самая большая сила, которая называется грузинским народом. В этом народе очень много разумных, здравомыслящих людей, которые понимают, как должна развиваться Грузия. Если они пока не очень активны, на то есть свои причины. Но думаю, что если эти люди почувствуют окончательную кризисность ситуации, они сами придут к самоорганизации. Речь идет о тех людях, которые во все времена и во всех развитых странах делали прорыв, обеспечивали прогресс. Обычно это небольшая группа людей, но у нас она есть…
Беседовала Ирина Хачидзе