Итак, уже семь лет, как Армения является членом Евразийского экономического союза. Как отразились эти годы на экономике страны, оправдались ли ожидания и прогнозы армянского сообщества, и каким будет дальнейшее членство в этом экономическом объединении – эти и другие вопросы в Ереване обсудили участники седьмого ежегодного заседания Евразийского экспертного клуба и конференции «Семь лет членства Армении в ЕАЭС: Евразийская интеграция вчера, сегодня, завтра».
Интеграция состоялась: дипломатический корпус доволен
Принимавшие участие в конференции послы стран-участниц ЕАЭС отметили тот факт, что Армения смогла быстрее всех восстановиться на фоне коронавирусного кризиса и показывает неплохие результаты. Такое мнение, в частности, высказал Чрезвычайный и Полномочный посол России Сергей Копыркин.
«Россия и Армения очень серьезно взаимодействуют в рамках ЕАЭС, большую роль Армения играет и в расширении связей и взаимодействия с третьими странами. Очевидна экономическая выгода республики от членства в Союзе, что подтверждается ростом взаимной торговли. Также объемы экспорта армянской продукции за 9 месяцев 2021 года обеспечили 30 % рост, причем рост наблюдается со всеми партнерами ЕАЭС и этот показатель также показывает, что экономика Армении начала восстанавливаться после пандемии», — отметил российский дипломат.
По его словам, за первые семь лет ЕАЭС обеспечил устойчивое развитие экономик стран-участниц и способствовал улучшению жизни и благосостояния своих граждан. И прогресс достаточно значимый. Посол Копыркин выразил уверенность в том, что набранный темп сброшен не будет.
Чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Армении Болат Иманбаев также высказал мнение, что за довольно короткий срок, который можно смело назвать историческим, страны-члены ЕАЭС добились весьма значительных успехов в своем развитии. А в рамках объединения были достигнуты высокие показатели в плане двустороннего и многостороннего сотрудничества.
А посол Республики Беларусь Александр Конюк и вовсе заявил, что, учитывая тенденции глобальной политики, не будь евразийской интеграции, как Беларусь, так и Армения подверглись бы серьезной угрозе:
«Очевидно, что для таких небольших стран, как Армения и Беларусь, без членства в Евразийском экономическом союзе было бы очень трудно. Без ЕАЭС мы не сможем жить, нас просто уничтожат по одиночке – и это факт», — сказал он.
Подводя итоги прошедших лет он отметил, что он настолько состоялся, что Союзу большое внимание уделяют такие великие страны, как Иран и Индия, Куба и другие: «За эти годы он доказал свою жизнеспособность во главе с такой страной, как Россия», — подчеркнул посол Беларуси.
Свет в конце туннеля
ЕАЭС является важным фундаментом для стабилизации кризисных явлений в Армении. Об этом в ходе своей речи заявил экономист, профессор Татул Манасерян.
По его словам, в условиях послевоенного процесса восстановления экономики Армения переживает много испытаний как из-за разных внутренних политэкономических факторов и тенденций, так и неблагоприятных воздействий извне. И в этих условиях безусловным и важным фундаментом для стабилизации кризисных явлений, а также возможного поступательного развития национальной экономики Армении является членство в Евразийском экономическом союзе.
«Уже в первые годы интеграции, несмотря на замедление темпов роста деловой активности как на постсоветском пространстве, так и в мировом хозяйстве, в экономике Армении стали наблюдаться некоторые положительные тенденции. Так что сегодня, спустя уже семь лет после старта интеграционных процессов, можно смело констатировать, что исследования, непристрастные оценки возможностей партнеров, а также профессиональные комментарии и обоснованные прогнозы о судьбе ЕАЭС, которые были сделаны еще в 2013 и последующих годах в непростой обстановке субьективизма и однобокой трактовки целей и задач указанной организации, полностью оправдались», — заявил Манасерян.
«Председательство Армении в ЕАЭС во многом было признано удачным именно потому, что Армения полностью выполнила не только свои функциональные обязанности, но и заявленные приоритеты, что получило высокую единодушную оценку со стороны партнеров по Союзу», — напомнил он.
Что касается текущего, 2021 года, то наша страна, отметил он, уже зафиксировала стабильные темпы роста объемов торговли и сотрудничества со странами ЕАЭС: внешний торговый оборот между Арменией и странами ЕАЭС за январь-сентябрь 2021 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 12,8%. Объемы экспортных поставок из Армении в страны ЕАЭС за первые девять месяцев текущего года увеличились на 27,8%. Причем рост фиксируется со всеми партнёрам из ЕАЭС: экспорт в РФ возрос на 27,4%, в Беларусь на 19,2%, в Казахстан на 89,5%, в Кыргызстан на 48,0%. Все это, считает Манасерян, свидетельствует не только о развитии торгового сотрудничества в рамках ЕАЭС, но и наличии новых возможностей, которые были задействованы в условиях глобальных структурных изменений мировой экономики.
«Есть и нерешенные проблемы, среди которых ключевой остается транспортная проблема и, в частности, задачи, связанные с функционированием корридора через Верхний Ларс. Однако, существующие проблемы никак не смогут перевесить аргументы в пользу интеграции и членства Армении в ЕАЭС. Такой региональной интеграции нет другой альтернативы», — констатировал экономист.
Миграция вчера и сегодня
2020 год был тяжелым: пока весь мир и Армения в том числе, схватились в борьбе против коронавируса, нашу страну постигла трагедия иного рода – война в Нагорном Карабахе. Уже в конце прошлого года эксперты прогнозировали рост миграции и эти прогнозы сбылись. По словам руководителя Центра экономических исследований, члена Евразийского экспертного клуба Ашота Тавадяна, в 2021 году миграционные процессы заметно активизировались и отток населения сегодня тоже продолжается. Основное направление для миграции из Армении это, конечно же, Россия. К тому же, в последнее время и Евразийский экономический союз значительно увеличил свою миграционную привлекательность для Армении:
«К этому, в частности, привело, упрощение процедуры трудоустройства, получения гражданства для некоторых категорий граждан, а также расширенные возможности получения высшего образования, доступ к обязательному медицинскому страхованию, налаженный порядок обеспечения социальных и пенсионных прав. Все это не может не привлекать наших граждан, тем более на фоне той ситуации, которая сложилась в стране после 2020 года», — сказал Тавадян.
При этом он озвучил опасения, что эта ситуация не может не отразиться на экономике Армении, которая и так переживает не лучшие времена: «Поскольку Россия заметно опережает государства ЕАЭС по уровню заработной платы, отток трудовых ресурсов из Армении растет и представляет серьезную проблему, а потеря человеческого капитала способна замедлить процесс экономического развития нашей страны уже в среднесрочной перспективе», — предупредил он.
Но не все так плохо: перспективы, открывшиеся для Армении благодаря членству в ЕАЭС, могут оказать положительное влияние на рост потенциала экономика Республики Армения и миграционное сальдо: «Это ключевой фактор, влияющий на миграцию. А полноценное же выполнение договора о ЕАЭС о всесторонней кооперации государств-членов ЕАЭС — путь, ведущий к улучшению ситуации с миграционным сальдо в Армении», — подчеркнул экономист.
Так кто друг Армении?
В ходе конференции были представлены результаты интересного социологического исследования, проведенного в Ереване этой осенью. Представляя результаты опроса кандидат социологических наук, член Евразийского экспертного клуба Самвел Манукян отметил, что респондентам предлагалось представить сравнение характера установок к России и Франции, а также – почему увеличивается положительная установка к Франции и снижается положительная установка к России. И результаты, отметил он, довольно интересные.
В частности, респондентам был задан прямой вопрос: «Считаете ли Вы Россию/Францию дружественной, не дружественной или нейтральной страной для Армении»? Оказалось, что Россию считают дружественной страной 35% опрошенных, а Францию – 43%. С другой стороны, Россию считали недружественной страной — 17%, а Францию – 2%.
«Результат довольно ошеломляющий. Однако, наиболее примечательно то, что на эти, казалось бы простые вопросы, затруднились ответить соответственно 23 и 28% респондентов. Очевидно, что 44-дневная война и сопутствующее ей и после нее общее информационное воздействие сформировало в общественном сознании когнитивный диссонанс, когда в умах людей конкурируют две противоположные по характеру установки к одному и тому же объекту», — сказал Манукян.
Taкже респондентов спросили — «Что предпочтительнее для Армении – развивать отношения с Франций или с Россией?». 30% ответили, что «предпочтительнее развивать отношения с Россией», а 20% назвали Францию. Однако почти одна треть опрошенных — 32%, ответили, что «следует развивать отношения и с Россией, и с Францией».
Но больше всех, по словам Манукяна, респондентов заставил задуматься следующий вопрос: «А если Армения будет вынуждена развивать отношения либо с Францией, либо с Россией, то какой должен быть выбор?»:
«В этом случае число сторонников России увеличилось почти вдвое, ее предпочли 54% респондентов, а число сторонников Франции увеличилось на 4%, и их общее число достигло 23%, т.е. в два раза меньше, чем в случае России»,- сказал социолог.
Почему Россию считают дружественной страной? Ответ на этот вопрос кроется в общей концепции армяно-российских исторических отношений, которая состоит из следующих элементарных концептов: «Исторически Россия всегда была рядом с Арменией»; «В трудных ситуациях Россия всегда помогала Армении»; «В войнах только Россия была рядом с Арменией»; «Если бы не Россия, то Армения не существовала бы»; «Россия защищает нас от Турции»; «Россия защищает наши границы»; «Россия – наш лучший союзник»; «Россия – наш единственный выбор»; «Россия – основа нашего индустриального развития»; «Россия – источник наших доходов»; «Армяне имеют возможность работать в России’’; «Армяне имеют возможность развития в России и т.д.
Частная же концепция следующая: «Россия во время 44-дневной войны спасла нас от национальной катастрофы», «Россия остановила войну», «Россия послала свои войска на нашу защиту», «Россия предоставила огромную помощь Карабаху», «Россия предоставила военную помощь Армении», «Российские миротворцы сегодня в Карабахе».
Что касается вопроса почему Францию считают дружественной, общая концепция такова: «В трудную минуту Франция вместе с нами»; «Франция приютила армян в своей стране»; «Франция помогает нам с 1915 года»; «Франция признала геноцид армян»; «Франция единственная страна, которая признала геноцид армян»; «Франция дружественна с Арменией»; «Франция хорошо относится к армянам».
Частная же концепция сводится к 44-дневной войне: «Франция помогала Армении призывами»; «Франция пыталась помочь Армении»; «Франция всегда готова помочь Армении»; «Франция помогает в любом вопросе»; «Во время войны Франция была рядом с Арменией»; «У президента Франции нет анти-армянских настроений»; «Имеются положительные отношения между руководителями наших стран»; «Франция морально поддерживала нас»; «Франция нас поддерживала дипломатически»; «Франция нас финансово поддерживала»; «Франция нам помогала в 44-дневной войне».
Но главное, что нужно вынести из проведенного исследования, по словам Самвела Манукяна, следующее: в информационной войне в Армении за геополитическую ориентацию армян позиции России и объединенного Запада неравнозначны.
«России нужен мир в Закавказье для развития Евразийского большого пространства, oна вынуждена поддерживать баланс между Арменией и Азербайджаном. Это сковывает интерпретации России, из-за чего возникают манипулятивные интерпретации ее позиции и действий, усиливающих антироссийские настроения. А стратегия объединенного Запада – разжигание конфликтов и войн на периферии России с целью препятствования интеграции на Евразийском пространстве. И скованность Российской позиции создает необъятное поле для пропагандистских атак. Фундаментальная проблема, которую необходимо решить – это недостаточность мощностей информационных источников, продвигающих идею Евразийской интеграции», — подвел итог социолог.
Лина Макарян