В партии «Единое национальное движение» заявляют, что время однопартийного правления закончилось, и обещают столице Грузии коалиционное правительство. По их мнению, ключи к завершению двухполюсности лежат именно в коалиционном правлении, и это то, что, по их убеждению, больше всего пугает партию Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта». Но будет это только на уровне органов местного самоуправления, и лишь в том случае, если во втором туре выборов победу одержат кандидаты в мэры от «Национального движения».
Коалицию представляют: Ника Мелия, Елена Хоштария, Зураб Джапаридзе, Ираклий Абесадзе и Мамука Хазарадзе, то есть все, кроме последнего, выросли из недр «Национального движения». После 2012 года они по частям начали выходить из-под тени Саакашвили и создавать отдельные политические партии. А сегодня убеждают избирателей, что они разные, но стоят вместе, в одной коалиции, на благо тбилисцам. И, что самое главное, именуют себя «многообразной оппозиционной коалицией».
Интерес всех остальных понятен, но учредитель «ТВС Банка» и лидер «Лело» явно оказался в недоразумении. Лидеры коалиции говорят, что они поступились амбициями и узко партийными интересами. Известный банкир соглашается стать заместителем Мелии в надежде на то, что после выборов в Тбилиси в стране начнется двоевластие, то есть в кабинете министров и парламенте останется большинство «Грузинской мечты», а в правительстве столицы большинство будет у оппозиционной коалиции.
Второй тур выборов в органы местного самоуправления состоится между кандидатами в мэры городов/самоуправляемых общин 30 октября и пройдет в 20 из 64 городов и муниципалитетов. За исключением 3 муниципалитетов, во всех оставшихся 17-ти конкурентами правящей партии «Грузинская мечта» являются кандидаты от «Единого национального движения», которые говорят своим сторонникам о скорой победе. Обещает «довести победу до конца» и правящая «Грузинская мечта», призывая своих избирателей к активности в день голосования.
В том случае, если Ника Мелия победит в борьбе с Каладзе и станет мэром Тбилиси, он покинет пост председателя ЕНД. Он уже распределил должности в правительстве Тбилиси, которое, по его идее, будет коалиционным. Так, заместителями мэра столицы будут: Мамука Хазарадзе («Лело»), Зураб Джапаридзе («Гирчи – больше свободы»), Елена Хоштария («Дроа») и Ираклий Абесадзе («Европейская Грузия»). Должности руководителей в различных службах мэрии и районных управах распределили по партийному признаку. Служба закупок досталась члену партии Нино Бурджанадзе.
Таким образом, создали настрой, что в правительстве Грузии пространства для однопартийного правления не останется и что вышедшие из недр «Национального движения» лидеры будут контролировать друг друга. Не останется пространства ни для коррупции и непотизма, ни для незаконных тендеров.
Перед вторым туром выборов на улицах Тбилиси появились новые баннеры Ники Мелия, с новыми обещаниями: каждый год 100 тбилисских студентов – в «лучших университетах мира», тбилисские пенсионеры ежемесячно будут получать надбавку в 100 лари, тбилисские ученики будут бесплатно питаться в школьных столовых. Правда, обещания Мелии несколько выходят за рамки городского правления, но он говорит, что в будущем у него будет возможность объяснить, как собирается достичь этих целей на посту мэра.
«Люди, которые сейчас придут к власти в городе, допустили серьезные ошибки в урбанистическом развитии города, в том числе с точки зрения строительства. Поэтому наш долг объяснить этим группам, что мы не приходим со старыми подходами. Нельзя строить здание везде, где есть место, что делалось на протяжении прошлых лет», — заявляет Елена Хоштария.
Она однозначно признает грубые ошибки, допущенные ее бывшей партией ЕНД в развитии Тбилиси, плоды которых население столицы пожинает до сих пор.
Эксперт Амиран Салуквадзе считает, что нельзя считать оппозиционной коалицией то, что бывшие националы вначале распались, создали разные партии, а когда понадобилось, опять объединились. Не забывают и имеющую пророссийскую ориентацию Нино Бурджанадзе, которая, по мнению эксперта, никогда от них не уходила.
«Она была создана националами для переговоров с Кремлем. Поэтому ее и ввели в коалицию», — отмечает он.
По оценке Салуквадзе, коалиционное правительство – это не модель европейского управления, а наступающая в той или иной демократической стране политическая необходимость. Когда ни одна из партий не получает большинства на выборах и вынуждена создать коалицию.
«Те, кто сейчас предстает перед нами бутафорской коалицией, в условиях проигранных выборов в сакребуло и первого тура выборов мэров и предстоящего второго тура, — все они представители одного бывшего правительства, одной партии, носители одних ценностей. Как они измельчали в распределении несуществующих должностей?! Нино Бурджанадзе досталась служба закупок. И это называют коалицией и контролем друг друга? Это чистой воды торги», — говорит Амиран Салуквадзе.
По его словам, лидеры «Нацдвижения» никогда не платили политическую цену за допущенные ошибки, системные или организованные преступления, так как уплата политической цены означает уход из политики. Они же отрицают все преступления и ошибки, угрожают, составляют черные списки.
Как заявил Амиран Салуквадзе в беседе с Dalma News, в интересах государства сделать так, чтобы пришедшее к власти после «Грузинской мечты» правительство было лучше ее правительства. Но когда оппозиционные силы встают рядом с той политической силой, которая в прямом смысле съедает оппозиционный фланг, чтобы самой стать доминантой, такие силы никогда не смогут развиваться.
«Мы можем прямо назвать «Национальное движение» организацией, грызущей оппозицию. Она прямо съедает оппозиционный фланг. Последствия всего этого мы увидели на проведенных в последний период выборах. На парламентских выборах мы увидели тяжелую картину, когда из 48 партий только 9 преодолели 1% барьер. Нино Бурджанадзе же оказалась ниже 1%. А ведь на предыдущих выборах ее результат был немного выше, но и его она потеряла близостью к Нацдвижению», — говорит Амиран Салуквадзе.
Шансов Мелии на победу во втором туре он не видит и уверен, что 30 октября активность населения будет высокой.
Иной позиции придерживается аналитик Леван Алапишвили. По его мнению, предложенная Мелией коалиция – это та новость, которая предлагает избирателям новый взгляд. Суть нового взгляда в том, что находящаяся в большинстве политическая сила в процесс принятия управленческих решений включает и других, что увеличивает возможность выбрать лучшее из множества мнений.
По словам Алапишвили, у «Грузинской мечты», а до нее у ЕНД было большинство, и они единолично комплектовали правительство, что губительно для переходной демократии. Обе партии приспособили Конституцию к собственным вкусам.
«Грузинская политика уподобилась кровавой корриде, где победитель должен уничтожить конкурентов. Как может исчезнуть «Национальное движение», когда его поддерживает полмиллиона избирателей? Этих людей нужно расстрелять? Как можно покончить? Послезавтра «Грузинская мечта» может оказаться в меньшинстве, и что же делать с ее сторонниками? Призыв к уничтожению – это же поощрение насилия? Это путь к концу государственности. Исчезнет ли та или иная политическая партия, это решать избирателям», — заявляет Леван Алапишвили.
По его словам, проблема в Грузии – не избирательный барьер, а то, что партийная система в общем расстроена. Ни в одной партии нет партийной демократии. Членов партии никто не спрашивает, куда представят их кандидатуры. У членов партии нет информации о партийных финансах, партийные финансы непрозрачны и превращены в источник политической коррупции.
«Правящую политическую силу устраивает создание такого законодательства и такое распределение уплаченных нами, налогоплательщиками, налогов в бюджет, чтобы сохранить приемлемые для нее политические партии, а не те партии, которые имеют поддержку электората. Это две разные вещи», — заявил Dalma News Леван Алапишвили.
Лидеры правящей партии уверены, что после второго тура выборов страна будет отдыхать 3 года. Уже 9 лет Грузия живет в предвыборном режиме и последующем режиме политических кризисов, и многие годы вне внимания остается много важных проблем. По мнению экспертов, Грузию ожидает тяжелая зима и еще более подорожавшая весна. А до этого – прохладная осень и жаркий второй тур выборов.
Шорена Папашвили