На днях после полуторагодичного перерыва, вызванного пандемией, в Азербайджане возобновилась театральная жизнь. Одним из первых театров, кто открыл свои двери зрителям, стал Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна.
В интервью Dalma News один из ведущих актеров театра Олег Амирбеков рассказал, чем будет радовать театр в новом, посткарантинном сезоне.
Решением Оперативного штаба при Кабинете Министров АР, с 1 октября возобновилась деятельность театров при условии заполняемости не выше 50%. При этом граждане старше 18 лет могут посещать театры только при наличии COVID-паспорта либо сертификата о противопоказании к вакцинации от COVID-19. Это также касается и работников театра, 80% которых в обязательном порядке должны иметь аналогичные документы.
– Карантин – это серьезное испытание для артистов, которые не представляют свою жизнь без сцены, зрителя, постоянного общения и внимания. Прежде чем мы перейдем к вопросу о том, как сейчас работает театр, расскажите, как вы и ваши коллеги восприняли новость о приостановлении работы театра?
– Это было вполне ожидаемо и логично. Ситуация складывалась так, что избежать этого было невозможно. Не только Азербайджан, весь мир находился в напряжении. Поэтому мы предвидели такой исход. К тому же, решение приостановить деятельность театров в Азербайджане, которое было принято в марте 2020 года, абсолютно вписывалось в общую логику утвержденных Оперштабом мер в отношении многих других сфер во избежание ухудшения эпидемиологической ситуации в республике. Другое дело, что мы не предполагали, что перерыв затянется на полтора года. Нам казалось, что эта история не затянется более чем на три месяца. Это большое счастье, что в Азербайджане стали снимать и смягчать ограничения.
Восстановление работы театров было встречено зрителями с большим воодушевлением. Учитывая, что нам разрешено рассаживать зрителей в шахматном порядке и заполнение не должно превышает 50% от общего количества посадочных мест, можно сказать, что на открытии нового сезона – 2 октября был полный зал зрителей. Это свидетельствует о том, что люди соскучились по театру. Кстати, у нас есть свои зрители, которые регулярно приходят к нам, и на протяжении полутора лет писали и интересовались, когда театр возобновит свою работу.
– Продолжалась ли творческая жизнь театра во время изоляции в режиме онлайн?
– После того, как мы были вынуждены отменить все спектакли, мы решили продолжить репетировать в режиме онлайн. Но спустя три месяца онлайн-репетиций было принято решение отказаться от этого эксперимента. Стало очевидно, что у этого формата есть предел. Онлайн – это совершенно не театральный формат. Не хватает сцены «под ногами», живого общения и контакта «глаза в глаза». Театр – это живое искусство. К тому же, после трехмесячной онлайн работы, когда все роли были распределены и завершился прогон сценария, надо было выходить на сцену репетировать, что было невозможно. Репетировать в онлайн режиме невозможно, слишком много действующих лиц. Поэтому в июне прошлого года мы приостановили дистанционные репетиции. Я знаю, что за рубежом были попытки поставить онлайн спектакли, но это разовые, экспериментальные проекты, которые не вписываются в формат нашего театра. В сложившейся ситуация нам ничего другого не оставалось, как ждать решение Оперативного штаба при Кабинете министров о возобновлении работы театров.
– Что самое сложное было для вас в период пандемии?
– Ограничение свободы. Мы впервые столкнулись с такой глобальной бедой, повлекшей за собой всеобщий карантин, изоляцию и связанные с этим опасения за здоровье своих близких. Пандемия серьезно поменяла уклад жизни. Мы начали больше ценить свободу и чаще уделять времени личной жизни. Из-за отсутствия работы в театре я стал больше появляться дома, проводить много времени с детьми и супругой, которая тоже была вынуждена перейти на удаленную работу.
Что касается работы вне театральных стен, то там тоже были перебои. Многие артисты театра, в числе которых и я, работают в телевизионных проектах, правительственных и коммерческих мероприятиях. В пик распространения вируса, когда эпидемиологическая ситуация вызывала серьезные опасения, мы были временно лишены и этой работы. Но в скором времени телеканалы вернулись к прежнему режиму работы, и моя работа на двух телеканалах была возобновлена.
– Из-за пандемии театры во всем мире понесли большие потери. На ваш взгляд, сколько времени потребуется для полного восстановления театральной жизни?
– Азербайджанский театр русской драмы находится на государственной дотации. Средства, выделяемые из госбюджета, предназначены для выплаты заработных плат сотрудникам театра. Кстати, на протяжении полутора лет, когда театр не работал, все сотрудники стабильно получали в полной мере свою зарплату. Для нас это была большая поддержка. Все остальные расходы театр оплачивает из средств театрального фонда, который формируется за счет проданных билетов. Но, так как театр не функционировал, соответственно, фактически не использовал коммунальные услуги – электричество, воду и т.д., расходы были невысокие. Поэтому конкретно в нашем случае финансовый вопрос не стоял остро.
Другое дело, что театру требуется время для полного восстановления деятельности в творческом плане. 2 октября мы открыли новый сезон спектаклем по пьесе Николая Гоголя «Женитьба» в постановке Эмина Мирабдуллаева. Несмотря на длительный перерыв в работе, все прошло прекрасно, трупа была в хорошем состоянии, но, понадобиться еще немного времени, чтобы полностью войти в колею и радовать зрителей совершенной актерской игрой.
– Какие перспективы и планы существуют у театра на ближайшее будущее?
– В декабре 2020 года Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна должен был отметить вековой юбилей (23 октября 1920 г. в газете «Азербайджанская беднота» появилось сообщение о том, что согласно Постановлению Наркомпросса, «Азернешр» и АзРОСТА открывается Государственный Свободный Сатир-Агиттеатр, а 20 декабря 1920 г. состоялось торжественное открытие – авт.). К своему 100-летию театр готовился давно и серьезно, планировалось провести масштабный праздник для зрителей, коллег и всех, кто причастен к театральному искусству. Но по понятным причинам провести юбилейное праздничное мероприятие не получилось. В новом сезоне коллектив обязательно отметит 100-летие родного театра. Кстати, по этому случаю в марте текущего года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжения о награждении орденами и медалями и присвоении почетных званий большой группе сотрудников театра, и буквально на днях в Азербайджанском национальном музее искусств состоялась торжественная церемония в связи с присвоением почетных званий.
Что касается творческих планов, то до конца этого года мы будем радовать наших зрителей уже полюбившимися картинами. Премьеры, скорее всего, будут представлены публике в следующем году. В настоящее время мы репетируем репертуары, которые ставили до пандемии.
Айсель Мамедова