Известный азербайджанский скрипач, дипломант международных и всероссийских конкурсов Анар Юсифов, которого называют «Золотой скрипкой» России, вернулся в Азербайджан и поставил перед собой цель – помочь молодым коллегам. Подробно о себе и творческих планах музыкант рассказал в интервью Dalma News.
— Анар, вы уже долгое время живете в России. Почему Вы переехали туда?
— Я начал обучение игре на скрипке, когда мне было десять лет. Мама меня отдала в музыкальную школу №16, в которой отучился три года и перевелся в среднюю специальную музыкальную школу имени Бюль-Бюля, в класс известного музыканта, профессора, народного артиста Азада Алиева. Под его руководством я учился, окончил школу с отличием и решил продолжить свою учебу в России – это была моя давняя мечта, так как российская скрипичная школа всегда славилась. Я отправился в Ростов-на-Дону и попал в класс известного профессора Соломона Борисовича Куцовского.
— Почему после окончания учебы не вернулись обратно?
— Потому что уже на четвертом курсе начал работать. Мне это нравилось. У меня началась концертная деятельность, гастрольные туры, потом начал создавать разные проекты, с которыми гастролировал по всей Российской Федерации. С одним из проектов я даже приезжал в Баку. Это было шесть лет назад. Тогда я представил азербайджанской публике один из самых успешных проектов под названием «Золотая скрипка». Концерт прошел в Азербайджанском государственном академическом русском драматическом театре.
— В Азербайджане Вы выступали всего один раз с концертом. Почему?
— Честно говоря, так особо никто и не приглашал. В основном приезжаю летом, когда уже закрыт концертный сезон. Принял решение обратно вернуться на родину, потому что накоплен большой опыт – и педагогический, и исполнительский. Мне хочется поделиться своим опытом с азербайджанскими детьми. В Москве проходит очень много скрипичных конкурсов, но, к сожалению, в Азербайджане их нет. Моя задача сейчас заключается в том, чтобы посодействовать тому, чтобы детишки имели возможность участвовать в таких серьезных мероприятиях, конкурсах.
— Вас кто-то приглашал в Баку?
— Нет, я просто приехал, так как почувствовал, что уже настало время вернуться. Хотя это бывает очень редко, так как в основном уезжают и забывают про родину. Мне уже не 25, мне – 44 года. В этом возрасте понимаешь, что как бы ты успешно не продвигался за границей, родина находится в Азербайджане. Здесь мне спокойнее, родные и близкие рядом, а там мои семья, дети.
— Достигли ли Вы в России всего того, о чем мечтали в начале своего пути?
— Мой творческий жизненный путь в России был непростым, потому что, будучи азербайджанцем, пробиваться в другом городе, на чужбине, где нет родных и близких, очень трудно. Мне пришлось пройти через огонь, воду и медные трубы. Меня это все закалило. Не могу сказать, что всего достиг, потому что были подъемы, падения. У музыкантов не бывает ровной жизни. Исполнитель всегда должен быть голодным до творчества. Он должен каждый день просыпаться и думать, что делать дальше. Самое главное не ломаться, не изменять себе и своей профессии. Знаю очень много своих друзей, которые, к сожалению, бросили эту замечательную профессию. Они сломались из-за финансовых проблем. А я же не сломался и ставил перед собой нереальные цели на тот момент, как мне казалось. Впоследствии они оказались реальными. Сейчас пришло время мне созидать и учить детей. Но буду также выступать, реализовывать свои проекты с азербайджанскими коллегами.
— Ваше шоу «Золотая скрипка» до сих пор популярно?
— Я заморозил этот проект в Москве, так как уже пол-России с ним объездил. Также у меня появились другие проекты. Невозможно все время заниматься одним проектом.
Детский проект тоже удастся в Баку реализовать. Идеи у меня есть. Очень надеюсь, что минкультуры и другие государственные органы поддержат мою инициативу.
-Вы известны своей скрипкой, которая стоит огромных денег. По слухам, она стоит 200 тысяч евро?
— Она не стоит 200 тысяч евро. Моя скрипка тоже очень дорогая, не каждый себе ее может позволить, но чуть дешевле. Этот инструмент довольно-таки необычный по форме, то есть отличается от классического образца. Она в стиле барокко. Такого плана скрипки даже встречаются у Антонио Страдивари.
Я приобрел эту скрипку совершенно случайно в России 15 лет назад. Мне как-то позвонил мой приятель — скрипичный мастер, и пригласил посмотреть инструмент. Эта скрипка оказалась 1862 года. Я понял, что она сможет помочь мне в моем деле. Эту скрипку никогда никому не отдам и не продам, чтобы ни происходило в моей жизни. Она часть меня. У меня много инструментов помимо неё. У любого скрипача должны быть две или три скрипки.
— Какой бы совет Вы дали начинающим скрипачам?
— Советов очень много. С первого дня, когда музыкант берет в руки инструмент, он должен полюбить его. Воспитание скрипача — это долгий процесс. Минимум нужно заниматься 20 лет. Мне 44 года, но я до сих пор учусь. С каждым новым ребенком у меня в классе я учусь. Благодаря им я тоже развиваю свои способности, свою педагогику. Для того, чтобы стать педагогом, нужно чтобы у тебя в классе было 15-20 учеников. Моя школа называется творческий центр «Золотая скрипка». Помимо Москвы еду в разные малые города России, потому что в них ситуация не самая лучшая. Провожу там открытые уроки, семинары, мастер-классы для педагогов. Проект ориентируются на малые города.
Камилла Сеидова