Уже более трех десятков лет Грузия считается суверенным и независимым государством, но парадокс заключается в том, что чем больше проходит времени со дня обретения этих безусловных ценностей, тем очевиднее они ставятся под знак вопроса.
Каждое государство имеет в своей истории памятные даты, которые традиционно отмечаются и властью, и народом. Однако политика сменяющих друг друга грузинских руководителей, к сожалению, традиционно отличается отсутствием чести, принципиальности и последовательности в этом государствообразующем и национальном вопросе.
В современной Грузии широко отмечаются самые различные даты. Если 25 февраля при советской власти воспевалась советизация Грузии, то после развала СССР эта дата стала днем «скорби» и оплакивания «оккупации» страны. Кроме того, на государственном уровне отмечаются такие даты, значение которых в исторической динамике развития грузинского народа и государства весьма сомнительно.
Но при этом практически не отмечается или отмечается в поверхностном формате важнейшая дата в истории грузинского народа, в сравнении с которой меркнут все остальные события. Таким днем является день Дидгорского сражения, произошедшего в 1121 году. Можно смело утверждать, что за 900 лет, прошедших после этого сражения, и за 900 лет, предшествующих ему, в истории грузинского народа не было другого события, способного затмить значение Дидгорской битвы.
Ей предшествовал тяжелейший период захвата Грузии турками-сельджуками, когда на повестку дня стал вопрос полного физического истребления грузинского народа. Юный царь Давид, получивший за свою героическую деятельность прозвище Агмашенебели (на русском языке его принято называть Строителем, хотя более точный, буквальный перевод звучит как «Возродитель») не только сумел спасти от гибели народ и страну, но и добился истинной независимости и суверенитета Грузии.
Эпоха царя Давида Агмашенебели продлилась более века, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Истинная независимость Грузии выражалась в том, что Давид и его преемники самостоятельно правили страной, не подчиняясь внешним силам. Грузия в те годы обладала не формальным, а подлинным суверенитетом. И точка в процессе его обретения была поставлена именно на Дидгорском поле.
Казалось бы, значение даты 12 августа должно было затмить собой все остальные народные и государственные праздники, может даже любимый всеми Новый год. В разные годы депутаты грузинского парламента — Эмзар Квициани, Нукри Кантария и многие другие — выступают в парламенте с инициативой провозглашения 12 августа — дня Дидгорского сражения — в качестве государственного праздника Грузии (Дидгороба).
В свободной и независимой стране этот вопрос должен был решиться легко и просто, путем всенародного волеизъявления уже в первые дни существования молодого государства. Однако соответствующие инициативы никакого развития не получали и не получают. И дело здесь в том, что все постсоветские правители Грузии очень сильно отличаются от Давида Агмашенебели.
Стоит только турецкому послу легонько погрозить им пальчиком, как парламентские инициативы вокруг Дидгорской победы рассеиваются словно туман. Посол Турции считает, что подобные праздники оскорбляют и обижают турецкий народ. А турецкий народ в понимании действующего неосултана из Анкары — это не только турки-османы, но и азербайджанцы, народы Средней Азии, народы некоторых российских регионов — аж до самого Алтая, до самого Тихого океана.
Давид Агмашенебели в ответ на аналогичные угрозы собирал войско и атаковал врага. Так и родилась Дидгорская победа, так и родилась свободная и независимая Грузия!
Сегодняшние же грузинские правители пребывают в весьма двусмысленном и незавидном положении. Как не посочувствовать правящей «Грузинской мечте», которая, опасаясь реакции турок, не может ни широко отметить 12 августа, ни полностью проигнорировать эту дату, опасаясь уже реакции собственного электората.
Вот и выкручиваются как могут — на сей раз посредством обращения премьер-министра Ираклия Гарибашвили к народу через социальную сеть Facebook, в котором он рассказывает о героическом прошлом грузинского народа. Вероятно, в дальнейшем грузинские власти не посмеют сделать и этого.
Зато министерство культуры Грузии по случаю 900-летия Дидгорской битвы объявило конкурс на полнометражный художественный фильм о жизни Давида Агмашенебели. Конкурс разделен на несколько этапов. До 12 октября 2021 года заинтересованные кинокомпании должны будут предоставить краткое содержание сценария объемом до трех страниц; режиссерское и продюсерское видение.
«Видение продюсера должно содержать подробную информацию о том, как продюсер планирует снять исторический фильм такого масштаба в Грузии. Кроме того, продюсер должен представить видение того, как представить фильм международной аудитории», — заявила министр культуры Тея Цулукиани.
На втором этапе комиссия выберет три лучших проекта, а авторы получат финансирование в размере 5 тысяч лари. Это средняя зарплата американского разнорабочего за неделю. В общей сложности кинокомпания-победитель за работу над сценарием получит целых 20 тысяч долларов.
Надо отметить, что советская кинокомпания «Грузия-фильм» сняла целый ряд блестящих исторических фильмов. С обретением независимости грузинская кинопромышленность отметилась полупорнографическим фильмом «Любовь в виноградниках» и несколькими пошлыми кинокомедиями.
На фоне такого «щедрого» финансирования фильма о Давиде Агмашенебели, невольно вспоминаешь, как Мишико Саакашвили решил увековечить свою «героическую» роль в кровавой авантюре против Южной Осетии, пригласив на свою роль в фильме знаменитого Энди Гарсию. За эту стряпню, которая так и не вышла за пределы Грузии, голливудский актер получил самый большой гонорар за всю свою творческую карьеру.
8 августа от 12-го отделяет всего 4 дня. Дата кровавой авантюры Саакашвили, который по приказу своих заокеанских хозяев развязал братоубийственную войну и с позором проиграл ее, отмечается сегодня в Грузии весьма помпезно, целой серией различных траурных мероприятий.
Между тем бомбардировка своих собственных граждан в спящем Цхинвали воспринимается сегодня истинными патриотами как позорное пятно в истории Грузии. А самое яркое, светлое и героическое событие в грузинской истории, напротив, вспоминается вполголоса, невнятно, да и то в основном из тактических соображений, чтобы окончательно не дискредитировать себя в глазах электората. Не мешало бы всем этим людям помнить о том, что на Дидгорском поле плечом к плечу с грузинами сражались с османским врагом и братья-осетины.
Можно только представить себе, как содрогается от позора тень великого царя-героя Давида, которого Грузинская православная церковь и народ объявили святым, при виде того, что творят его жалкие потомки, называющие себя политической элитой. Возможно, когда-нибудь 12 августа и станет полноценным праздником грузинского государства, но уж точно не при этих выскочках, называющих себя политиками.
Давид Купатадзе (Грузия, Батуми), специально для EADaily