Тяжелый социально-экономический фон, который долгие годы существует в Грузии, в условиях пандемии коронавируса стал еще тяжелее и Грузию охватили забастовки и акции протеста. На этот раз никакой политики, народ требует повышения зарплат, компенсаций, нормальных условий труда и прекращения протекающей в стране быстрыми темпами экологической катастрофы. Некоторые граждане обратились к крайней форме протеста – голодовке.
В Чиатура и селах этого муниципалитета население требует от компании «Джорджиан Манганези» денежных компенсаций. Добыча марганца из открытого карьера компании, как видно, разрешена. Красивейший уголок Грузии фактически разорен. Но и без этого жизни населения угрожает опасность, ему придется жить в полуразрушенных домах. Люди своими глазами видят, как рушатся их дома, как появляются огромные ямы во дворах, и спросить за это не у кого, и никто этих людей не поддерживает. «Джорджиан манганези» и действующие по его лицензии десятки кооператоров продолжают бесконтрольную добычу марганца в Чиатура. Копают везде, где им мерещится марганец. А огромные перекопанные территории оставляют разоренными. Кажется, будто Чиатуру разбомбили. Находящиеся вокруг него села похожи на края карьера.
В Чиатура более 3500 шахтеров забастовали с требованием 50% повышения зарплат и улучшения страхового пакета. Компания пообещала им оформить новые договоры с первого мая.
В последние месяцы забастовки в Грузии прошли и в других городах: Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Батуми, Озургети, Боржоми. Работники повсюду требуют улучшения условий труда и повышения зарплат. Руководители компании ссылаются на пандемию, но работники говорят, что несмотря на ограничения они ни на минуту не останавливали работу. Даже если бы не это, когда правительство призывает находящихся на выработке людей оставаться дома, кто будет заботиться о содержании их семей?
Администрация нескольких компаний пообещала бастующим повысить зарплаты. В некоторых же компаниях бастующих рабочих заменили другими людьми. Около 2 тысяч работников Руставского химического завода «Азот» забастовали 27 апреля. Они требовали повышения зарплат на 50% и создания «человеческих условий труда». Средняя зарплата работников низшего звена на предприятии составляет 500 лари, которых в условиях инфляции на содержание семьи не хватает.
6 мая забастовали около 200 рабочих, занятых на строительстве Рикотской перевалочной дороги. Их требования к китайской компании (Hunan Road and Bridge Construction Group) – повышение зарплат и назначение транспорта. Рабочие говорят, что ежедневно им платят по 28 лари, которых в условиях растущей инфляции на существование не хватает.
Сотрудники Батумского международного контейнерного терминала вместе с улучшением условий труда требуют оплаты сверхурочной работы и повышения суммы на питание работников.
6 мая остановилось Озургетское мукомольное предприятие «Гулистани». Рабочие говорят, что полностью зарплаты получить не могут и что первая медицинская помощь для них недоступна. В ответ на их протест руководство предприятия наняло новых рабочих.
Нищету и инфляцию Грузии принес не коронавирус, они и до этого чувствовали себя комфортно. Экономисты говорят, что экономическое изобилие, которое создается в стране, не распределяется по справедливости. К этому фактору добавляется жадность работодателей. Политики пока на парламентских креслах не разместились, а правительство, которое именно и должно защищать права своих граждан, поразила тяжелейшая форма коронавируса. Оно оглохло и ослепло. Протесты граждан правительство оставляет без внимания.
Эксперт Рамаз Сакварелидзе считает, что зашивание рта, самосожжение и иные аналогичные шаги результата не дают. Если находящиеся у власти решили, что они это замечать не будут, ничто не сможет сдвинуть их с места. Взывание к совести может быть одноразовой мерой. По его словам, частный собственник всегда думает о том, как взять побольше с наемного работника и отдать ему поменьше. Эта психология всегда была у собственников, и против нее нужно бороться как на государственном уровне, так и со стороны граждан. Законодательство необходимо отрегулировать таким образом, чтобы обратить эти вопросы в рамки закона и не доводить дело до губительных процессов.
«Правительство состоит из людей, а у человека есть свойство, что если его не заставить, он прилагает к делу меньше усилий. Механизмом принуждения за рубежом является политическая конкуренция, и находящаяся у власти политическая команда знает, что если население будет недовольным, то ее не переизберут. Если этот механизм расстроен, то расстроено многое другое. Проблема у нас в том, что нет альтернативы. Выход появляется тогда, когда есть альтернативная политическая сила», — отмечает Рамаз Сакварелидзе.
На вопрос Dalma News, какой путь борьбы остается населению, не имеющему такого выбора, эксперт заявил, что этот выбор должен породить народ. Главным объектом критики является оппозиция, которая своей неспособностью не дает народу возможности выбора.
Предпосылок для социального взрыва в стране Рамаз Сакварелидзе не видит. По его словам, социальный взрыв – это та же революция, которая в Грузии желанных результатов не принесла. Население Грузии прошло через много революций, но довольным ими не осталось. Народ устал от встрясок и стояния на улице.
«В последнее время население воздерживается от появления там, где слышатся революционные призывы. В его настроениях просматривается желание перехода от худшего к лучшему, но эволюционным путем. Выражения протеста только по отношению к правительству недостаточно, народ должен требовать защиты своих прав и от оппозиции, чтобы найти ответы на те вопросы, которые его волнуют», — заявляет Рамаз Сакварелидзе.
По его словам, проблема Чиатура и Боржоми – это не проблема периода пандемии, так как подобные темы актуальны давно, и можно сказать, что у государства немало грехов перед собственными гражданами. Но если говорить о пандемии, здесь выделить вину государства гораздо труднее.
«Я бы обеими руками поддержал этот протест, если бы народ требовал развития других видов индустрии, кроме туризма. 30 лет мы привязаны к туризму. Все страны начинают туризмом, но ни одна не смогла жить только туризмом. Даже страны с гораздо большим туристическим понетциалом развивают производство, промышленность. Мы не сравнимся по туристическому потенциалу с Италией, но Италия – это не только туризм. У нас эта проблема существовала и без пандемии, и она должна нас волновать. Но, к сожалению, протестных акций на эту тему в Грузии я не помню», — заявил Dalma News Рамаз Сакварелидзе.
По мнению эксперта по вопросам экономики Ники Шенгелия, ухудшение социально-экономического положения Грузии – это результат не столько пандемии, сколько неправильных решений экономической команды правительства и воцарившегося в стране непотизма. Он не исключает и того, что осенью волна недовольства охватит и регион Кахети, а в период ртвели (уборки винограда) ситуация обострится еще больше.
По его оценке, страна движется к социальному взрыву. Протест населения связан с безработицей, отсутствием зарплат, нуждой, ростом цен. Даже винный бизнес постепенно останавливается. Туристам стало дорого приезжать в Грузию на отдых. По уровню безработицы Грузия занимает первое место в регионе.
«Даже если не пандемия, мы все равно движемся к взрыву. Пандемия еще больше обострила положение неправильными решениями. Государство не может справляться со своими обязанностями. 90% экономической команды правительства должно смениться, и назначения по признаку непотизма должны прекратиться, но это не делается, к сожалению. Правительство не хочет сотрудничать с гражданским обществом», — заявляет эксперт.
Согласно ему, в Грузии всегда существовали две экономики – на бумаге и в жизни. Реальных итогов экономического роста народ видеть не мог. Если в стране что и делается, то это в основном инфраструктурные работы, где аффилированные с чиновниками из правительства компании выигрывают тендеры, в результате чего обогащаются одни и те же люди. По оценке эксперта, многие тендеры составлены таким образом, что подогнаны под определенные компании.
Как отметил Ника Шенгелия в беседе с Dalma News, ресурсы Грузии не использованы. Экспорт растет за счет вывоза сырья, тогда как должно вывозиться переработанное сырье в виде продукции. В основном вывозится руда, лом… Тогда как вместо лома должно вывозиться стальное литье, руда должна перерабатываться на месте, а вывозиться должны готовые материалы. Народ должен быть трудоустроен.
«Наше правительство никогда не заботилось о создании рабочих мест и трудоустройстве народа. Говорят, вырос экспорт автомобилей, а это обычный реэкспорт, и в бюджет от него ничего не поступает. В регионах считают самозанятых, но каковы доходы этих людей? До 90 лари? В стране царит непотизм. Порой кажется, что задуман сценарий уничтожения Грузии», — заявляет эксперт.
Для того, чтобы страна могла начать оживление экономики, по мнению эксперта, ей понадобится от трех до четырех лет. Он рекомендует полностью изменить экономическую систему, подходы. Срочно наметить приоритеты – какой регион Грузии в каком направлении следует развивать. Имеются научные исследования почвы Грузии, которые нужно применить на практике. Страна должна быстро начать разведение сельскохозяйственной продукции как в направлении импортозамещения, так и в направлении экспорта. Должна измениться денежно-кредитная политика и так далее.
По мнению Ники Шенгелия, если так продолжится, то грузинский народ, который никогда не выходил на улицы из-за подорожавшего хлеба или горючего, преодолеет и эту грань и не будет терпеть социально-экономическую нищету, в условиях которой находится страна в последний период.
Шорена Папашвили