Специальный представитель президента Европейского Совета Кристиан Даниэльсон не жалея усилий, пытается добиться того, чтобы политическая поляризация в Грузии, вошедшая в глубокую фазу, снизилась, а процессы переместились в законодательный орган страны. В то время как весь мир борется со смертоносной пандемией, грузинский политический истеблишмент ведет страну к еще более глубокому политическому кризису.

Парламент Грузии десятого созыва, избранный в октябре 2020 года, все еще немноголюден. Большинство преодолевших проходной барьер оппозиционных партий обвиняют правящую «Грузинскую мечту» в фальсификации выборов и без проведения повторных выборов, ни на одну форму законного сотрудничества с властями не соглашаются. Это касается и создания в парламенте временной следственной комиссии, которая должна расследовать нарушения, выявленные в ходе парламентских выборов 2020 года.

Первая миссия Кристиана Даниэльсона в Грузии оказалась безуспешной. Европейский дипломат, переговорщик между властями и оппозицией, разочарованный уехал обратно 19 марта, но в надежде на то, что его второй визит в Тбилиси будет более продуктивным. В Брюсселе он провел консультации со всеми сторонами, вовлеченными в процессы в Грузии, – президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем, представителями Европейской службы внешних действий, европарламента и Европейской комиссии.

Как говорит Даниэльсон, Евросоюз активно стремится помочь Грузии в урегулировании политического кризиса, но ответственность возлагает не на ЕС, а на лидерах грузинских политических сил. В ходе своего выступления в Тбилиси, он заявил что надеется на то, что стороны проявят больше здравомыслия и задумаются о компромиссе. Даниэльсон также отметил, что попытался убедить грузинских политиков в том, что компромисс – это сила, а не слабость, что европейским устремлениям нужны компромиссы, особенно от той партии, которая находится у власти, но в конце концов заключил, что между противоборствующими политическими субъектами готовности к компромиссу нет.

Представленный Даниэльсоном «волшебный документ», который был направлен на повышение доверия общества к избирательным процессам и правосудию, остался неподписанным. Даниэльсон успокаивает: переговоры – сложный процесс.

«Если соглашение состоится, то ни победителей, ни побежденных не будет. Будут только победители, а главным победителем будет грузинский народ», — заявил Даниэльсон.

По его словам, целью западных партнеров Грузии не является навязывание кому-либо собственных решений, так как подобные методы ЕС не применяет.

Кристиан Даниэльсон

«Я доложу президенту Мишелю о том, что происходило на протяжении этой недели, и он решит, какими будут следующие шаги. Такое сильное гражданское общество, которое существует в Грузии, однажды сумеет перелистать и эту страницу и пойти вперед к своему амбициозному будущему», — заявил Даниэльсон.

Итоговая встреча между правительством и оппозицией с участием специального представителя председателя Европейского совета продолжалась более шести часов, но и второй раунд закончился безрезультатно. Вышедший после встречи европейский дипломат вновь сделал комментарий для СМИ и заявил, что пути для преодоления кризиса есть. Гражданское общество Грузии однажды сумеет перелистать эту страницу и пойти вперед.

«Это решение, которое охватывает перераспределение власти, особенно в парламенте, что обеспечит подотчетность перед будущим Грузии. А также это решение, которое закончило бы эти длительные дебаты по узловым политизированным судебным делам и досрочным выборам. Это решение, которое требует политической смелости и ответственности. Сегодня я представил партиям предложения по такому решению, и теперь это будет публичный документ. Это решение, которое ставит интересы страны выше всех остальных вопросов», — заявил Даниэльсон.

 

Саломе Зурабишвили

Президент Грузии Саломе Зурабишвили откликнулась на факт встречи властей и оппозиции при посредничестве Кристиана Даниэльсона. По ее оценке, предложенный Даниэльсоном документ – очень хорошее основание для будущего прогресса. Но, несмотря на это, переговоры в Грузии пока желанного результата не дали.

Кроме того, возле офиса Евросоюза в Грузии, где проходила встреча властей и  оппозиции с участием иностранных дипломатов, члены движения «За Грузию» устроили акцию протеста. Они протестовали против достижения такого соглашения, в котором не было бы речи о немедленном освобождении так называемых «политзаключенных» и назначении досрочных выборов.

Ираклий Кобахидзе

О деталях последней встречи с оппозицией журналистам рассказал председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе, который обвинил оппозицию в разговоре на языке ультиматумов. В частности, по его словам оппозиция выдвинула два ультиматума – освобождение Георгия Руруа и назначение досрочных выборов. По его словам, оппозиция с самого начала была раздражена тем, что Даниэльсон вообще не внес пункт в связи с выборами и имел принципиальную позицию по этому вопросу.

«Когда Даниэльсон спросил мнение оппозиции об этом документе, оппозиция выдвинула два ультиматума, после чего Даниэльсон сказал, что продолжать не имеет смысла. Оппозиция закрыла этот диалог и уничтожила ресурсы достижения соглашения», — заявил Ираклий Кобахидзе.

Что касается темы Руруа, то по словам Ираклия Кобахидзе, тот, кто не является политиком, не может быть и политзаключенным. А если Руруа нелегально финансировал политику, то это другое преступление.

«Мы готовы к тому, чтобы приехали любые международные эксперты, которые изучат и установят, врывался ли Мелия в здание парламента, отмывал ли Хазарадзе деньги, обанкротил ли Гварамия телеканал. Изучим конкретные дела и установим, имеются ли проблемы в судебной системе», — заявил Кобахидзе.

Заал Анджапаридзе

Аналитик Заал Анджапаридзе в беседe с Dalma News заявил, что у него особых ожиданий от этой встречи не было, но, тем не менее, надеялся, что стороны подпишут представленный Даниэльсоном документ. По словам эксперта, существовал небольшой оптимизм, что несколько партий все же осознают, что включение в цивилизованную политическую деятельность и вхождение в парламент лучше, чем маргинализация.

«Итогом несостоявшейся медиации стало то, что нанесен очень серьезный урон европейской перспективе Грузии, ее репутации, а внутриполитическое противостояние получило новый заряд. В стране еще больше углубился политический кризис. Оппозиция продолжит уличные акции по более радикальному сценарию. Насколько это у них получится, другой вопрос, но к политическому противостоянию добавляются вызванные пандемией социально-экономические проблемы», — заявляет Заал Анджапаридзе.

Эксперт добавил, что на фоне обесценивания грузинского лари, Национальная служба статистики Грузии (Грузстат) опубликовала достаточно тревожные данные, согласно которым 67% семей стали экономить на всем, кроме покупки еды.

«Усугубляется экономическое положение в стране, мы ожидаем третьей волны, и никто не знает, как она пройдет. Население скептически настроено к вакцинации, большая часть не соблюдает правил безопасности, что увеличивает необходимость введения локдауна. Это вызовет ухудшение экономического положения и усугубление социального фона. По цепной реакции мы движемся к социальному недовольству», — сказал Анджапаридзе.

По его мнению, оппозиция бракует все предложенные изменения и считает, что все должно происходить так, как хочет она. Фактически, согласно эксперту, оппозиция требует от правительства поэтапной передачи власти.

«Когда говорят о недоверии к правосудию, они имеют ввиду замену судей теми людьми, которые являются их сторонниками и болельщиками. Предложение правительства основано на том, чтобы у оппозиции было больше роли в выборе судей, назначении прокурора и, конечно, в комплектации ЦИК, а не так, как то представляет оппозиция, чтобы полностью укомплектовать ЦИК своими людьми», — заключил Анджапаридзе.

Владимир (Ладо) Божадзе

Не удивлен провалом переговоров между правительством и оппозицией руководитель «Центра развития гражданского общества и демократии» Ладо Божадзе. Более того, по его словам, это была часть плана радикальной оппозиции. По его словам, первейшая цель «радикальной оппозиции» – не допустить конституционного большинства в парламенте, чтобы к парламентским выборам 2024 года не был понижен 5%-й избирательный барьер, так как кроме партии Саакашвили «Единое национальное движение», остальным оппозиционным партиям будет сложно преодолеть этот барьер.

«Мы помним деструктивные заявления, которые еще во время первого визита Даниэльсона делал Шалва Нателашвили. Он прямо заявил, что ни о каких досрочных выборах и политзаключенных речь не шла. Само собой разумеется, все было сделано для того, чтобы результаты не наступили. Хотя задача, которую наши партнеры ставят нам, реформа правосудия, — это самый важный и острый вопрос. Оппозиция не войдет в парламент, соответственно, не произойдет распределение должностей и ответственности так, как это было определено», — заявляет Ладо Божадзе.

По словам аналитика, целью «Единого национального движения» и ее лидера Михаила Саакашвили является желание сохранения в Грузии двухполюсной системы, что очень вредит стране. К сожалению, политические процессы опять будут проходить не в парламенте, а на улице.

Шорена Папашвили