Ситуация с коронавирусом в Азербайджане остается весьма тяжелой. По сравнению с первой волной заражения, которая прошла относительно легко, вторая волна оказалась намного более сильной. И можно даже сказать, что правительство, фактически, не ожидало такого развития событий.
За субботу в Азербайджане коронавирус был выявлен у 2961 человека, 4 317 человек вылечились, скончались 35 человек. В целом же, по состоянию на 20 декабря в республике выявлено 202 088 фактов заражения коронавирусной инфекцией, 139 779 человек вылечились, 2 210 скончались, число активных больных — 60 099. Всего в Азербайджане было проведено 2 063 754 теста на выявление новых случаев заражения коронавирусом.
Власти пытаются жесткими ограничительными мерами обуздать распространение коронавирусной инфекции. Начиная с 14 декабря, в Азербайджане действует жесткий карантинный режим. Согласно решению Кабмина, в этот период на территории страны приостанавливается деятельность сферы услуг за исключением определенных соответствующим постановлением Кабинета министров. Оказание услуг клиентам во всех торговых объектах, объектах общепита, в том числе в кафе, ресторанах и чайных домах будет осуществляться только в режиме «онлайн», либо доставки.
Также в течение этого периода вводятся смс-разрешения на выход из дома. Смс-разрешения будут выдаваться раз в день сроком на три часа. Кроме того, правительство Азербайджана будет платить 190 манат ( 110 долларов) тем, кто остался без работы. Однако то, что, по сути, прямо перед новым годом значительная часть людей осталась без работы и без денег, сильно омрачает ситуацию в стране.
Во-первых, люди задаются вопросом, как можно отмечать Новый Год в таких условиях, в частности без ресторанов. Во-вторых, перед Новым Годом большинство людей, по сути, остались без работы.
Поэтому вся надежда населения сейчас лишь на то, что начнется вакцинация, а вместе с ней и постепенное ослабление ограничительных мер.
Что же касается вакцинации, то правительство официально заявляет о том, что она начнётся в конце января, когда в страну поступят вакцины из Китая и Турции. Кстати турецкая вакцина находится на последней стадии испытаний, и по факту в продаже ее нет. Поэтому на первом этапе, когда будут вакцинировать группы риска, будут использоваться вакцины китайских производителей.
Однако пока в Азербайджане ждут вакцинация, экономика страны несёт большие потери. Экономист Натиг Джафарли комментируя Dalma News ситуацию сказал, что весь этот год во всем мире из-за пандемии прошел, как один «день сурка».
«Азербайджан тут не исключение. Каждый раз принимаются какие-то меры, эти меры не дают каких-то результатов, затем заново все повторяется. Понятное дело, что с этим вирусом не все однозначно, и вторая волна оказалась намного хуже первой, однако во всем мире уже научились, как с этим бороться, и принимаемые меры не такие жесткие, как это было в марте-апреле. В Азербайджане сейчас очень высокий рост заражаемости, и поэтому правительство идет на карантинные меры. Однако, когда что-то закрывается, взамен что-то открывается», — сказал экономист.
По словам эксперта, правительство закрывает экономику, но при этом взамен ничего не дает, что приводит экономику страны в ужасное состояние. «Экономика страны сейчас в ужасном состоянии, даже официальные цифры это доказывают. Падение ВВП больше 4%, поступления в бюджет хромают, у малого и среднего бизнеса вообще трагедия, и они еле сводят концы с концами, идет сокращение среднего класса, а это очень опасная тенденция, так как в любой стране именно средний класс — хребет стабильности, а у нас этот класс исчезает. Что мы видим сейчас — все закрылось, а взамен ничего не предложили», — сказал он.
Аналитик также добавил, что и население и бизнес с пониманием относились ко всем экономическим трудностям, потому что шла война. «Но сейчас война закончилась, и закончилась она победой, за что все благодарны нашим солдатам и офицерам, а теперь нужно сделать так, чтобы эта победа приносила и социальные, экономические дивиденды, а для этого нужна сильная экономика», — подчеркнул Джафарли.
«Сейчас же мы видим, что экономические взаимосвязи ушли ко дну из-за карантинных мер. Да, все мы можем «онлайн» много что заказать, а деньги откуда взять для этого заказа? То есть это тоже очень важный момент. Структура и анатомия азербайджанской экономики была очень примитивной, и неучтенных рабочих мест было слишком много, особенно в сфере услуг. Десятки тысяч людей работали по ежедневной оплате, а сейчас уже как год все это закрыто. А ведь у нас начинается Новый год, и многие «объекты», рестораны надеялись «отбить» часть потерь в этом году именно на праздники», — подчеркнул Джафарли.
Аналитик также добавил, что правительство так и не отвечает на вопросы, как быть бизнесу с арендной платой и другими вопросами. «У нас в стране все надеются на то, что есть деньги у нефтяного фонда. Нефтяной фонд должен помочь выйти из пандемии, восстановить все освобожденные регионы. Будем формировать бюджет за счет нефтяного фонда, однако он не резиновый, и с такими большими расходами этот фонд долго не выдержит, а дальше что делать? Все это очень сложные вопросы, на которые нужно найти ответы», — резюмировал Джафарли.
Анар Гусейнов