Одним из самых основных жанров азербайджанской национальной музыки является Мугам. В ранние периоды он изучался в качестве составляющей единой музыкальной традиции наряду с арабским и турецким макамом, персидским дестгяхом и другими локальными представителями мугамо-макамной традиции и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанских мастеров мугама и музыковедов постсоветского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом как с частью современной жизни Азербайджана.
В 2008 году ЮНЕСКО объявило азербайджанский мугам одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества. В азербайджанской музыке семь основных мугамов Сегях, Чаргя, Раст, Баяты-Шираз, Шур, Хумаюн и Шуштер, также свыше 70 побочных ладов и разделов.
Уже многие годы со стороны правительства Азербайджана уделяется большое внимание развитию этого жанра, организуются фестивали для мугаматистов разных возрастов, концерты не только в стране, но и за рубежом. Одними из ярких представителей азербайджанского мугама являются народный артист Азербайджана Алим Гасымов и лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Гочаг Аскеров. Они выступают с концертами в разных уголках мира и реализуют совместные проекты со многими зарубежными певцами, желающими изучать мугам. К примеру, Гочаг Аскеров реализовывал проекты с французским джазменом Пьером де Трегоманом и флейтистом Сильвеном Бару.
На днях Гочаг Аскеров выступил в американском фестивале Totem Heart and Mind, который прошел в онлайн-формате, и за его выступлением наблюдало десять тысяч зрителей из разных стран. Зарубежная критика окрестила исполнителя «принцем азербайджанского классического мугама». Подробно о себе, своем творчестве и планах Аскеров рассказал в интервью Dalma News.
— Гочаг, у вас очень необычная судьба. Как мне известно, изначально вы были обычным торговцем на базаре?
— Да. Я родился в Физулинском районе Азербайджана. Когда мне было 15 лет отправился добровольцем на фронт. Принимал участие в карабахской войне с 1988 по 1993 годы. Мне пришлось через многое пройти на этой войне. Моя жизнь полностью изменилась, когда осколок пули попал мне в глаз, частично лишив зрения. Мне было очень трудно. Я все время морально себя поддерживал.
После я решил переехать в Баку. У меня не было тогда образования, поэтому устроился работать на городской базар, где носил продукты от прилавков до машин состоятельных покупателей. Все свое свободное время же я пел мугам. В один прекрасный день один из покупателей заметил это и сказал, что я обладаю большим талантом, который было бы очень жаль не использовать. Этих слов совершенно незнакомого мне человека было достаточно, чтобы зародить в моей душе надежду на то, что я все-таки смогу исполнить свою мечту и стать исполнителем. После этого я решил поступить в Баку в музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, а затем продолжил образование в Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли.
— Как вам удалось выделиться среди стольких мугаматистов?
— Меня часто приглашали на азербайджанское телевидение. После моего выступление на одной из передач мне позвонили продюсеры телерадиокомпании Би-би-си. Это было в 2007 году. Они мне позвонили и пригласили в Лондон. Я выступил тогда в Королевском Альберт-холле. После этого моя жизнь полностью изменилась. Я часто начал гастролировать, выступал не только на азербайджанской, но и на международных сценах. Музыковеды отмечают, что у меня редкий, красивый тембр, мощное звучание и широкий диапазон. Не каждый обладает таким голосом.
— В каких еще странах вы выступали?
— В Лондоне, Париже, Греции, Новой Зеландии, Китае и в других странах. Моим долгом является на высоком уровне пропагандировать азербайджанский мугам за рубежом. Одно из моих последних выступлений состоялось на американском фестивале Totem Heart and Mind, который, к сожалению, из-за пандемии коронавируса прошел в онлайн-формате.
— У вас было огромное количество проектов с зарубежными музыкантами…
— Да. За границей после выступления ко мне каждый раз подходят музыканты. Они бывают в восторге от нашего мугама, поэтому хотят многое узнать об этой музыке. Я преподавал многим зарубежным исполнителям. Многие из них даже приезжали в Баку. Помимо них у меня есть ученики и в Азербайджане. Я считаю своим долгом передавать свой опыт, знания всем тем, кто желает выучить мугам, но для этого певец сам тоже должен обладать талантом.
— Чем занимаетесь на данный момент?
— В связи с тем, что карантин в Азербайджане все еще продолжается, все концерты, выступления отменены. В основном сейчас занимаюсь реализацией своих новых проектов, также преподаванием.
Камилла Сеидова