Парад премьер, сразу четыре новых постановки, готовит к открытию очередного сезона творческий коллектив Русского драматического театра им. К. Станиславского. Карантин, связанный с распространением covid-19, внес серьезные коррективы в жизнь театра — уже 4 месяца общение со зрителем происходит только в онлайн-формате. На вопросы о творчестве – планах, их осуществлении в жизнь — в условиях режима чрезвычайного положения Dalma News ответила директор Русского драматического театра имени К. Станиславского Марианна Мхитарян.
Марианна Артемовна, многие сцены мира уже озвучили формат работы на ближайшее будущее – внедрены новые санитарно-эпидемиологические правила, изменены схемы залов в сторону значительного сокращения числа зрительских мест. Какие перспективы в своей работе обозначил Русский театр им.Станиславского? В частности, какие ограничения действуют для самих актеров?
Все мы оказались в такой непонятной ситуации. Самая большая определенность – это полная неопределенность в жизни. Конечно, очень сложно и очень непонятно жить в таких условиях, когда не знаешь, что будет завтра. Естественно, это не могло не отразиться на театре, на театре вообще, на театре с большой буквы и, естественно, на нашем театре имени К. Станиславского. К настоящему моменту театр принял решение, что будут идти репетиции. Есть разрешение коменданта Армении о том, что можно собираться и репетировать на свежем воздухе группой в составе до 7 человек. Учитывая все эти нормы и рекомендации, мы приняли решение репетировать и рады тому, что у нас есть внутренний дворик. И поэтому сегодня в театре идут репетиции, в которых занято 70 процентов актерской труппы. И мы все ждем, что как только разрешат играть, у нас будет 4 премьеры. Одна за другой. К слову, у нас регулярно проводится дезинфекция рабочих помещений. Еще один нюанс рабочего процесса — на работу, в театр, приходят лишь те сотрудники, которые необходимы именно сейчас в творческом репетиционном процессе. Все остальные работают, что называется, на удаленке. И определенная часть репетиций тоже проводится онлайн.
Спектакли, над которыми сейчас работает театр, будут адаптированы для показа на открытых площадках. Сколько их на данный момент и какова их вместимость?
К сожалению, вместимость небольшая. И площадка на данный момент всего одна — та, что находится на территории внутреннего двора театра. Я думаю, она может вместить человек 40-50, не больше.
Если объективно смотреть на ситуацию с распространением covid-19 в Армении, становится понятно, что к прежней культурной жизни граждане страны вернутся не скоро. Какие предположения относительно работы театра есть у Вас к этому дню?
Это не мы (прим.: театры) планируем. Сейчас идут эти обсуждения. Руководители театров страны в эти дни собираются и сообща обсуждают тот возможный план, который мы все вместе представим коменданту Армении. Мы все сейчас живем в режиме чрезвычайного положения, ситуация в театрах одинакова, а цель одна – скорее начать полноценно работать, то есть играть на сцене и нести искусство в массы. Но, еще раз повторюсь, как и что будет, решаем не мы. Мы просто предлагаем разные варианты. Естественно, поднимаемые нами вопросы, в первую очередь, касаются выработки единой стратегии санитарно-эпидемиологической безопасности. В частности, нас волнует, как именно рассаживать зрителей, как именно обеспечивать безопасность. Все наши предложения адресуются в министерство культуры, и далее это ведомство представит их коменданту.
А идет ли речь о каких-то реальных сроках относительно принятия новых правил работы театров? Или пока все размыто?
Сейчас все вопросы в стадии обсуждения. Но я надеюсь, что скоро какие-то реальные меры будут приняты, и тогда мы все увидим, какие именно новшества будут внедрены в театрах Армении. Безусловно, выдвигая свои предложения, мы изучаем мировой опыт. В частности, опыт Италии, России, Франции, Германии. Но наши правила должны соответствовать также традициям и менталитету Армении, поэтому мы придем, как я думаю, к усредненному варианту – возьмем лучший мировой опыт, добавим в него национальный компонент и придем, в итоге, к своему решению.
А есть на данный момент хотя бы примерное понимание по срокам, когда театр сможет принять своего зрителя?
Давайте не будем обозначать никаких сроков. Вот как только, так сразу. Давайте решать проблемы по мере поступления.
Не секрет, что учреждения культуры обычно первые, по ком ударяет экономический кризис? Насколько стабильна ситуация с финансированием театра сейчас, в период пандемии?
К счастью, государство оплачивает нашу зарплату, мы государственный театр, и поэтому мы получаем зарплату. Конечно, то, что касается внебюджетных денег, сумм, которые театр получает от продажи билетов, у нас этого нет. Сейчас вся жизнь изменилась и осложнилась по всему миру. И в том числе, естественно, и у нас. И, конечно, финансовые сложности театр испытывает совершенно так же, как и весь мир. Но никакого сокращения штата у нас не было, нет и не будет. Пока мы все получаем ту зарплату, которую мы получали до кризиса.
Руководитель театра – должность особенная. Это тот человек, который в любой ситуации должен заряжать своих сотрудников оптимизмом… Вы согласны с этим?
На все сто процентов. Я и есть тот самым оптимист. Более того, все мои сотрудники, а их более 140 человек, мы все оптимисты. Потому что мы живем, действуем, не опускаем рук, работаем, творим и готовимся к тому, чтобы играть и приглашать наших гостей и наших зрителей на спектакли. В театре кипит жизнь! И еще одно подтверждение этому – то, что в ближайшие дни пройдет фотосессия первого спектакля, который откроет парад премьер.
Вы думали о работе в условиях самых негативных прогнозов, связанных с распространением коронавируса?
Давайте не будем говорить о самых плохих прогнозах.
Были ли в вашем театре случаи covid-19?
Нет. К счастью, пока не было.
Марианна Артемовна, вопрос не как к директору театра, вопрос к Вам как к гражданину своей страны. Что главное лично для Вас в обозримом будущем?
Я надеюсь, я мечтаю о том дне, когда можно будет спокойно ходить и не бояться никого заразить. И мы все будем целоваться и обниматься.
Беседовала Лаура Дели
Фотографии предоставлены пресс-службой Русского драматического театра им. К.Станиславского