Мировой футбол понемногу начинает выходить из искусственной комы, в которую его ввели вследствие известных причин пандемического свойства. Только непокорная Беларусь продолжала играть свой чемпионат, да еще со зрителями, в последние дни к ней добавились Германия и Польша (они играют при пустых трибунах), на очереди возобновление других европейских первенств и континентальных турниров.
И если перспективы клубного футбола более или менее ясны и определены (при условии, что не случится нового ЧП), то вопрос сборных команд уныло повис в воздухе – рухнуть оземь ему никто не даст, да здравствуют ФИФА и УЕФА, но и крыльями тоже не размахаться в атмосфере вселенской ковидной истерии.
Однако уставшие от однообразия вирусологических новостей любители футбола нет-нет, да и начинают робко интересоваться – а что же, все-таки, происходит со сборными командами? С нашей армянской, в частности, которая до пандемии показала в паре матчей неплохую игру, но завершила отборочный цикл – глаза бы не глядели – девятью пропущенными от Италии.
Тренер сменился – теперь нас пока все никак не начнет тренировать испанец Хоакин Капаррос. СМИ сообщили было, что коуч следит за чемпионатом Армении по телевизору, ибо не может сейчас находиться в стране – словом, делает то, что возможно в имеющихся условиях.
Пара слов о личности Капарроса: 64-летний испанец рано завершил карьеру игрока, всего в 26 лет, решив посвятить себя тренерской работе. За редкими исключениями, он работал с испанскими клубами, в том числе с несколькими из высшего футбольного общества страны. Самый известный клуб Капарроса – «Севилья», с которой, однако, он особых успехов не добился, а вот «Атлетик» из Бильбао под его руководством в 2009 году пробился в финалы кубка и Суперкубка Испании, оба раза проиграв решающие встречи «Барселоне».
Можно сказать, что Капаррос – тренер опытный, но по европейским меркам, конечно, середнячок, не только звезд с неба никогда не хватавший, но и звездного часа своего не видевший (пока, по крайней мере), он не Хиддинк и не Лёв. Но не это важно – светлой памяти Иан Портерфильд тоже был не из топовых тренеров, а вот помнят его в Армении с великой благодарностью.
А важно то, что уже в который раз тренером сборной становится специалист, не имеющий опыта работы с национальными командами. Между тем в современном футболе клубный тренер и тренер сборной давно уже суть разные специальности, требующие совершенно разных навыков, подходов и стратегий. Оно, конечно, отечественная федерация выбирала из доступных вариантов, и явно важнейшим критерием был вопрос финансовый. Ведь, скажем, есть информация, что другой испанец, Айтор Карранка, запросил за год работы миллион евро. Скорее всего Капаррос согласился на условия поскромнее.
А тут еще, ко всеобщему искреннему огорчению, выяснилось, что Капаррос болен лейкемией – как тут опять не вспомнить того же Портерфильда, боровшегося с онкологией до последнего. Здоровья Капарросу и сил победить болезнь – врачи, без сомнения, считают, что испанец способен полноценно работать, и пусть так будет многие годы. В конце концов, Федерация футбола Армении не могла же просто отмахнуться от медицинского факта.
Итак, главный тренер национальной сборной Армении Хоакин Капаррос пока что не может приехать в Армению из-за отсутствия авиарейсов и закрытых межгосударственных границ. Но, по его же собственным словам, он внимательно следит за выступлениями кандидатов в армянскую сборную.
А из кандидатов пока на виду те, что выступают в возобновившемся буквально на днях первенстве Армении, вот Капаррос и наблюдает за матчами. Хотя, если честно, не очень понятно, кого он хочет там высмотреть – в местных клубах легионеров (в основном экзотических) чуть ли не больше, чем местных игроков. Который год уже говорится об этой проблеме, да без толку.
Достаточно посмотреть на список бомбардиров армянского первенства, чтобы прийти в тихий ужас: на конец мая первые шесть мест этого списка заняты иностранцами, и лишь на 7-ом идет Артур Миранян из «Пюника», уступающий нашим друзьям из разных стран. Артур забил 6 мячей, тогда как, например, Густаво Марментинидос Сантос из «Алашкерта» — 8. Хотя, конечно, с таким роскошным именем Густаво мог бы и побольше поназабивать.
На самом деле, это очень тревожный звонок – да, армянский футбол часто испытывал проблемы с классными вратарями и защитниками, но в любую эпоху у нас были сильные забивные нападающие и полузащитники. Араз Озбилиз, осевший в армянском чемпионате после мутных историй в Турции и Нидерландах, тоже никак не может начать толком забивать, остальные голеадоры ждут возобновления зарубежных первенств.
Вот потому и интересно – кого высматривает Капаррос? Не Густаво же Марментини, он вряд ли будет играть за сборную Армении, если только его не натурализуют, как любимого всеми Маркоса.
Капаррос, конечно, лишен сейчас возможности полноценно действовать в силу объективных обстоятельств. Немало могли бы дать запланированные на конец марта, но отмененные товарищеские матчи с Узбекистаном и Казахстаном, но теперь все покрыто мраком неизвестности. И вполне может получиться так, что европейские сборные будут вынуждены играть сразу официальные матчи без раскачки.
Например, в рамках Лиги Наций. Собственно, этот турнир во многих странах рассматривается всего лишь в качестве гарантированных товарищеских встреч, как возможность подготовиться к европейским и мировым отборам. Армянская футбольная аудитория, однако, отнеслась к первому такому турниру вполне серьезно – тут, правда, болельщиков вывело из себя непозволительное ни при каких обстоятельствах поражение от Гибралтара.
Не нам советовать Капарросу, конечно, но выразить некоторые пожелания мы вправе. В частности, хотелось бы, чтобы испанский специалист обратил внимание на психологию армянской сборной, часто выкидывающую необъяснимые фортели – мы можем проиграть дома Мальте и Гибралтару, а потом в отличном стиле переиграть в гостях Данию и Словакию, передавить боснийцев и наказать Черногорию за самоуспокоенность. При этом досадные поражения от аутсайдеров, как правило, становятся судьбоносными, мешая в итоге занять высокое место в группе.
И что-то надо делать с количеством местных игроков в родном чемпионате, тут непременно надо что-то придумать. И хотя конкретно этот вопрос уже не к Капарросу – но он может с высоты своего авторитета об этом хотя бы заявить.
Рубен Гюльмисарян