Чтобы понять всю глубину трагедии, в которой оказалась Армения из-за решения властей полностью доверить восстановление инфраструктуры биобезопасности американцам, а в итоге сильнее всех на Кавказе переболеть коронавирусом, необходимо обозначить направления и проекты сотрудничества армянской стороны с США.
Например, между армянской и американской стороной были достигнуты договоренности по следующим направлениям:
— Обеспечение лабораторий Армении всем необходимым оборудованием и расходными материалами;
— Обучение и консультирование персонала (подготовка кадров) по американской стандартизации;
— Проведение анализа лабораторной сети и отработка рекомендаций по её дальнейшей структуре;
— Оптимизация взаимодействия для быстрого выявления вспышек заболеваний;
— Разработка и внедрение основных руководящих принципов, в которых изложены критерии обмена данными эпиднадзора за болезнями с национальными и международными заинтересованными сторонами;
— Предоставление Совету Безопасности Армении экспертной консультации при разработке законодательства, нормативных актов и других руководящих документов для создания эффективных структур управления биорисками;
— Предоставление технической помощи в производстве стандартных операционных процедур «One Health» в поддержку единой национальной учебной программы управления биорисками;
— Оценка статуса институционализации учебной программы «One Health» и готовность СБ Армении взять на себя полную ответственность за её реализацию.
В ответ на такую заботу США власти Армении должны систематизировать способы хранения данных об особо опасных патогенах, обеспечить средствами индивидуальной защиты на исследовательских объектах (лабораториях) и обеспечить исследовательские центры Армении оборудованием и реагентами, позволяющими эффективно выявлять приоритетные заболевания. В общем, произвести ряд дорогостоящих преобразований в системе здравоохранения, общий смысл которых состоит в повышении квалификации и обучении отдельных специалистов.
В конце июля 2019 года прошло заседание членов Совбеза Армении и представителей Министерства обороны США. Там было принято несколько решений.
В конце 2019 года была создана рабочая группа из числа компетентных армянских и американских специалистов. Они должны вместе подготовить две концепции пятилетнего сотрудничества между США и Арменией (2020-2025): «Совместные действия по борьбе с опасностями, исходящими из особо опасных патогенов в Армении», «Биобезопасность и жизнеобеспечение».
В рамках второй названной концепции предусматривалась реализация 6 отраслевых программ. Из которых армянская сторона взяла на себя ответственность лишь по 4 программам («Биобезопасность и жизнеобеспечение», «Биоконсервация», «Институционализация», «Одно здоровье»). А американская сторона — две другие программы (Исследования, Интеграция).
Любопытен и список участников заседания. Со стороны Агентства по снижению рисков Министерства обороны США руководитель Анналейс Хантер, руководитель программы Агентства США по международному развитию USAID по снижению биоопасности в Армении Николас Робинсон, Сусанна Егиазарян, Анна Акопян, руководитель офиса СБ Армении Айк Петросян, и.о. начальника отдела государственной, общественной безопасности офиса СБ РА Армен Акопян, начальник Центра гигиенического противоэпидемического контроля медицинского управления Полиции РА Сусанна Мурадян, начальник отдела безопасности пищевых продуктов Министерства экономики РА Ашхен Ширванян и так далее.
В этом году Армения участвовала в американском проекте Южнокавказская программа полевой эпидемиологии и лабораторной подготовки (SC/FELTP)» в области полевой прикладной эпидемиологии и лабораторного управления Центров США по контролю и профилактике заболеваний (US CDC).
Ученым и экспертам из Армении предлагается подготовить в рамках программы малых грантов США «Новые, возникающие и повторно возникающие инфекционные болезни» проекты, направленные на оценку новых систем контроля и эпидемиологического надзора в своей стране. Любопытная ситуация получается, ученые из Армении должны подготовить проекты, чтобы обеспечить безопасность своей страны, но их труд оплачивается из США.
Так или иначе, в целом система биобезопасности Армении имеет конкретные изъяны и пробоины, которые не устранены по сей день, хотя и американские коллеги пытались подтянуть уровень армянских специалистов до необходимого.
Например, при участии сотрудника Национального центра контроля и профилактики заболеваний РА Геннадия Палозяна и Минздрава Армении реализуется проект «Оценка системы надзора за устойчивостью микроорганизмов к противомикробным препаратам в медицинских учреждениях Армении».
В 2015 году правительство Армении подготовило «Стратегию борьбы с микроорганизмами и их устойчивость к противомикробным препаратам» и программу предприятий к ней на 2015-2020 годы. Минздрав Армении даже утвердил методику по системе надзора за устойчивостью микроорганизмов к противомикробным препаратам в медицинских учреждениях Армении.
Однако ни мониторинг внедрения, ни оценка эффективности использования этой системы наблюдения в Армении не проводились. Другими словами, власти Армении сегодня не знают, какие препараты в медучреждениях устарели и не помогут гражданам в случае эпидемии. Хотя госорганы продолжают их закупать, хранят и рекомендуют при лечении.
Например, под участием сотрудника Национального центра контроля и профилактики заболеваний РА Ромеллы Абовян представлен проект ««Мониторинг внедрения системы оценки профилактики и контроля инфекций (IPCAF) в больницах Армении».
В 2017-2018 годах проведена оценка возможности профилактики заболеваний, связанных с медицинской помощью в 43 медицинских учреждениях Армении. Результаты показали, что у программы есть проблемы и пробелы в реализации инфекционного контроля. Чтобы устранить их, необходимо проводить постоянный мониторинг и методическую поддержку в этих организациях. Но этого не происходит.
Николай Арамян