Всемирная пандемия коронавируса не только повлияла на обыденный ритм и быт населения планеты, но и приостановила каждодневную деятельность человека, поставив под угрозу его здоровье. Кроме того, появился риск обеспечения продовольственной безопасности. Так, вместе с закрытием государственных границ, крупные страны начали заботиться об экономии собственных запасов, а небольшие и бедные страны и вовсе оказались перед риском продовольственного кризиса.
Действуя в этом русле, правительство России временно ограничило экспорт пшеницы за рубеж. Так, с 1 апреля и до 1 июля был установлен механизм 3-месячного квотирования экспорта в 7 млн тонн. Таким образом, вывоз пшеницы из России не был прекращен, но в течение отмеченных трех месяцев импортировать пшеницу из России смогут лишь те страны и компании, которые уже успели получить экспортные документы. В их числе оказалась и Грузия.
На фоне ухудшения экономической ситуации в связи с пандемией коронавируса, которая привела к большим человеческим жертвам, в правительстве Грузии разработали программу субсидирования 9 наименований продовольственных продуктов, включая, в первую очередь, пшеницы. Тогда же был объявлен тендер на закупку 40 тыс тонн пшеницы. Вскоре из России в Грузию поступит новая партия пшеницы.
По словам руководителя «Ассоциации производителей муки» Левана Силагава, из-за пандемии коронавируса продовольственный кризис Грузии не грозит и нехватки пшеницы не будет. Согласно ему, в стране имеется двухмесячный запас пшеницы, а также ожидается импорт еще 70 тыс тонн – 40 тыс тонн российской и 30 тыс тонн американской пшеницы, которые находятся в пути.
Что касается введенного Россией квотирования на экспорт пшеницы, то по словам эксперта, квоты введены до первого июля.
«Это период окончания старого маркетингового года (2019-2020 гг.) и начала нового (2020-2021 гг). В июне-июле начинается период уборки нового урожая, соответственно, Грузия летом закупит новый урожай пшеницы. Новый урожай в России всегда достаточно хороший, соответственно, ее цель – дойти до урожая с определенными запасами», — заявил Леван Силагава Dalma News.
Грузия потребляет 600-700 тысяч тонн продовольственной пшеницы в год. Большую часть потребляемой пшеницы она импортирует из России. Грузинская пшеница составляет лишь 10-15% от общего потребления, а доля казахской и украинской пшеницы в этом объеме очень незначительна. Кроме того, продовольственной пшеницы местного производства Грузии хватает только на 2 месяца, а урожай фуражной пшеницы намного больше, но она используется в животноводстве и птицеводстве.
«Наша цепочка такова – пшеница на месте, пшеница в дороге и новый контракт. У Грузии есть запас на два месяца. В пути находится законтрактованный груз и ведется работа над новыми контрактами. В мире сложилась неординарная ситуация. Крупные страны начали заботиться не только о запасах пшеницы, но и о других видах продовольствия, стремятся сохранить свои резервы и как можно меньше отправлять на экспорт. То же самое делают Казахстан, Украина, Румыния, которая после Германии и Франции является одним из крупных экспортеров пшеницы в Европе. Евросоюз заявил протест на решение Румынии, и она сняла ограничения только для стран ЕС. То есть, за его пределы вывозить не будет никуда», — говорит Леван Силагава.
Что касается возможного подорожания цен на муку, то по словам руководителя «Ассоциации производителей муки», цена на пшеницу на сегодняшний день повысилась во многих странах. Если пшеница, завезенная в Поти в середине марта, стоила $210, то сегодня она поступит уже по $250 за тонну. Кроме того, согласно действующей в Грузии программы государственного субсидирования, о которой мы написали выше, участвующие в программе компании, в первую очередь мукомольные комбинаты, обязались, что цена пшеницы после помола по этой программе не превысит 51 лари за 1 мешок муки. Соответственно, ожидается, что цены на хлеб не подорожают.
Перспективы грузинской пшеницы
Грузия является не только страной, потребляющей пшеницу, но и одним из древнейших очагов культуры ее разведения. Согласно историческим источникам, пшеница в Грузии известна еще со времен неолита и раннего бронзового века. Родиной 12 из 20 известных в мире видов пшеницы является Передняя Азия, а 8 видов происходят из региона Южного Кавказа, включая 5 – эндемики Грузии. Всего в Грузии описано 14 видов пшеницы, более 150 различных разновидностей, форм и аборигенных сортов. Примечательно, что грузинская пшеница отличается от других разновидностей целым рядом свойств. В частности, высоким комплексным иммунитетом против грибковых заболеваний, высокой способностью адаптации к окружающей среде, лучшими хлебопекарными и прочими свойствами.
По мнению Левана Силагава, несмотря на то, что Грузия является малоземельной страной, у нее есть потенциал для увеличения урожая пшеницы в 3-4 раза. Однако, для этого необходимы научные исследования, испытания сортов, внедрение современных технологий и передовые аграрные знания.
«Мы малоземельная страна, но урожай пшеницы на один гектар земли у нас составляет 2 тонны, тогда как во всем мире стандарт – от 5 до 7 тонн, а кое-где и 8 или 9 тонн. Если мы повысим урожай пшеницы, то будем чувствовать себя гораздо безопаснее, можем дойти до 40% обеспечения», — заявил Dalma News Леван Силагава.
Эксперт по вопросам экономики Ника Шенгелия заявляет, что для Грузии обязательны кредиты в агропромышленном секторе, иначе страна развиваться не сможет. Данное вывод он делает на основе анализа антикризисного плана правительства Грузии, разработанного с целью преодоления негативных последствий пандемии коронавируса. Отметим, что в данном плане сфера сельского хозяйства объявлялась приоритетом и населению предлагались финансовые и грантовые механизмы с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.
«Необходимо внедрять новые технологии. Одним из основных направлений здесь должно быть заложено именно выделение со стороны государства льготных сумм, будь то производство мяса, молочное производство, производство овощных и зерновых культур, или другие секторы, где можно сократить импорт. Параллельно также необходимо серьезно позаботиться о приобретении, завозе и внедрении технологий переработки ископаемых и сырья», — отметил он в беседе с Dalma News.
По словам Ники Шенгелия, Грузия имеет потенциал для увеличения производства местной пшеницы до 400 тыс тонн в год.
Многие в Грузии отмечают, что пандемия коронавируса выявила много других проблем в Грузии, показав самые уязвимые места, включая то, что государству нужно иметь собственные продовольственные запасы и не быть полностью зависимым от частного сектора.
По словам Ники Шенгелия, Грузии необходимо срочно восстановить и задействовать промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции. Согласно ему, имеется высокая вероятность того, что страны-импортеры повысят цены на свою продукцию, либо установят определенные лимиты. Некоторые страны уже встали на этот путь, а на вопрос о том, сколько продлится кризис, никто точно ответить не может.
«Что касается производства пшеницы, собственные ресурсы пшеницы составляют 133 тыс тонн (16,1%), импорт 647.0 тысяч тонн (78,1%), а полные ресурсы (включая запасы) — 828.0 тысяч тонн. Сегодня в перерасчете на душу населения Грузия потребляет 110 кг пшеницы, из которых на месте производится только 18 кг», — заявил Dalma News Ника Шенгелия.
Согласно ему, самое лучшее средство борьбы с инфляцией – научно-технический прогресс, внесение новых технологий в промышленность, повышение качества товара и расширение ассортимента товаров. Для этого же, вместе с инвестициями, нужны низкопроцентные банковские кредиты.
Шорена Папашвили