Если бы кто-то раньше сказал, что однажды время на Земле остановится и люди закроются в своих домах, никто бы этому не поверил. Пандемия коронавируса нового типа Covid-19 за одно мгновение изменила привычную жизнь человека. Активный ритм жизни замедлился, а отношения между людьми в массовом порядке переместились в виртуальное пространство. Не знаю, что происходит в других крупных мегаполисах мира, но Тбилиси постепенно опустел. Большая часть населения направилась в села. Открыли запертые в течение долгих лет дома, и усадьбы ожили. Каждый в подсознании ожидает худшего. Закрыты границы, закрылись магазины, продается только продовольствие, но и оно с каждым днем дорожает. Каким будет завтрашний день? Ничуть не лучше сегодняшнего.
Объявленный в стране всеобщий карантин запер городское население в бетонных джунглях, а те, кто пока не продал иностранцам свои отчие усадьбы в деревнях, знакомятся с сельской жизнью.
«Хотя бы зелень и картофель вырастим на своем дворе и как-нибудь прокормимся», — таков самый оптимистичный настрой в отягощенной Covid-19 среде.
Корреспондент Dama News на этот раз посетил Кварельский муниципалитет региона Кахети. Если не считать комендантского часа, здесь мало что изменилось. Весенние работы проходят в обычном режиме, с небольшими коррективами. Изменился порядок перевозки рабочих.
С первых же дней объявления карантина местная полиция предупредила владельцев всех микроавтобусов о необходимости соблюдения социальной дистанции, и в микроавтобус садятся по 4-5 человек, на расстоянии друг от друга. В магазинах, банковских офисах и аптеках действуют те же правила, что и в Тбилиси, с той лишь разницей, что здесь люди более терпеливые, а ожидающие у магазина мужчины часто уступают свою очередь женщинам.
«Может, дома их дети ждут, кто знает, как они торопятся», — сказал нам один из них.
При входе в магазин желательно надеть маску, как минимум, обвязать нос и рот головным платком. В крупных супермаркетах и банковских офисах посетителям предлагают обработать руки дезинфицирующими растворами.
По воскресеньям на рынке в селении Ахалсопели Кварельского муниципалитета собирались жители соседних сел. Они привозили на продажу свою сельхозпродукцию. Сейчас сожалеют, что негде продать свой урожай. Почти месяц рынок закрыт, и никто не знает, откроется он после карантина или нет.
«Здесь ситуация несколько иная, чем в Тбилиси. В городах большая часть населения осталась без работы и закрылась по домам. В деревне же, если не будут проведены весенние работы, народ осенью урожай не соберет. Население в обычном режиме выходит на работу на виноградники. Полиция контролирует правила перевозки рабочих. Когда был объявлен карантин, мы получили постановление, что все водители, перевозящие рабочих, должны быть предупреждены. Мы объяснили им ситуацию и новые правила», — заявил сельский староста Малхаз Мартиашвили.
Можно сказать, что местные жители проинформированы о правилах и ограничениях режима карантина. Основной протест и здесь вызвало ограничение передвижения на автомобилях, в частности — запрет на размещение пассажира на переднем сиденье рядом с водителем.
«Почему нельзя, чтобы жена сидела в машине рядом со мной, когда мы живем в одном доме и передвигаемся в одно и то же место», — говорят местные жители.
Из-за нарушения этого правила один житель села Чикаани Кварельского муниципалитета уже был оштрафован.
В деревне все нормально, в том числе и отношения между людьми. Здесь очень ценится невиртуальное соседство. Население в дневные часы работает на виноградниках, в полдень занимается домашними делами, а вечером собирается на так называемых сельских биржах или во дворах друг у друга, обсуждают сельские и мировые новости. Карантин внес изменения и в эту часть жизни. Социальную дистанцию на сельских улицах, в местах скопления населения и на виноградниках контролируют экипажи полиции, которые несколько раз в день напоминают населению о правилах карантина. На сельских биржах всегда было многолюдно, а сейчас вокруг воцарилась подавляющая тишина. Местные жители надеются, что ограничения скоро отменят, и они вернутся к обычной жизни.
«Чем могут развлечься на селе молодые люди? Весной здесь много дел. Утром мы на виноградниках или помогаем родителям на приусадебных участках. Нашим развлечением были вечерние встречи на бирже. Но из-за комендантского часа и их запретили. Кто не подчинился новым правилам, был оштрафован», — рассказал нам житель села Гавази Раджи Раджебашвили.
В Кварельском муниципалитете пока ни одного случая инфицирования Covid-19 не зафиксировано. Работы по дезинфекции улиц, подъездов, остановок транспорта и рынков активно проводятся и в городе Кварели. В селе Ахалсопели был случай, когда местный житель вернулся из Москвы. Ему сразу же дали указание, чтобы в течение двух недель он оставался в самоизоляции, однако мужчина не подчинился указаниям, после чего в принудительном карантине вместе с ним оказались еще несколько односельчан.
«Был один случай, когда наш односельчанин приехал из Москвы. Я поговорил с ним по телефону и объяснил, что необходимо соблюдать правила самоизоляции. Он согласился. На следующий день мы вместе с врачом пришли к нему, чтобы проверить состояние здоровья, и увидели, что он накрыл стол и пригласил соседей. После этого мы поместили на самоизоляцию и его соседей. Мы ежедневно проверяем, приносим им то воду, то продовольствие, чтобы они не выходили на улицу», — говорит Малхаз Мартиашвили.
Пока мы знакомились с жизнью села в режиме карантина, произошел один интересный факт. На фоне частых дождей ухудшилось качество питьевой воды. В течение нескольких дней селу подавалась нефильтрованная вода, а потом и она прекратилась.
Как выяснилось позже, у этого села есть лучший, фильтрованный и полезный ресурс питьевой воды, которым они не пользуются. Дело в том, что примерно 10-12 лет тому назад в селах Кварельского муниципалитета, включая Ахалсопели, были пробурены скважины для артезианской воды. Так, выкачиваемая из глубины земли вода собирается в 60-тонных резервуарах и подается населению. Жители села Гавази снабжаются такой водой в 24-часовом режиме, а расходы погашает местный муниципалитет. К сожалению, нельзя сказать того же о селе Ахалсопели. По непонятным причинам здесь предпочитают использовать речную воду, а от проведения в дома воды из скважин отказываются. С большой вероятностью, воздерживаются от дополнительных расходов.
Dama News о данной проблеме рассказал и представитель мэра Кварельского муниципалитета в административной единице Ахалсопели Малхаз Мартиашвили. По его словам, добываемая из 100-метровой глубины вода подается населению бесплатно, и пользоваться ею можно в любое время. В селе стоит 6 скважин. Несколько лет назад эту воду завели в дома населения и установили счетчики – стоимость 1 тонны воды составляла 0,50 лари. Население не смогло оплатить стоимость воды, накопились задолженности, и подача электроэнергии на скважины прекратилась.
«2 года назад, когда я был назначен представителем мэра Кварельского муниципалитета, в селе стояла проблема воды. Мэрия отремонтировала сгоревшие двигатели, и мы опять задействовали скважины. Сейчас село может пользоваться этой водой, а расходы полностью покрывает муниципалитет. Ахалсопели также получает речную воду, но весной, во время таяния снега и дождей, вода загрязняется. А вода из скважины совершенно безопасна для здоровья», — объяснил нам Малхаз Мартиашвили.
Что касается инфраструктурных проектов, то в Ахалсопели идет строительство многофункционального спортивного комплекса, который будет обслуживать несколько сел муниципалитета. В здании планируется разместить тренажерный зал, раздевалки и душевые. Молодежь там в основном будет овладевать дзюдо. Спорткомплекс также рассчитан на проведение различных масштабных спортивных мероприятий. Как отмечают местные жители, в селе остро стоит проблема дорог, но как заявил нам сельский староста, уже утвержден проект благоустройства внутренних сельских дорог и строительства сточных систем. Кроме того, часть дорог были заасфальтированы в 2019 году, и, с большой вероятностью, эти работы продолжатся и в текущем 2020 году.
В условиях же нынешнего карантина жителей села больше всего беспокоят растущие цены – с каждым днем дорожают удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства.
Репортаж подготовила Шорена Папашвили