В истории каждого государства есть свои сакральные даты, которые обретают почти религиозное значение. Для современного грузинского государства подобной датой является 9 апреля 1989 года, празднуемый сегодня как День национального единства, гражданского согласия и памяти погибших за Родину.
На рассвете 9 апреля 1989 года, военнослужащие Министерства обороны СССР силой разогнали мирную акцию протеста перед Домом правительства на проспекте Руставели, который находится в самом центре Тбилиси. Массовая акция протеста проходила там уже во второй раз (в первый раз осенью 1988 года), а большинство участников были молодые люди. Руководили манифестацией представители т.н. оппозиции, или, как их тогда называли, неформальные лидеры. В отличие от первой волны акций протеста, которые завершились мирно и путем достижения компромисса, в 1989 году все пошло совсем по-другому. Это, скорее всего, не соответствовало интересам определенных политических сил, поэтому уже весной 1989 года опытные люди почти не сомневались, что вторая акция закончится иначе. Так и произошло – в результате разгона манифестантов погиб 21 человек, большинство из которых молодые женщины. Тогда как советское руководство, так и их оппозиция, состоящая в основном из антисоветских диссидентов, яростно обвиняли друг друга в провокациях и стремлении достичь политических целей за счет пролитой крови и жизней невиновных людей.
Здесь важно учитывать то обстоятельство, что судьба могучей супердержавы (СССР) на тот момент уже была предрешена, и дни его существования были сочтены. Распад СССР, на наш взгляд, был обусловлен глубочайшим моральным кризисом советской партийной верхушки во главе с Михаилом Горбачевым и его соратниками, их моральным перерождением. Многие партийные бонзы в результате банального воровства накопили столько, что в условиях социализма реализовать это было уже невозможно, для чего и понадобилось смена существующего строя. Республиканские власти, очевидно, вспомнили слова Цезаря о том, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. А кровь самая лучшая закваска для новой власти. Во многих республиках обошлись без трагических событий, но в Тбилиси жертвы были.
Dalma News: С целью расследования событий, происшедших в Тбилиси 9 апреля 1989 года, Съездом народных депутатов СССР была создана специальная комиссия, которую возглавил Анатолий Собчак. По итогам расследования, Комиссия пришла к выводу об избыточном применении военнослужащими силы против демонстрантов.
Грузинская оппозиция тогда заявила, что советские солдаты зарубили беззащитных девушек саперными лопатками, советские власти, в свою очередь, заявляли, что жертвы погибли в давке, устроенной митингующими. Так или иначе ровно через два года уже новые власти страны провозгласили независимость Грузии именно 9 апреля 1991 года. И вот уже три десятка лет ночь на 9 апреля собирает на проспекте Руставели представителей всех политических партий – как власти, так и оппозицию. Это стало политическим ритуалом, своеобразным тестом на проверку лояльности к современному грузинскому государству. Естественно, подобный тест обязателен для всех. Текущий же 2020 год стал единственным, когда совершить этот ритуал в обычном масштабе стало невозможно – вмешался смертоносный коронавирус нового типа Covid-19. Кроме того, столичные власти с Нового года закрыли территорию перед зданием парламента на реконструкцию, так что в текущем году граждане не смогли подойти к мемориалу жертвам 9 апреля.
Тем не менее, премьер-министр Грузии Георгий Гахария побывал у мемориала, принес цветы, которые оставил возле строительного ограждения. Судя по снимкам, премьер пришел на площадь один и других членов кабинета министров рядом с ним не было. Все представители оппозиционных партий, пришедшие почтить память жертв, дружно выразили свое возмущение тем, что реконструкция этой территории еще не закончена. Нужно отметить, что за все годы независимости территория перед парламентом являлась главным местом проведения самых различных акций протеста оппозиции. Сегодняшняя же реконструкция, вкупе с антивирусными мероприятиями и комендантским часом, выбили из рук оппозиции все сильные козыри. Теперь устраивать массовые беспорядки им практически стало невозможно.
«Я понимаю, что сегодня для нас самая большая линия фронта – это битва с Covid-19, но мы не должны забывать нашу историю. 31 год назад, 9 апреля 1989 года, советские войска совершили преступление. Это преступление было величайшей трагедией в истории нашей страны, но и самой большой надеждой. Эта надежда осуществилась уже 9 апреля 1991 года, когда страна провозгласила независимость, и мы начали строить государственность в новейшей истории. Мы всегда должны чтить память наших героев, помня, что они принесли эту жертву, чтобы создать успешное, эффективное государство, и что эти последние годы должны быть еще более продуктивными и успешными в процессе создания государства», – заявил премьер-министр Грузии на брифинге в администрации правительства.
Уже не раз отмечалось, что заявления грузинской политической элиты требуют специальной расшифровки. Так, 9 апреля 1989 года оказалось как преступлением и величайшей трагедией, так и самой большой надеждой. Ну оксюморон в грузинской политике – явление привычное. Однако, как может преступление сочетаться с надеждой, понять сложно. Тут либо преступление не является преступлением, либо надежда не является надеждой.
Тут же следует напомнить, что 9 апреля также является Днем национального единства и гражданского согласия. Кто-нибудь может назвать за 31 год независимости хотя бы один день, когда в стране было это самое национальное единство и гражданское согласие. Память погибших священна для всех, но что было бы, если бы эти люди в далеком 1989 году смогли бы заглянуть в ближайшее будущее своей страны.
Как бы они поступили тогда, узнав о том, что скоро в стране начнется гражданская война, никак не связанная с мифическими оккупантами. Как бы они поступили, если бы узнали, что все это из-за того, что новые политики не смогли поделить власть и вцепились друг другу в глотки, а количество погибших людей во много раз превысит количество жертв апрельской ночи. Как бы они поступили, узнав, что в будущем страна начнет распадаться на куски, лишится промышленности и сельского хозяйства, что на долгие годы вернется к жизни в каменном веке без электричества, газа, нормального транспорта. Что страна станет ареной бесконечных политических разборок между различными претендентами на власть, что станет площадкой перманентной нищеты и массовой миграции населения заграницу в поисках заработка. Что встанет перед тяжелейшей демографической катастрофой, с которой не сравнятся даже самые страшные вражеские нашествия. Насколько оправдались те надежды, которые, они, безусловно, питали, рискуя своими жизнями?
Разумеется, не осталось в стороне от этой трагической даты посольство США в Грузии, которое является одним из главных «катализаторов» нашей свободы. В заявлении посольства говорилось о самопожертвовании грузинского народа, а также о том, как заокеанские друзья чтят память тех, кто не дождался свободы и независимости, за которую боролись ценою своих жизней. В нынешнем историческом контексте подобные слова звучат откровенной насмешкой. Все потому, что те люди, которые много лет назад мечтали о свободе и независимости, точно не представляли ее такой.
Сегодня Грузии предстоит справиться со смертоносной пандемией Covid-19. Это не только угроза жизни и здоровью миллионов граждан страны, но и сокрушительный удар по ее экономике. Потери тысяч рабочих мест, усиление и без того массовой безработицы, галопирующая инфляция – все усугубляется мировым экономическим кризисом и возможной рецессией, которая также является последствием пандемии Covdi-19. Огромную армию безработных пополнят и толпы гастарбайтеров, которые были очень важным источником поступления валюты и своим рабским трудом содержали большую часть населения. Достаточно развитые в экономическом плане государства всерьез обсуждают возможность голодных бунтов, так как у населения многих стран мира уже фиксируется дефицит денежных средств и продуктов питания. Еще более тревожным на этом фоне выглядит положение дел в Грузии. Вот на чем должен сконцентрировать свое внимание и энергию весь грузинский политический спектр.
Давид Купатадзе (Батуми)