Несмотря на попытки пикетирования здания парламента Грузии или навешивания замков на его ворота, правительство страны идти на компромисс с оппозицией не собирается, да и уступать мажоритарную систему к парламентским выборам 2020 года не планирует. Оппозиция же хочет гарантированных парламентских мандатов и поэтому хочет добиться принятия пропорциональной системы, создавая дискомфорт правительству страны.
Перманентные акции протеста проводятся уже и в регионах страны, а оппозиционные силы питают надежды на создание очагов напряженности. Так, первая попытка была предпринята в городах Мцхета, Кутаиси, Зугдиди и Кобулети. Появление лидеров оппозиционной партии «Единое национальное движение» и их сторонников везде встречали с агрессией, вениками и яйцами. Были и случаи физического противостояния. Оппозицию, приехавшую в крупные города страны в надежде на проведение многотысячных митингов, встречали рассерженные и взволнованные люди, которые напоминали им о разгонах акций протеста 7 ноября, 26 мая, а также кровавом 9-летнем правлении и убитых в тюрьмах заключенных.
Грузинское общество ежеминутно ожидает провокаций от реваншистски настроенных политических сил. Наверное, поэтому численность сотрудников полиции, мобилизованных на акциях оппозиции для обеспечения безопасности граждан, порой превышала количество самих участников акций. Не меняется и язык ненависти старых и новых лидеров «Единого национального движения» и, несмотря на то, что в требовании смешанной избирательной системы к ним присоединились и другие оппозиционные партии, политическим лидерам каждый раз приходится оправдываться, что они дистанцированы от насилия, революций и свержения власти.
Акция «Национального движения» в городе Мцхета сопровождалась физическим противостоянием. Лидеры оппозиции даже гимн Грузии спели на акции, но загасить гнев рассерженных людей не смогли. Пока Георгий Вашадзе призывал противостоящую сторону к объединению, лидер «Европейской Грузии» Гига Бокерия называл их рабами и угрожал, что всех запомнит в лицо. Участники акции в ответ на угрозы Бокерия облили его водой.
За два дня до событий во Мцхета на улицах Кутаиси появились лозунги: «Демишизация начинается с Кутаиси», «Грузия без нацев» (так в Грузии называют членов партии «Единое национальное движение» экс-президента Михаила Саакашвили). Участники протеста забросали офис объединенной оппозиции яйцами и облили краской. Акция позднее прекратилась по той причине, что ее участники проявили уважение к полиции, но активисты пообещали, что опять обратятся к аналогичному протесту и не позволят лидерам «Единого национального движения» передвигаться по Кутаиси.
Акция протеста объединенной оппозиции в Кутаиси и Зугдиди переросла в открытую драку. Сторонники «Грузинской мечты» принесли баннеры с надписями «Помним 7 ноября» и «Не допустим». А из окон офиса «Национального движения» выбросили долларовые купюры. С обеих сторон слышались крики: «Рабы» и «Убийцы».
Предметом обсуждения в соцсетях стала критическая малочисленность сторонников акций, организованных 30 политическими партиями, и присутствие на них лишь до 2000 человек.
Как заявил Dalma News аналитик Гия Абашидзе, в результате немасштабных акций протеста оппозиции наглядно проявляется тенденция, что народ решений по политическим процессам на улицах уже не принимает. Они хотят зафиксировать свое решение у избирательной урны. Абашидзе советует политическим партиям не бегать по улицам, а встречаться с собственными избирателями и знакомить их с альтернативными избирательными программами.
«Как видно, и лидеры оппозиции не видят того, что народ не желает принимать решения на улицах. И сейчас они продолжают шумные акции с участием нескольких десятков активистов. Хотя не имеет значения, 1000 человек будет стоять там, 300 или 8000, главное, что общество желает видеть процессы там, где они и должны протекать, — у избирательной урны, где выбирают правительство на 4 года и где карают ту или иную партию за допущенные ошибки», — заявил Dalma News Гия Абашидзе.
По его оценке, в стране сегодня не политический кризис, как в этом пытается убедить населения грузинская оппозиция, а политическая напряженность. Не оценивают протекающие в стране процессы как кризис ни европейские, ни американские послы. Политический кризис наступает в стране тогда, когда большинство распадается, не работают институты, организации и т.п.
По мнению аналитика, если сегодня где-то и существует кризис, то именно в объединенной оппозиции. Налицо пестрота партий, которая делает это объединение шатким и временным.
«Большую часть общества вовсе не интересует по германской модели будут избираться депутаты или по австралийской. Избирателей интересуют конкретные программы. И послы, дипломаты, европарламентарии подчеркивают, что выражение протеста должно происходить в рамках закона. Несколько дней назад во Франции 800 000 человек вышли на акции протеста. Большая их часть была мирной, но как только акции принимали несоответствующий закону характер, полиция моментально пресекала их, и достаточно фатально. В любой стране выражение протеста должно быть в рамках закона и Конституции», — заявляет Гия Абашидзе.
Бывший председатель парламента, исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе считает, что оппозиция находится в кризисе. Машет перед правительством «германской моделью» избирательной системы, но убедить в ее преимуществах не может.
«В связи с так называемой германской моделью наша позиция абсолютно ясна. Это простой математический вопрос, данная модель не соответствует нашей Конституции, и это наша твердая позиция. На стороне оппозиции же вы ни одного аргумента не найдете. Оппозиция в кризисе. Подождем их предложений», — заявил он журналистам, говоря о результатах встречи между властями и оппозицией.
Еще один член большинства, первый вице-спикер Гия Вольский заявляет, что правительство настроено конструктивно, но не забывает горького опыта отношений с этой оппозицией. Поэтому предупреждает ее, что из-за деструкции с замками, уступок от «Грузинской мечты» ожидать не следует.
«10 человек или 100, но они создают стране проблему, хотя бы на международном уровне. В экономических вопросах у нас есть определенные проблемы. Но кричать, что мы что-то решим выкручиванием рук и пикетированием — это такая же деструкция, как и то, что они устроили после 20 июня», — заявил Гия Вольский.
Аналитик Важа Беридзе считает, что налицо серьезные признаки политического кризиса, настолько, что процесс уже вышел за пределы залов, и эпицентр переместился на улицу. А это делает развитие событий опасным. Велика угроза провокаций и эксцессов, от которых выиграют определенные политические силы, но проиграет Грузия и грузинский народ.
Как заявил Важа Беридзе Dalma News, с самого начала было ясно, что лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили заплатит определенную политическую цену в случае отказа от обещанного проведения выборов по пропорциональной системе. В итоге же мы получили то, что «Единое национальное движение» опять стало актуальным. Эта политическая сила напомнила грузинскому народу, что никуда она не уходила.
«Наша демократия очень слаба и приближается к примеру избирательной демократии. Это не консолидированная демократия, которая существует в развитых странах Запада, где работают институты и демократическое развитие общества необратимо. Где экономика доведена до классических принципов рыночной экономики. Мы начинающая демократия, окруженная достаточно специфичными – турецкой, азербайджанской, российской демократиями. Мы как некий оазис, в котором допустили неформальное правление, которому предшествовал авторитаризм, со своими четкими проявлениями. Это две главных силы, две главных фигуры, два главных источника денег – Иванишвили и Саакашвили. Других денег не существует, даже если и найдутся интеллектуальные ресурсы, у них денег нет. В последнее время появилась третья сила – банкир Хазарадзе и его деньги, но он на этом этапе торпедирован», — заявляет Важа Беридзе.
По его словам, главной должна быть воля избирателей, а не то, чего хотят экс-премьер Бидзина Иванишвили и экс-президент Михаил Саакашвили.
По мнению аналитика, выход из создавшейся ситуации – в руках народа. Он должен принудить обе силы выслушать общество, узнать, чего хочет общество. Общество же хочет создания такой избирательной системы, которая отображает выбор большинства населения и не заводит страну в тупик.
Шорена Папашвили